26-30 марта прошел окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по химии Уральского федерального округа. Одновременно этот этап Всероссийской олимпиады школьников проходил в городах Благовещенске, С.Петербурге, Твери, Улан-Удэ и Элисте.
Организаторы Олимпиады в г. Тюмени - Тюменский областной государственный институт развития регионального образования и Тюменский государственный университет. Среди участников 13 девятиклассников (из них трое реально учатся еще в 8-м классе), 11 десятиклассников и 10 одиннадцатиклассников Курганской, Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, ЯНАО и ХМАО.
27 марта на химическом факультете университета состоялся теоретический тур олимпиады. Участникам за пять часов предстояло решить пять задач, порой далеко выходящих за рамки школьной программы.
Как видно из диаграммы, для учащихся 9 класса самой трудной оказались задача 1, в которой надо было разобраться в восстановлением нитрат-иона в щелочной среде, и задача 4, посвященная строению и свойствам незнакомой многим фосфорноватой кислоты. В этих, да и практически во всех задачах школьники должны были показать умение читать исторические тексты по химии, анализировать приведенные в них количественные данные, понимать химический язык прошлого и позапрошлого века..
Наиболее доступной для большинства участников оказалась задача 3, в которой большинство справились и с химической стороной (а что может быть проще известковой воды и углекислого газа?) и с нахождением энтальпии реакции. Впрочем и в этой задаче были свои подводные камни, и полных 10 баллов за нее не получил никто.
Для 10 класса самой трудной оказалась первая и пятая задачи. Первая задача основана на материале неорганической химии. Свойства сульфита натрия и солей меди, кобальта, алюминия, гидролиз и ОВР. Плюс определение неизвестных веществ и элементов. Максимальный балл, полученный за эту задачу, был равен 6, а двое участников получили нулевые оценки. Для успешного решения пятой задачи требовалось уже приличное знание органической химии. Нафталин, фенол, реакция Дильса-Альдера, и, наконец, таинственный юглон. Одному из участников (он впоследствии получил особый приз жюри "За лучшее знание химии грецких орехов") удалось получить на этой задаче 9 баллов, средний балл остальных был около 2-х.
Что наверное вполне оправдано, самые сложные задачи оказались в одиннадцатом классе. Особенно нерешаемой оказалась задача 5, максимально набранный балл по которой составил 1,5. Кроме особенностей химии бериллия (а надо было еще определить, что речь идет о бериллии!), здесь надо было обладать развитым пространственным воображением, чтобы представить нужные структуры, и неплохими графическими способностями, чтобы их изобразить.. . Трудной оказалась и задача 1, посвященная строению и свойствам адамантана (средний балл 1,85). А наиболее простой оказалась задача 3, в тексте которой легко угадывалась медь и ее соединения.
Экспериментальный тур 9 класса был, пожалуй слишком прост: результаты 10 участников попали в интервал 13-15 баллов из 15. А может это было как раз неплохо? Большинство ушло с чуством хорошо сделанной работы, всем удалось открыть как минимум половину предложенных веществ. Или следует учитывать при прочих равных обстоятельствах, затратил участник на решение задачи 2 часа или 4?
Большинство участников 10 класса достаточно успешно справилось с предложенной экспериментальной задачей (кислотно-основное титрование), набрав больше 50% баллов. Значительно сложнее оказалась задача предложенная одиннадцатому классу (йодометрическое определение резорцина), только один участник набрал около 9 баллов, результаты остальных оказались ниже 50%. В целом, результаты экспериментального тура не слишком повлияли на итоговое распределение мест. Скорее значимость его том, что многие участники получили в этом туре хорошую школу практического применения химических реакций, веществ и собственных знаний.
Призерами олимпиады стали:
9-й класс
|
I
|
Назаренко Дмитрий (42+15=57)
|
ЯНАО, г. Ноябрьск, СОШ №11
|
Лисич А.В.
|
|
II
|
Голубых Святослав (34+14=48)
|
г.Екатеринбург, гимн.№ 9
|
Москвин С.А.
|
Парфенова Юлия (32+14=46)
|
г. Курган, гимн. № 19
|
Шкодских А.Е.
|
|
III
|
Колчина Людмила (28+15=43)
|
г.Екатеринбург, гимн.№ 9
|
Москвин С.А.
|
Иванишин Тарас (28+14=42)
|
ЯНАО, г. Ноябрьск, СОШ №11
|
Лисич А.В.
|
|
10-й класс
|
I
|
Губанова Светлана
(38+10=48)
|
г.Челябинск МОУ лицей №77
|
Губайдуллина Р.Р., Вахидов М.Н.
|
Баженов Роман (32+13=45)
|
г. Тюмень, гимн. ТГУ
|
Могильная Т.Ю.
|
|
II
|
Свердлов Юрий (35+7=42)
|
г.Екатеринбург, гимн.№ 9
|
Москвин С.А.
|
|
III
|
Тукачев Никита (29+10=39)
|
г.Екатеринбург, гимн.№ 9
|
Москвин С.А.
|
Губайдуллина Альяна (27+10=37)
|
г.Челябинск МОУ лицей №77
|
Губайдуллина Р.Р., Вахидов М.Н.
|
Ямщиков Алексей
(24+12=36)
|
Челябинская обл. г.Магнитогорск СОШ №56
|
Литвиненко В.Н., Ушеров А.И., Куликова Т.М.
|
|
11-й класс
|
I
|
Солдатов Михаил (28+5=33)
|
г. Ноябрьск, СОШ №11
|
Лисич А.В.
|
|
II
|
Латышев Григорий (23+6=29)
|
г.Екатеринбург, СУНЦ УрГУ
|
Черемичкина И.А.
|
Середа Владимир (22+7=29)
|
г.Екатеринбург, гимн.№ 9
|
Москвин С.А.
|
|
III
|
Ялымов Алексей (14+10=24)
|
г.Челябинск МОУ лицей №77
|
Левандовская Н.В., Вахидов М.Н.
|
Все призеры вошли в состав команды Уральского Федерального округа для участия в V заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии. Включен в нее также Красноруцкий Александр - призер заключительного этапа прошлого года (Свердловская обл. г. Березовский). Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии пройдет в г. Уфе с 16 по 21 апреля 2007 г. на базе Башкирского государственного университета.
|
Жюри присудило поощрительные призы:
1. "Абсолютному победителю олимпиады" Назаренко Дмитрию - 56,5 балла из 65 (9 класс);
2. "Лучшему экспериментатору" Бельских Денису - за самое быстрое и грамотное выполнение экспериментального тура (9 класс, г.Тобольск, учитель Змановская Г.И.);
3. "За лучшее знание химии грецких орехов" Баженову Роману - за наиболее полное решение задачи 10-5 (10 класс).
Оценки и мнения изложенные на этой странице - это личное мнение автора сайта, которое может не совпадать с официальным мнением жюри.
© Можаев Г.М.
Задать вопрос
|