эмблема

Олимпиада 2008

Областной этап Всероссийской олимпиады школьников по Тюменской области. Химия.
г. Тюмень, 25-26 января 2008 года


< Главная страница | Карта сайта >
Тюмень. Флаги над площадью
  Задания олимпиады
 
Теоретический тур: Скачать с сайта rosolymp.ru
 
Экспериментальный тур:
| 9 | 10 | 11 |

        Областная олимпиада по химии проходила в два этапа. В первом, зональном отборочном туре приняли участие 35 школьников 9 класса, 41 - десятого и 45 - одиннадцатого класса. Средние результаты этого тура были невысоки (соответственно 15,3%, 24,7% и 20,4%), тем не менее позволили отобрать лучших из участников для основного, очного тура. В основном, очном туре приняло участие 24 школьника, что заметно меньше, чем в прошлые годы. В каждой параллели только один участник представлял сельские школы.

Уменьшение числа участников областной олимпиады безусловно снижает ее образовательную и развивающую роль в жизни школ, свидетельствует об ухудшении качества химического образования, особенно в сельской местности. Среди участников - 7 девушек (29,2%), причем они показали в текущем году неплохие результаты.

Задания теоретического тура содержали по пять задач достаточно высокого уровня сложности, подготовленных на основе рекомендаций методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников. Задания экспериментального тура составлялись областной методической комиссией и оценивались по двум позициям: теоретическое планирование эксперимента и непосредственное выполнение. Суммарная оценка теоретического и экспериментального тура составляла 50 и 20 баллов.

В состав жюри вошли преподаватели Н.Н.Лебедева и Г.М.Можаев (ХФ ТюмГУ), Е.М.Шаповалова (ТГМА), научный сотрудник Новосибирского университета Е.В.Кабин. Руководил работой жюри доцент кафедры неорганической и физической химии ТюмГУ, к.х.н. Н.А.Хритохин.

Результаты учащихся 9-го класса:

Место Фамилия Баллы Школа Учитель
1 Бельских Денис 25,5+15,0=40,5 «Гимн. им. Лицмана», Тобольск Змановская Г.И.
2 Волокитин Анна 27,5+12,0=39,5 гимназия №21 г.Тюмень Белкова Н.Т.
3 Иванова Ксения 18,0+19,0=37,0 гимназия №21 г.Тюмень Белкова Н.Т.
4 Семочкина Лидия 18,5+13,0=31,5 г.Тюмень, СОШ №40  
5 Мычинко Михаил 20,0+11,0=31,0 Викуловская
СОШ № 1
 

Средний результат теоретического тура равен 43,8% (21,9 балла из 50), экспериментального 70% (14 из 20), три лучших участника набрали в итоге больше 50% баллов и стали призерами олимпиады. На рис. 2 - средние результаты выполнения отдельных заданий олимпиады. Он показывает, что наиболее сложными для школьников оказались 1-я и 4-я задачи.

В первой задаче школьники должны были проявить умение анализировать исторический химический текст, с непривычной терминологией и номенклатурой, непривычными единицами измерений. С химической точки зрения затруднения вызвала реакция разложения гидрокарбонатов. В четвертой задаче участникам надо было данные по температурам замерзания растворов, провести сравнительно несложные расчеты с использованием понятия массовая доля, понять причину явления. Участники допускали ошибки в расчетах (путая массу воды и массу раствора), а также не уловили связь между способностью вещества к диссоциации и его влиянием на температуру замерзания раствора.

Задания экспериментального тура требовали от 9-классников умения строить и использовать графики, простейших навыков взвешивания, приготовления растворов, измерения их плотности. В целом и с теоретической и с практической частью школьники справились неплохо, тем более что работа с ареометром была предварительно разобрана на мастер-классе. Большинство замечаний касалось грамотного построения графика и техники приготовления растворов.

Результаты учащихся 10-го класса:

Место Фамилия Баллы Школа Учитель
1 Баланюк Наталья 24,50+10,50=35,00 гимназия №21 г.Тюмени Белкова Н.Т.
2 Пашина Людмила 16,75+9,25=26,00 Гимназия ТюмГУ г.Тюмени Могильная Т.Ю.
3 Бодров Владислав 12,75+7,50=20,25 г. Тобольск «Гимн. им. Лицмана» Змановская Г.И.
4 Слинкин Александр 8,75+6,50=15,25 г. Тобольск «Гимн. им. Лицмана» Змановская Г.И.
5 Бродягин Алексей 5,25+8,00=13,25 Лицей №93 г.Тюмени Барышникова Н.И.
6 Мадьяров Ильнур 5,50+7,25=12,75 г. Тобольск «Гимн. им. Лицмана» Змановская Г.И.
7 Терещук Евгения 4,50+6,50=11,00 Лицей ТюмГНГУ г.Тюмень Жданович В.В.
8 Красилова Виктория 5,75+4,00=9,75 Шороховская СОШ, Исетский район ...
9 Курдыбаха Андрей 4,75+4,25=9,00 г.Тюмень, СОШ №70 Тачева Г.Ф.
10 Самсонов Кирилл 0,50+5,00=5,50 г. Ишим, СОШ № 7 ...

Результаты 10 класса оказались слабее и в теоретическом (17,8%), и в экспериментальном (34,4%) туре. Более заметно и расслоение участников по их уровню, более половины из них набрали в теоретическом туре лишь около 5 баллов. В итоге лишь один десятиклассник набрал по сумме 2 туров 50% баллов и был назван призером.

Наиболее сложной для этой параллели оказалась задача 4. В этой качественной задаче участники должны были разобраться со сложными окислительно-восстановительными процессами в химии хрома, марганца, серы, железа… Вероятно, многих остановила номенклатура: дихромат, персульфат, соль Мора. Как ни странно, но в рекомендациях центральной методической комиссии эта задача предлагалась даже для 9-го класса.

Чуть больше одного балла в среднем набрали школьники и по первой задаче, хотя она касалась химии достаточно известных веществ - углекислого газа, соды, гидрокарбоната натрия. Подвело то, что многие не узнали в неизвестном твердом веществе "сухой лёд", углекислый газ в твердом состоянии. А те, кто догадался, не смогли полностью разобраться с превращениями, веществ, описанными в задаче, подтвердить их расчетами.

Экспериментальный тур требовал от учеников навыков титрования, приготовления раствора в мерной колбе, разделения смеси фильтрованием. Кроме того, на основании данных о составе смеси, окислительно-восстановительных свойств предложенных веществ (сульфит натрия, перманганат калия) надо было составить план своей работы. Этап отделения нерастворимых примесей фильтрованием предложили многие участники, многие учли и необходимость определение концентрации раствора перманганата, но до конца составить последовательный план своей работы никто не смог. Трудность вызвало и написание уравнений ОВР. В практической части отмечались типичные ошибки при работе с бюреткой, пипеткой, мерной колбой.

Результаты учащихся 11-го класса:

Место Фамилия Баллы Школа Учитель
1 Мурунов Сергей 26,0+13,0=39,0 Лицей №93 г.Тюмени Барышникова Н.И.
2 Баженов Роман 23,0+13,0=36,0 Гимназия ТюмГУ г.Тюмени Могильная Т.Ю.
3 Анищенко Никита 24,25+11,0=35,25 Лицей №93 г.Тюмени Барышникова Н.И.
4 Исаев Алексей 20,25+14,5=34,75 г. Ишим, СОШ № 12 Дерко Т.П.
5 Дерябин Сергей 16,5+11,5=28,0 Лицей №93 г.Тюмени Барышникова Н.И.
6 Малюгин Александр 12,5+8,5=21,0 Лицей ТюмГНГУ г.Тюмень Жданович В.В.
7 Девятков Алексей 3,50+9,0=12,50 Гимназия ТюмГУ г.Тюмень Могильная Т.Ю.
8 Ахапкин Александр 5,50+6,0=11,50 г. Тобольск, «Гимн. им. Лицмана» Змановская Г.И.
9 Бижанов Серик 2,00+2,50=4,50 Коркинская СОШ, Упоровский р-н ...

В 11-м классе три участника показали суммарный результат двух туров больше 50%. Средний результат теоретического тура 29,7% (около 15 баллов), экспериментального - 49,4% (10 баллов).

Самой трудной задачей для 11-го класса оказалась задача 3. Она также была посвящена свойствам персульфатов, использованию этих свойств в аналитической химии. Кроме того, школьники должны были в этой задаче определить состав неизвестного персульфата, который к тому же оказывался кристаллогидратом.

Еще одна сложная задача, задача 2, тоже требовала установить неизвестный металл, определить формулу неизвестного соединения. На этот раз ученику необходимы не только общие навыки в определении формул веществ по данным элементного анализа, но и знания из области химии комплексных соединений.

Экспериментальный тур 11 класса по технической стороне (анализ состава смеси) совпадал с заданием 10 класса, однако требовал знания химии галогенов (йодометрия). Значительно большая часть группы правильно составила ход анализа, однако его техническое исполнение вызвало такие же трудности, как и в 10-м классе. Типичными ошибками было плохое перемешивание раствора в мерной колбе, недостаточное отмывание осадка вещества при фильтровании.


Среди призеров и лучших участников областной олимпиады по химии учащиеся ведущих в деле химического образования образовательных учреждений юга области: лицея №93 (бывший лицей при медицинской Академии), лицея при ТюмГНГУ, гимназии им. Н.Д.Лицмана (г.Тобольск), гимназии ТюмГУ. Отрадно отметить и успех учащихся неспециализированной в области химии гимназии №21 (г.Тюмень), которые заняли три призовых места в олимпиаде этого года.


Команду юга Тюменской области на следующих этапах Всероссийской олимпиады будут представлять Бельских Денис, Баланюк Наталья и Мурунов Сергей.
Им, и всем участникам олимпиад новых успехов и свершений!

Задать вопрос  


Что дальше?
.
Союз
образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 
 
 
Hosted by uCoz