Карта сайта
|
Окружная олимпиада школьников по химии 2007 г.Девятый класс.Задача 9-1."Употребление. В количественном анализе алюминий (в виде порошка) применяется для определения азотной кислоты. Принцип способа основан на том, что выделяющийся при действии едкой щелочи на алюминий водород переводит азотную кислоту в........; реакция идет согласно следующему уравнению: ........... Зная количество водорода, выделяемого взятой навеской алюминия и, определивши опытом количество водорода, выделенное в присутствии азотной кислоты, мы, по разности, узнаем количество водорода, которое пошло на возстановление азотной кислоты, а отсюда вычисляется количество азотной кислоты. Так как различные сорта алюминия выделяют не одинаковое количество водорода, то перед опытом необходимо определить, какое количество водорода выделяет взятый алюминий. Подробности см. Fresenius, Quantitative Analyse." («Химические реактивы, их приготовление, свойства, испытание и употребление»
Задача 9-2.Важному техническому продукту - негашеной извести, обозначаемой часто жженой известью, кипелкой, соответствует химическое соединение - СаО, гашеной извести (она же пушонка) - Са(ОН)2. Эти вещества широко используются для производства строительных материалов. В таблице приведены некоторые термодинамические характеристики веществ: DfH° - стандартная энтальпия образования (численно равная тепловому эффекту образования данного соединения из простых веществ, знак "-" соответствует экзотермическому процессу) при стандартных условиях (Р = 1 атм, Т = 298 К) и Сp - удельная теплоемкость вещества.
Задача 9-3.В приложении книги "Основания химического разложения неорганических тел" г. Тенара (перевод с пятого Французского издания И. Варвинского, СПб., печатано в Военной типографии Главнаго Штаба ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, 1829, стр.235.) дана таблица пропорциональных чисел - составов известных к тому времени химических соединений ("пропорциональными, или соответствующими химическими числами (nombres proportionnels, equivalents chimiques) называются такия, которыя показывают взаимныя отношения между составными частями сложных тел"). Приведен пример для соединений азота.
Задача 9-4."Зальцер показал существование особой фосфорноватой кислоты (ее называют иногда субфосфорной или гипофосфорной), в которой многие сомневались. Драве (1888) и Раммельсберг (1892) изучили соли. Способ ее получения в отдельном состоянии следующий. Раствор кислот, происходящих при окислении влажного фосфора, смешивают с раствором (25%) уксуснонатровой соли, при охлаждении кристаллизуется Na2H2P2O66H2O, растворимая в 45 ч. воды и дающая с солями свинца осадок Рb2Р2O6 (с солями серебра Ag4P2O6), а эту соль разлагают струею H2S, осаждается PbS, а раствор, испаренный под колоколом насоса, дает кристаллы Н4P2O66H2O, легко теряющие воду и дающие Н4Р2O6. Гидрат этот плавится при 70°, а гидрат с 2Н20 при 62°. Соли, содержащие на место Н4 или Ni2, или NiNa2, или CdNa2, и т. п., в воде нерастворимы. Чтобы видеть отношение между фосфорного кислотою и фосфорноватою, не заключающих элементов фосфористой кислоты (потому что не восстанавливает ни Au, ни Hg из их растворов), но все же способной окисляться (напр., КMnО4) в Н3РО4, проще всего применить закон замещений, явно показывающий отношение щавелевой кислоты (СООН)2 к угольной ОН(СООН)." (Д.И. Менделеев, «Основы химии», М.-Л., 1947, т.2. стр.485.)
Задача 9-5.Болонский фосфор В 1602 г. болонский алхимик В. Касциароло нашел в горах около г. Болонья (Италия) очень тяжелый плотный камень серого цвета, нерастворимый в воде (вещество А). Алхимик заподозрил в нем наличие золота. Чтобы выделить его, он прокалил камень вместе с углем. К удивлению Касциароло, охлажденный продукт реакции стал светиться в темноте красным светом (вещество В). Алхимик дал найденному камню название «ляпис солярис (Lapis solaris)» — солнечный камень. Известие о светящемся камне произвело сенсацию среди алхимиков. Камень стали называть «болонским самоцветом», «болонским фосфором».
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Архангельская О.В., Жиров А.И., Лебедева О.К., Решетова М.Д., Теренин М.И., Трушков И.В., Тюльков И.А. Методические материалы для проведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||