< Главная страница
 
< Карта сайта

 
Поделиться в

Олимпиада 2006
Федеральный окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Уральский федеральный округ.
Тюмень, 24-28 марта 2006 г.

Тюмень вечерняя


Теоретический тур
Задания: 9 | 10 | 11 |






Рейтинг@Mail.ru


        Работа участников федерального окружного этапа проходила в два тура. В первом, теоретическом туре, школьником было предложено решить за пять часов шесть задач. О том, как справились с этим девятиклассники можно судить из следующей диаграммы:

Как видно, наибольшую трудность для участников составила задача 9-3, посвященная установлению формулы гидроксиламина, протолитическим равновесиям в его растворе, окислительно-восстановительным свойствам веществ. Всего два участника приблизились к полному решению этой задачи, набрав 8 баллов из 10, результаты остальных – 2-4 балла.

Трудной была также пятая задача, посвященная свойствам теллура и его соединений. Впрочем, определить сам элемент Х, немного зная греческий алфавит, не составляло большого труда, но вот что значит это греческое слово…. И какими свойствами обладает эта загадочная Х-овая кислота… (Как оказалось, H6TeO6). C этим справились немногие. Лучший результат по этой задаче - 7 баллов.

Ну а самыми простыми были задача 9-1, посвященная открытию германия, и 9-6 по энергетике химических реакций. В последней надо было рассчитать тепловые эффекты ряда реакций, на основании данных по теплотам образования веществ, ответить на вопросы по типам химических связей, агрегатному состоянию и поведению на воздухе ряда галогенидов и оксидов. Впрочем, особенность задач олимпиады такова, что они включают вопросы разного уровня, поэтому ни один участник, ни по одной задаче, высшего балла не набрал. Но и нулей было относительно немного.

Для экспериментального тура девятиклассникам была предложена достаточно простая задача на распознавание 8 растворов веществ в неподписанных бутылочках, располагая лишь пробирками да индикаторной бумажкой. (Профессиональный аналитик, прочитав условие задачи, пришел в ужас). Но большинство участников справились с задачей вполне успешно. Затруднения вызвало то, что реальное поведение веществ часто не оправдывает их книжного описания, где если кислая среда, то до-красна, если газ – то с шипением и через край, если осадок – то сразу и полпробирки. А на практике и изменение цвета незначительное, и пузырьки газа еще надо разглядеть, и осадок начинает выпадать спустя 10 секунд. И вообще, осадок ли это если он не оседает? А если наоборот хлопьями сверху? Над этим пришлось подумать. Также для многих оказалось странным, что для реакций между ионами надо писать ионные уравнения..

Тем не менее, большинство участников успешно определили все предложенные вещества, или почти все. Здесь хочется отметить работу тюменского школьника Романа Баженова, который первый успешно справился с этой задачей.

В целом результаты девятиклассников представлены на следующей диаграмме. Победителями стали Свердлов Юрий (Екатеринбург) и Губанова Светлана (Челябинск) – диплом I степени, Губайдуллина Альяна (Челябинск) и Тукачев Никита (Екатеринбург) – II место, Пешков Роман (Курганская обл.). Особенно радует успех девушек из Челябинска.


        Результаты учащихся 10 класса были скромнее и, прежде всего, в теоретическом туре. Многие участники получили нули во второй (оксид углерода(II) и его определение), третьей (реакция Вагнера и диолы) и четвертой (получение изопрена и его свойства, вплоть до диенового синтеза и лимонена) задачах. Задачи действительно непростые.

Ну а наиболее успешной была задача 10-1, посвященная разложению различных солей аммония. Здесь надо отметить успех тоболячки Антонины Портновой, которая единственная получила высший балл за решение этой задачи, чем и заслужила особый приз от жюри. Еще один десятикласник, Кузнецов Данил, за успешное решение задачи 10-6 (о кислоте, получаемой "изъ лимоннаго сока") тоже заслужил особое поощрение жюри в виде изрядного количества самих лимонов.

Экспериментальный тур 10 класса был посвящен объемному методу анализа, перманганатометрии. Участники должны были стандартизировать раствор перманганата калия и с его помощью определить содержание пероксида водорода в пробе. К сожалению, некоторые участники только здесь познакомились с бюреткой, а это ведь уже окружной этап..

В целом среди 10 класса заметно выделялась работа Солдатова Михаила (Ноябрьск, ЯНАО), который заслуженно получил диплом I степени. Следующие два участника показали близкие результаты и заняли II место: Середа Владимир и Красноруцкий Александр (оба из Свердловской обл.). Третье место было решено не присуждать.


        Одиннадцатый класс – наиболее опытные бойцы, неоднократные участники олимпиад различного ранга и соперничество здесь было достаточно сильное. Самой трудной для них оказалась задача 11-2 теоретического тура - синтез ну «очень интересного вещества» содержащего бензольное кольцо, аннелированное (!) с двумя циклобутановыми и одним циклопропановым циклами – нечто очень напоминающее мышиную мордочку. А потом надо было еще рассмотреть свойства этой мордочки.. Короче, решение этой задачи занимает две с половиной страницы убористого текста. Были два гиганта, получившие за эту задачу 9 и 7 баллов (Плеханов Александр и Могильный Максим соответственно), остальные 0,5-4.

Немногим уступала по сложности задача 11-5, в которой требовалось определить теплоту сгорания ферроцена по данным калориметрических опытов, и рассчитать теплоту его образования. Здесь максимальный балл получил Лахт Григорий, остальные участники ему существенно уступали.
        Наиболее простой для участников оказалась задача 10-3, где в свойствах неизвестного металла многие безошибочно открыли достаточно знакомую им химию марганца.

Экспериментальный тур 11 класса тоже был связан с окислительно-восстановительными методами объемного анализа. Им было предложено, используя йодометрию, определить содержание меди в выданном растворе и, на основании этого, вывести формулу соответствующей медной соли. (Тюменским участникам повезло, очень похожее задание было на экспериментальном туре областной олимпиады. Но это именно везение, так как задание для округа давала Москва.) В экспериментальном туре лучшим оказался Максим Могильный, который в итоге не только догнал ближайших соперников, но и несколько их превзошел.

Тем не менее результаты первых трех участников оказались настолько близки, что жюри, недолго думая присудила три диплома I степени. Победителями стали: Могильный Максим (Тюмень), Горбунов Николай (Екатеринбург), Плеханов Александр (Челябинск). Дипломов II степени решено не присуждать, и следующие два участника Лахт Григорий (Екатеринбург) и Чернышов Дмитрий (Челябинск) получили дипломы III степени.


        Подводя общий итог, можно сказать, что в Уральском федеральном округе есть три заметных школы юных химиков. Это школы:

  • Москвина Сергея Анатольевича, г. Екатеринбург, гимназия №9;
  • Вахидова Марса Нуриевича, г. Челябинск, лицей №77;
  • Лисича Александра Витальевича, г. Ноябрьск, МОУ СОШ №11.
Хочется надеяться, что со временем такая школа появится и в Тюмени.

        А победителям окружного этапа скоро предстоит встретиться в Уфе, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
        Пожелаем им новых интересных задач, доброжелательного жюри и Удачи!


Оценки и мнения изложенные на этой странице - это личное мнение автора сайта,
которое может не совпадать с официальными оценками жюри.

Задать вопрос  




Hosted by uCoz