|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница МХО-45 на сайте ХФ МГУ
|
Организаторы, участники, подготовка45-я Международная олимпиада по химии проходила в России на химическом факультете московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Большую работу по подготовке и организации олимпиады провели декан Химического факультета МГУ, заведующий кафедрой физической химии, академик РАН, Лунин Валерий Васильевич и профессор Химического факультета МГУ, Вадим Владимирович Еремин, председатель научного комитета Международной химической олимпиады школьников. О значении МХО, подготовке ее участников, основных этапах они рассказали в В олимпиаде приняли участие национальные сборные 74 государств, еще 3 страны выступали в статусе наблюдателей. В составе этих сборных лучшие юные химики своих стран, победители национальных олимпиад.
Руководитель российской команды Илья Глебов, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель ХФ МГУ, в прошлом тоже участник и призер одной из международных химических олимпиад. Задания Международной олимпиады готовил научный комитет страны-организатора, в России его возглавляет В.В. Еремин. Подготовленные задания обсуждаются в Международном консультативном комитете и окончательно утверждаются международным жюри. Непосредственно на олимпиаде руководители команд переводят эти задания на национальные языки. Задолго до начала олимпиады, в феврале 2013 года, начал работу сайт олимпиады, на котором были размещены подготовительные задачи, аналогичные тем, с которыми участникам предстоит встретиться на олимпиаде. К задачам даны авторские решения, что позволяет максимально подготовиться к олимпиаде. Экспериментальный тур18 июля олимпийцам пришлось выдержать пятичасовой марафон экспериментального тура. Задание состояло из трех задач: по органической химии, по аналитической химии и по химии высокомолекулярных соединений. В первой задаче было необходимо выделить и распознать два альдегида. Для этого к этой смеси карбонильных соединений надо было добавить раствор 2,4-динитрофенилгидразина. Смесь нагревали на водяной бане и после охлаждения, осаждались красиво окрашенные кристаллы 2,4-динитрофенилгидразонов, которые надо было отфильтровать и идентифицировать по их температурам плавления.
В задаче по аналитической химии олимпийцам пришлось изучить пробы воды для измерения и расчета ряда параметров: жесткость, кислотность и т.д. Трудностью для многих здесь была работа с рН-метром и, особенно, с бюретками. Наконец, в третьей задаче участникам дали образцы полимеров в растворах. С помощью вискозиметра они должны были определить время, необходимое раствору, чтобы пройти через деления капилляра, и использовать данные для построения графиков и определения некоторых параметров полимера, степени полимеризации, молекулярной массы. Работа с вискозиметром также была новой для большинства участников, в результате Химический факультет МГУ потерял часть своего парка вискозиметров. Теоретический тур20 июля на 45-й Международной олимпиаде по химии прошел теоретический тур. Задание теоретического тура, также рассчитанного на 5 часов, состояло из 8 задач, каждая из которых оценивалась от 6 до 8 баллов. Максимально на теоретическом туре участники могли набрать 60 баллов (оценка экспериментального тура - 40 баллов). Задачи теоретического тура относились к различным направлениям химической науки, ее влиянию на жизнь человека, возможностям применения ее достижений. Так в первой задаче участники должны были оценить возможность выстрела "клатратной пушки" - быстрого разложения гигантских запасов клатратов метана, сосредоточенных на дне мирового океана. Выброс гигантских количеств метана может стать причиной резкого усиления парникового эффекта и глобальной экологической катастрофы. Еще одна задача имела явно российские корни, поскольку касалась недавно открытого материала графена, за что Нобелевскую премию получили выпускники российских вузов физики Андрей Гейм и Константин Новоселов. Целью задачи было оценить возможные свойства графена отталкиваясь от характеристик и свойств графита. Последняя из восьми задач касалась археобактерий, уникальных древних микроорганизмов, которые могут производить энергию при проведении реакции метиламина в воде. Олимпийцы должны были записать уравнение для данной реакции и расшифровать структуру аминокислотных остатков, содержащихся в ферменте, который катализирует эту реакцию. Трудность состояла в том, комментировал эту задачу один из ее авторов, профессор Гладилин, что "большинство участников хорошо знают 20 аминокислот, входящих в состав белков, но они забывают, что на самом деле существует 22 аминокислоты. Остаток именно одной из них, двадцать второй кислоты (пирролизин), надо было определить в этой в задаче" Как обычно на олимпиадах, все задачи составлены таким образом, что их отдельные части являются относительно независимыми, и можно было набрать достаточно большое число баллов, решив некоторые из этих частей. В составлении задач MXO-45 принимали участие предыдущие победители международных химических олимпиад. Так первая задача была предложена дважды золотым призером (2001 и 2002) МХО Игорем Седовым, над третьей задачей работал золотой медалист 2003 года, в настоящее время кандидат физико-математических наук Александр Белов, идея восьмой задачи принадлежит победителю МХО 1998 года, в настоящее время кандидату химических наук Булату Гарифуллину. Итоги22 июля жюри олимпиады окончательно подвело итоги, которые 23 июля были объявлены на закрытии МХО-45. Результаты сборной Российской Федерации: две золотых (Никита Шлапаков и Евгений Гуляк) и две серебряных медали (Артем Бойчук и Михаил Ягофаров). Лучшим в нашей команде был Никита Шлапаков (Челябинск), занявший 10-е место в индивидуальном зачете. В неофициальном командном зачете по сумме мест наша команда заняла седьмое место. На первых местах традиционно команды Китая, Кореи, Тайваня. Ниже приведены результаты участников семи лучших команд 45-й Международной химической олимпиады:
В следующем году Международную химическую олимпиаду примет у себя Вьетнам. Подготовлено по материалам сайта олимпиады, Задать вопрос, поделиться мнением об олимпиаде вы можете через Обратную связь сайта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх | Карта сайта | Задать вопрос |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||