По страницам журнала

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

Химия в школе
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
Рубрики:

" Продолжается жизнь, начинается год
Я на окнах рисую узоры
Обязательно что-нибудь произойдёт
Очень скоро, поверь, очень скоро.


А снежинки опять по стеклу шелестят,
И заснеженный путь у погоды.
Поздравляю тебя, поздравляю тебя,
Поздравляю тебя с Новым годом!

Ирина Львова, Алатырь

вверх вниз

Главная тема

Образование, школа, учитель (из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию). . . . . № 10, с. 2.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя".

Байкина Л. В. Чтобы учение было в радость. . . . . № 3, с. 2.

- методические приемы для поддержания внимания школьников, их интереса к предмету, повышения эффективности усвоения ... "Жидкости - дружеская вечеринка, а газы - футбольный матч".

Головнер В. Н. Конец "мелового периода". . . . . № 10, с. 3.

Заметки с финала Всероссийского конкурса "Учитель года-2008" - "в питерской гимназии № 56 мела просто нет".

Нечитайлова Е. В. Эта изумительная наука. . . . . № 7, с. 2.

- химия, конечно.

вверх вниз

Информация

Горбенко Н. В., Аспицкая А. Ф., Фурашова О. В. Развивающее обучение и реализация его принципов в программах и учебниках. . . . . № 8, с. 79.

- Н.Е. Кузнецовой, С.Т. Сатбалдиной. (итоги семинара в Уфе)

Подрезова Н. И. Всероссийский научно-методический семинар. . . . . № 7, с. 78.

- по методике обучения химии (рук. Г.М.Чернобельская). Характеристика работы.

Хмельков С. Б. А как по закону?..
№ 1, с. 4; № 3, с. 5; № 4, с. 4; № 5, с. 4; № 6, с. 8; № 7, с. 3; № 8, с. 7; № 9, с. 5; № 10, с. 9.

вверх вниз

НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Белов Д. В. Неинертный благородный ксенон. . . . . № 6, с. 10.

Волкова С. А, Ивченко Т. В., Лисовская Л. П.
Зелёные растения - лаборатория фотосинтеза. . . . . № 8, с. 9.

- история развития жизни, история развития представлений о фотосинтезе, биологические и физико-химические основы, механизм.

Изюмов И. А. Нейтронные звёзды: проблемы на стыке химии и астрономии. . . . . № 7, с. 5.

- и нулевой период в системе химических элементов

Кролевец А. А. Витамины с пользой для здоровья. . . . . № 1, с. 7; № 2, с. 8; № 3, с. 7;

Классификация, витамины А, группы В, С, D .. U, природа, роль, содержание в пищевых продуктах.

Не попить ли нам чайку? . . . . № 9, с. 7;

- органические вещества, витамины в составе чая

А мне, пожалуй, чашечку кофе. . . . . № 10, с. 11.

- кофе - чем полезен, какой бывает, история в датах

Мартыненко Б. В., Михалёва М. В. О радиации - беспристрастно. . . . . № 4, с. 8.

Задача учителя - объективно осветить роль ядерных превращений и перспективы их использования человеком. Радиоэкология. Радиофобия. Законы Комонера: "Все связано со всем - Природа знает лучше - Все должно куда-то деваться - За все надо платить"

Мартыненко Б. В., Михалёва М. В., Гариева Н. Ф. Химия дыхания. . . . . № 5, с. 6.

Кислород и углекислый газ, их роль в живом организме



вверх вниз

МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ

Педагогическая наука

Волкова Е. В.
Химическая направленность ума. . . . . № 2, с. 2;

  - и ее формирование с помощью импрессинга, фасцинации, кристаллизации ...

Успешность освоения химических знаний и типологические свойства нервной системы. . . . . № 9, с. 25.

   "... на основе представлений о когнитивно-репрезентативных структурах как субстрате умственного развития разработана программа "Когнитивное обучение на уроках химии". ... мы выявили, что трудности усвоения химических знаний могут быть обусловлены особенностями нервной системы."

Савенков А. И.
Проектирование и исследование в современном образовании. . . . . № 6, с. 2;

Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании. . . . . № 8, с. 2;

   "Усадив ученика под яблоню, погрузив его в ванну и, тем более, уложив его спать (как Д.И. Менделеева), в исследовательскую позицию его не поставишь". Показаны часто встречающиеся ошибки в определении, что есть исследование.

Другие дети: новые факты об особенностях развития. . . . . № 9, с. 2.

"с каждым десятилетием IQ возрастает на 3 - 3,5 пункта ... увеличивается доля особей астенического типа ... наблюдается деселерация ... растет доля левшей и амбидекстров".

вверх вниз

Программы, учебники

Алёхина Е. А. Химия и естествознание в жизнедеятельности человека. № 6, с. 31; № 7, с. 40.

Программа практикума, 9 класс, 68 часов, биохимия, валеология, задачи.

Габриелян О. С, Остроумов И. Г., Сладкое С. А. Об особенностях обучения химии на базовом уровне старшей школы. . . . . № 3, с. 17.

"В современных условиях учителю, очевидно, придется изменить свое отношение к преподаванию: вместо хемиоцентрического подхода ... использовать человекоцентрический ... . ... Нет смысла загружать ... . Благие намерения могут привести к обратному эффекту: ... перегрузка ... превратит химию в скучный и нелюбимый предмет. Примерное содержание КР для 10-х, 11-х классов.

Голубкова Г. Л., Степанова В. Н. Экологическое образование в гимназическом пространстве. . . . . № 4, с. 17; № 5, с. 15.

- Значение и исследование стратегии развития. Экологическая интеграция наук; интеграция химии и экологии. Проектная деятельность

Литвинова Т. Н., Соловьёва М. В., Мельникова Е. Д. Из опыта составления программы для медико-биологических классов. . . . . № 1, с. 39; № 2, с. 33.

- на 4 часа в неделю (профиль)

Макотрова Г. В. Индивидуальные образовательные программы при углублённом изучении химии. . . . . № 1, с. 13.

каждый ученик создает свою индивидуальную образовательную программу (подчеркивая нужные фразы в некоторой заготовке), учитель составляет сводную таблицу и на основе ее анализа формулирует тактические педагогические задачи. И так на каждую тему. "Бесспорно, работа ... достаточно кропотлива." Приводится пример варианта программы.

Панченко Т. А. Элективный курс "Химия запаха". . . . . № 9, с. 49.

- для учащихся 10-11 классов (34 часа). Программа, тематический план, литература, рекомендации к практическим работам. Автор, по-моему, путает понятия "лабораторный опыт" и "практическая работа". (профиль)

Тебиева Е.А. Химия для малышей. . . . . № 5, с. 74.

разработка пропедевтического курса (5 класс), 34 часа.

Тупикин Е. И., Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Разработка элективных курсов в соответствии с концепцией устойчивого развития. . . . . № 3, с. 45.

- особенности элективных курсов, способствующих формированию экологической культуры

Шмелёва Л. Г. О месте курса органической химии в средней школе. . . . . № 5, с. 2.

- "наиболее логично изучать органическую химию в 11-м классе". При одном часе в неделю? Когда уже со второго полугодия большая часть класса думает не о химии, а о конкретном ЕГЭ? Очень сомнительно..

вверх вниз

Методы, приемы

Аксёнова И. В. О формах организации познавательной деятельности. . . . . № 6, с. 51.

Альмурзинова З. Б. Из опыта реализации метода проектов. . . . . № 2, с. 27.

- по теме "Пища, которую мы едим: вред или польза".

Анохина Г. М. Об организации личностно ориентированного обучения. . . . . № 7, с. 17.

- преобладание поисково-исследовательских форм, работы в малых группах, самоанализа.

Бахман Н. П. - учитель химии СШ с.Кышик, ХМАО
Как уплотнить время урока? . . . . № 9, с. 32.

используя работу в парах сменного состава по методике КСО "Гусеница" (8 класс, составление формул)

Береснева Е. В., Загвоздкина Е. Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии. . . . . № 8, с. 17.

- основные этапы и отдельные приемы технологии, особенности применения

Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся. . . . . № 2, с. 23.

- разработка проекта "Строительные материалы в архитектуре моего города". Этапы реализации проекта, алгоритмы, критерии оценивания.

Борунова Е. Б. Химия на английском: "не навреди". . . . . № 7, с. 35.

- об интегрированных уроках, тексты не должны содержать лингвистических ошибок, рекомендации: литература, сайты.

Вакулин О. С. Личностно ориентированное образование: от теории к практике. . . . . № 8, с. 31.

- "мы предлагаем вариант реализации, объединяющий эти два подхода"- (И.С. Якиманской и А.А. Плигина) - на примере цикла "Кислоты"

Гладышева О. С, Гуляйкина М. А. Здоровьесберегающий потенциал современной педагогической технологии. . . . . № 9, с. 14.

технологии развития критического мышления РКМЧП, примеры применения.

Данилова А. Г. Оценка качества знаний в системе тематического контроля. . . . . № 2, с. 16.

- диагностическая проверка и тематический контроль, оценка и отметка, рабочий журнал и классный - подробное описание системы контроля, с примерами и критериями.

Дранишникова Л. И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников. . . . . № 4, с. 2.

- значение, организация, требования

Елпатова О. И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. . . . . № 7, с. 20.

"Важнейшими компонентами ДТ являются проблемность, общение, сотрудничество"- общие теоретические положения, культура ведения диалога.

Кондратьева Е. И. О рациональном использовании времени урока. . . . . № 5, с. 40.

Кулагина Е. К. Как развивать самостоятельность школьников. . . . . № 9, с. 41.

- с помощью лабораторных опытов и инструктивных карточек

Маршанова Г. Л. Формы и приёмы текущего контроля знаний. . . . . № 7, с. 8.

- и общие положения и собственный опыт: графические диктанты, быстрый опрос, кроссворды, релейные контрольные работы.

Нечитайлова Е. В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника. . . . . № 5, с. 47.

- разработка учебных текстов, параграфов, дополняющих содержание учебника, использование Интернет-ресурсов, ИКТ

Павлова М. С.
О методической подготовке будущих учителей к работе в сельской школе. ... № 2, с.63.

- спецкурс "Техника и методика школьного химического эксперимента", определение витамина С. Почему именно в сельской?

Пажитнева Е. В. Кейс-технология для развития одарённости. . . . . № 4, с. 13.

"Кейс (case) - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие ... поиск их решения. ... В кейстехнологии важен сам процесс получения знаний" Основные этапы, требования, критерии, пример "Проблема обеззараживание воды в России". Проектная деятельность

Петунии О. В. Интегрированные задачи как средство активизации познавательной самостоятельности. . . . . № 10, с. 43.

- структура задачи, примеры (+биология)

Плигин А. А. Образовательная технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников. . . . . № 1, с. 27.

ЦРПС - задачи: научить школьника анализировать стратегию своей познавательной деятельности (опросный лист) и корректировать ее (обсуждение в микрогруппах) - технология "внутренне ориентированная по отношению к личностному опыту ребенка.

Селиванова О. Г. О путях становления субъектности ученика в условиях личностно ориентированного обучения. . . . . № 8, с. 39.

- "мы полагаем, что сущность субъектности ученика составляют такие его характеристики, как активность, ценностные ориентации, самостоятельность"- на примере урока "Гидролиз", 11-й класс, разноуровневый

Серкова Т. П.
Об организации ступенчатой когнитивной деятельности учащихся. . . . . № 3, с. 31.

- согласно когнитивной теории Л.С. Выготского. Формирование групп, семь этапов изучения, пять ступеней, три основных, пример рассмотрения темы "Галогены" (9 класс).

Сушкова Т. В. Развитие критического мышления при изучении углерода. . . . . № 8, с. 22.

- еще два приема и разработка урока (9-й класс).

Титов Н. А. Мотивация педагогического творчества. . . . . № 10, с. 22.

- мотивы внутрениие и внешние, методика их формирования и несколько странная установка. Интересно, через сколько минут выскочит пробка из колбы с реактивами, если закрыть кран 1? А кто видел такую коническую колбу? Боюсь, прибор существовал только на бумаге...

Тюменова С. И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности. . . . . № 10, с. 59.

- методика проектной работы с использованием ИКТ, публикация итогов на интернет-ресурсе http://wiki.iteach.ru.

Чмыхало О. Г. Элементы модульной технологии в обучении химии. . . . . № 7, с. 31.

- "готовлю модульную программу..., учебные элементы, лист учета знаний"- пример: разработки уроков по теме "Водород" - 8 класс

Шалашова М. М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения. . . . . № 10, с. 15.

понятие, примеры заданий, критерии оценивания

Шилина Л. Я. О развитии образного мышления учащихся. . . . . № 6, с. 22.

Широва М. Ф.
Учебный проект как средство развития познавательной активности. . . . . № 2, с. 29.

- проект "Проводим урок сами" по теме "Природные источники углеводородов" с подготовкой учебного материала, презентации, проведением урока или его фрагмента. Распределение ролей в групповом проекте.

Щепина И. Ю. Модульное обучение: изучаем металлы. . . . . № 9, с. 29.

- разработка дифференцированной (А,В,С) модульной программы по теме "Металлы" (9 класс). Тип программы определяется результатом входного контроля.

вверх вниз

Темы, уроки

Алексеева В. Е.
Урок обобщения темы "Первоначальные химические понятия". ... № 5, с. 29.

- разработка урока в игровой форме

Анацко О. Э. Урок по теме "Кристаллические решётки". . . . . № 5, с. 39.

- разработка урока (8 класс), использование моделей

Аршанский Е. Я., Розновская О. В.
Интегративный подход к изучению периодического закона. . . . . № 1, с. 33.

значимость, обоснование, разработка для элективного курса урока-понорамы "Периодичность в естествознании" - химия - география - биология - философия. (профиль - интеграция)

Байкина Л. В.
Наш подход к изучению темы "Открытие периодического закона". . . . . № 10, с. 36.

- с помощью большого числа таблиц, игры "крестики-нолики" и симпатических чернил - разработка урока.

Васильева Т. К. Семинар по теме "Круговорот азота в природе". . . . . № 6, с. 25.

Васинёва И. Г. Из опыта проведения зачётных уроков. . . . . № 10, с. 39.

- по теме "ПЗ и ПС Д.И. Менделеева"; организация, примеры заданий.

Григорова И.А. Урок-обобщение по теме "Альдегиды". . . . . № 2, с. 60.- разработка урока

Дьяченко В. И.
Урок по теме "Водород: история открытия и способы получения". . . . . № 10, с. 41.

- разработка урока. Из диктанта: "Газ, который при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях" - отвечать надо водород или кислород! Что вы выбираете?

Ерыкалова Л. А. Как мы изучаем силикатную промышленность. . . . . № 2, с. 20.

- разработка урока, работа в группах, профессиональная ориентация

Ефимкина А. И. Организация и проведение исследовательского урока. . . . . № 4, с. 28.

- разработка урока по теме "Мыла" 11 класс, 2 часа, с использованием презентации

Ильичёва Е. В. О первых уроках школьного курса химии. . . . . № 5, с. 24.

"Мы зачастую начинаем изучать теорию не дав школьникам потрогать вещества, рассмотреть их. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика учебного материала, а ... собственное впечатление от самостоятельной деятельности. Один из видов эксперимента - моделирование"- исходя из этих положений предлагается тематическое планирование темы "Предмет химии" (8 класс). 8 часов, 5 лабораторных опытов и 4 практических работы.

Капецкая Г. А. Урок-конкурс "Своя опора, или Чья шпаргалка лучше". . . . . № 3, с. 55;

- разработка урока по теме "Химическая связь и строение вещества" (2 час)

О пище языком химика. . . . . №9, с. 55.

- игра "Азартная дюжина": описание, 12 вопросов.

Кольцова Л. А.
Интегрированный урок "Химические свойства растворов кислот". . . . . № 4, с. 41.

- разработка урока, + английский язык

Курдюмова Т. Н. Сценарий урока с этнокультурным русским компонентом. . . . . № 10, с. 33.

- разработка обобщающего урока в блоке "Классы неорганических соединений "Драгоценные камни и минералы в русских сказках" (8 класс). Интеграция: география, литература.
"Перед ним, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный ..."

Левитина 3.К. Наш подход к изучению химического элемента. . . . . № 2, с. 46.

- через строение атома, используя "... один из основных способов изучения химии: Состав - Строение - Свойства"

Малькова Н. В.
Кислородсодержащие органические соединения: обобщение знаний. . . . . № 2, с. 54.

- разработка урока

Маркина И. В. Коррозия металлов и способы защиты от неё. . . . . № 9, с. 21.

- разработка урока на основе приемов технологии развития критического мышления.

Маслова Н. В. Как мы изучаем соли. . . . . № 8, с. 37.

- разработка урока, работа в группах, лабораторные опыты

Меринова Л. И. Из опыта изучения биогенных элементов. . . . . № 4, с. 24.

- разработка обобщающего урока по теме "Строение атома" 11 класс, пр. Габриеляна. Валеология.

Найдёнова С. А., Лукоянова Л. Г. Учащимся о химической промышленности. . . . . № 5, с. 41.

- разработка интегрированного урока (+география) "Химическая промышленность", 9-й класс.

Пак Е. П. Конференция по теме "Природные источники углеводородов и их
переработка".
... № 6, с. 38.

Панова А. Г. Урок-путешествие по теме "Производство аммиака". . . . . № 9, с. 34.

- разработка урока обобщения, построенного на сообщениях учащихся

Парлюк Н. Т. К методике изучения комплексных соединений. . . . . № 10, с. 27.

разработка урока 9 класса с использованием технологии развивающего обучения.

Пономаренко Т. Л. К методике изучения комплексных соединений. . . . . № 10, с. 31.

уроки в профильном классе: лекция, задания для закрепления

Попова Л. И. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры: обобщение и систематизация знаний. . . . . № 4, с. 40.

- разработка урока, 10 класс, с использованием презентации

Русецкая О. П. - учитель химии СОШ №7 г Ноябрьска, ЯНАО
Пища, которую мы едим. . . . . № 5, с. 19.

- разработка урока (9 класс) в форме устного журнала "Мы в мире химии". Пищевые добавки, нитраты и т.п.

Скуднова Л. Г. Урок по теме "Строение атома". . . . . № 3, с. 51.

- разработка интегрированного урока 8 класс. Театрализация, стихи, опорные конспекты..

Соседова О. М., Сивко С. А. Как мы изучаем нефть и нефтепродукты. . . . . № 6, с. 42.

Тагиров Р. И. Из опыта изучения степени окисления. . . . . № 1, с. 48.

подробная разработка урока

Таскаева И. Ю. Урок-путешествие по теме "Спирты и фенолы". . . . . № 8, с. 24.

- в вагонах первого, второго и третьего класса. А кто-то вообще остается на перроне - вечерняя школа, обобщение, 80 мин.

Телегина Е. В. - учитель химии СОШ №5 г. Радужный, ХМАО
Актуализация социальных проблем при изучении спиртов. . . . . № 8, с. 27. - разработка интегрированного урока (10-й класс)

Трофимова Г. Р. К изучению ионной связи. . . . . № 5, с. 34.

- разработка урока (8 класс, 2 часа)

Шакирова С. М. Учащимся о научно-техническом прогрессе. . . . . № 5, с. 44.- разработка интегрированного урока.

вверх вниз

Решение задач

Бердоносов С. С. Моль или килограмм: кто сильнее? . . . . № 7, с. 46.

- Статью следовало назвать "Литр или килограмм", понятно, что в задачах на объемные отношения газов "моль" не нужен, как и в задачах на массовую долю.

Дедова А. И. Расчётные задачи с прикладным содержанием. . . . . № 7, с. 51.

- растворы, расчет по уравнению

Дерябина Н. Е. Обобщённый опыт решения расчётных задач. . . . . № 1, с. 18;

  - Системная организация расчетных задач - Классификация по типам структур - Способы создания математического описания - Формирование ООД

  - это все теория. И сложность понимания иных теоретических статей в полном отсутствии конкретных примеров. Будем надеяться на следующие номера журнала.. Идея то хорошая, найдет ли только учитель время на "многократную организацию деятельности по решению задач" в трех формах?

Решение расчётных задач с помощью обобщённого метода. . . . . № 4, с. 43;

  - Все строго, очень научно, последовательно, правильно. И вряд ли работоспособно, по моему мнению. Для решения простенькой задачки по переводу массовых долей в мольные, ученик должен: - нарисовать таблицу из 6-7 колонок 5 строчек (-5 минут урока); заполнить эту таблицу ("а это куда писать?" - 10 минут); по другой таблице (ого-го, сколько колонок!) определить тип структуры (- 5 минут - если без подсказки); расписать план решения задачи (-5 минут) и, сколько там до звонка осталось? А еще надо освоить всю эту методику, терминологию, какие ФВ являются однородными - разве что на отдельном спецкурсе. Некоторый компьютеризированный подход к решению задач. Но что хорошо для компьютера, не всегда подходит для человека, имхо

Типы химических реакций в цепочках превращений органических вещ-в. № 3, с. 23;

  - достаточно сложное и глубокое рассмотрение цепочек, в которых указаны только типы реакций (почти только). Уровень олимпиады, но не ЕГЭ.

Решение качественных задач: метод сужения объёма понятий. . . . . № 7, с. 36.

  - Можно говорить просто о сложном, а можно и наоборот. Знаете, какой газ поддерживает горение? А вот заполните табличку из семи строчек - тогда узнаете!

Кендиван О. Д.-С, Ховалыг Н. К.-К., Кендиван Ш. Д.-С. Использование заданий с информацией прикладного характера. . . . . № 3, с. 39.

"Нами составлен цикл интегрированных задач по химии с медико-биологической направленностью, которые ... содержат информацию полезную в быту". Цинк, медь, марганец... (профиль, интеграция)

Миренкова Е. В. Разные способы решения одной задачи. . . . . № 5, с. 52.- областной олимпиады

Румянцев Б. В., Пояркова О. Ю.
Расчётные химические задачи: что положить в основу их решения? . . . . № 7, с. 49.

Пусть серная кислота взаимодействует с карбонатом натрия, пусть масса серной кислоты дана - посчитайте-ка массы остальных участников реакции, сколько пропорций и расчетов? Теперь пусть дано количество вещества серной кислоты, самое некруглое, что-нибудь 0,387 моль - сколько моль для любого другого участника? Видно без расчетов.

Третьякова С. С. О графических методах решения расчётных задач. . . . . № 5, с. 49.

- задачи на приготовление, смешение растворов. Достаточно быстро, удобно, хотя и не слишком точно.

вверх вниз

Готовим к экзаменам в вузы

Анацко О. Э. Тесты в формате ЕГЭ для 8-го класса. . . . . № 7, с. 14.

- для переводных контрольных работ, части А(15), В(3),С(2), пример. Но без критериев оценивания.

Новошинский И. И., Новошинская Н. С, Усачёва В. Г.
К методике изучения гидролиза солей. . . . . № 8, с. 49; № 9, с. 44.

"Предлагаем разработку темы "Гидролиз" (3 ч) с использованием проблемного подхода"

Хабибуллина А. Б., Хамитова А. И.
О методике выполнения заданий части С. . . . . № 4, с. 50.

- решение задач С4. Почему этапы решения называются "переформулировками"? Наверное, по Л.М.Фридману.

вверх вниз

Информационные технологии

Габриелян О. С, Сладкое С. А.
Информация в современном учебном процессе.
. . . . № 7, с. 23;

  - 4 информационные революции, классификация информации, интернет, поисковые системы, химические программы, диски, сайты... , все достаточно бессистемно, имхо.

Библиотечные фонды как источник химической информации. . . . . № 8, с. 44.

- организация библиотечных фондов, поиск информации по каталогам

Конев М. Н.
Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. № 5, с.12.

- "применение ИТО на уроках различного типа" - общие положения.

Украинцева И. А. Создание образовательного ресурса: реализация творческого потенциала учителя и учащихся. . . . . № 3, с. 48.

- сайт, посвященный ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева, созданный учениками и учителем, его использование в ходе урока (разработка урока). Адрес сайта http://periodic.by.ru

вверх вниз

Разное

Ахметов М.А., Мусенова Э.А.
Визуальный подход к определению степени окисления. . . . . № 5, с. 31.

- "...многие школьники имеют правополушарный (визуально-кинестетический) стиль мышления ... необходимо сочетание ... можно развивать ... нужно отождествить себя с атомом углерода... " - Представь, что тебе дали одно яблоко, а два забрали... Кто сказал, я лучше сам съем?

Курганский С.М. Мир элементов пятой группы. . . . . № 6, с. 66.

Лавлинская В. А. Динамическая модель "Погуляй по радуге". . . . . № 9, с. 39.

- набор полос из картона семи цветов, соответствующих семи периодам ПС Д.И. Менделеева, изображающие энергетические уровни электронной оболочки, на магнитной доске.

Микитюк А.Д. Судоку в химии. . . . . № 10, с. 45.

- по мотивам популярной логической числовой игры - на уроках и в проектной работе

Пантюхина И.Р. О холестерине замолвите слово. . . . . № 4, с. 34.

"Понять что-либо - значит открыть вновь" - разработка урока-лекции в кулинарном училище. Валеология. Опорные конспекты

Шелинский Г.И., Телешов С.В.
О фундаментальной классификации химических реакций. . . . . № 6, с. 18.

Мишенина Н. Л. Химический ним. . . . . № 5, с. 53.

"Ним - это знаменитая китайская народная игра"

Москалёва И. С. Решаем и играем. . . . . № 1, с. 31.

заинтересовать школьника используя интересные факты и игровые формы при решении задач.

Суворова Т. А. По страницам школьного учебника. . . . . № 3, с. 37.

- для активизации интереса: загадки с пятью подсказками.

Пильникова Н.Н. Углеводороды в повседневной жизни. . . . . № 4, с. 61; № 5, с. 11;

Азотсодержащие органические вещества в повседневной жизни. . . . . № 6, с. 30;

Кислородсодержащие органические вещества в повседневной жизни. . . . . № 8, с. 26, 67, 76; № 9, с. 13.

- качественные задачи с прикладным содержанием


В школах за рубежом

Борунова Е. Б., Чернобельская Г. М.
О выпускных экзаменах в школах Великобритании. . . . . № 4, с. 54.

- "... представляют собой комплексную поэтапную проверку ЗУН... около 80% английских школьников вместо письменной работы выбирают тестирование... предпочтительнее компьютерное... носит в основном прикладной характер" - сравнение содержания заданий, организации экзаменов и оценивания с ЕГЭ по химии

Злотников Э. Г., Гаврилова М. В.
Организация и проведение химических олимпиад в США. . . . . № 6, с. 73.

вверх вниз

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Общие вопросы

Дорофеев М. В., Нагин Н. А., Лущай М. Г.
Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории. . . . . № 9, с. 60.

- после того, как школьники поработали на компьютере, им не очень то хочется возиться с реальными пробирками, трубками и пробками - на экране то все чище, лучше, быстрее...

Исаев Д. С.
Об использовании демонстрационного эксперимента в 8-11-м классах. . . . . № 3, с. 66.

- речь идет об использовании видеозаписей химического эксперимента (как говорится: на безрыбье и рак рыба). Характеристика видеоматериалов Современного гуманитар-ного университета.

Маршанова Г. Л. Наш подход к созданию современного кабинета химии. . . . . № 1, с. 52.

подробное описание оборудования кабинета химии, в частности авторских моделей на магнитной основе, приемы комплексного использования различных средств обучения

Сурин Ю. В. Совершенствование химического эксперимента в условиях проблемно-развивающего обучения. . . . . № 8, с. 61.

- для развития химического мышления необходима "разработка целостной системы проблемно-развивающих экспериментов для средней школы". Роль ХЭ в организации проблемного обучения.

Угренёва Е. А. Эксперимент как источник развития интереса к химии. . . . . № 10, с. 49.

- интересные факты, связь с жизнью, домашние опыты, экскурсии...

вверх вниз

Эксперимент на уроке

Колчанова Л. В., Дейнека Л. А. Из опыта совершенствования демонстрационного эксперимента. . . . . № 9, с. 67.

- опыты с газами (кислород, хлор, сероводород) в приборе с поглотителем (С акт).

Плугин В. С. Простое приспособление для опытов с искровым электрическим разрядом. . . . . № 1, с. 65.(пьезозажигалка, водород)

Савин Г. А. Химический эксперимент по теме "Карбоновые кислоты". . . . . № 5, с. 63.

набор опытов с доступными реактивами

Штремплер Г. И., Мустафин А. И. Учебный опыт по окислению этанола. . . . . № 2, с. 66.

- на нагретой медной спирали, обсуждая энергетику процессов

вверх вниз

Эксперимент и УИР

Алёхина Е. А. Изучение состава и загрязнённости воздуха. . . . . № 2, с. 68.

- исследование фотосинтеза, определение запыленности, методики (интеграция, УИР)

Бабукова В. В., Габрук Н. Г. Школа и вуз: новые грани сотрудничества. . . . . № 5, с. 61.

- о работе научного общества старшеклассников. Методика определения аскорбиновой кислоты в соках - йодометрия. УИР

Кравченко 3. И. Практические работы исследовательского характера. . . . . № 6, с. 61.

Красицкий В. А. Приготовление симпатических чернил. . . . . № 7, с. 60.

- классификация, рецептура, применение. Для УИР школьника

Кузнецова О. Н. Занимательно об индикаторах. . . . . № 10, с. 52.

- виды индикаторов, растительные настои. Кем был открыт лакмус и синтезирован фенолфталеин. УИР

Насиров Р. Н., Баймукашева Г. К, Матвеева Э. Ф.
Эксперимент межпредметного характера на занятиях кружка. . . . . № 4, с. 64.

- студенческого, возможно использование для УИР школьников. Электрохимия, коррозия, анализ чипсов, методики эксперимента.

Рябинина О. А., Илларионов А. Демонстрация действия принципа Ле Шателье. № 7, с. 64.

Школьная исследовательская работа, которую лучше не повторять при отсутствии стеклодувной мастерской и хорошей тяги. 2NO2<=> N2O4

Храмов В. А. Как обнаружить тиоцианаты в слюне человека. . . . . № 3, с. 72.

- хлоридом железа(III), конечно. (для УИР? электива?)

Храмов В. А., Савин Г. А., Папичев Н. В.
Мезим для желудка необходим?
. . . . № 6, с. 64;

Изучаем фосфолипиды. . . . . № 7, с. 67.

- качественные реакции на продукты гидролиза. УИР.

Храмов В. А., Савин Г. А. Опыты по обнаружению ферментов. . . . . № 10, с. 54.

- в молоке и растительном сырье.

Ширшикова О. А. Определение особенностей восприятия цвета, вкуса, запаха. ... № 3, с. 69.

- возможная тема УИР?

вверх вниз

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Афанасьева О. В. Сказка "Буду химию учить". . . . . № 4, с. 75.

- театрализованное проведение занимательных опытов со стихотворным сопровождением. Для 5-6 класса?

Ахрименко З. М., Пащевская Н. В. Об организации диспута на актуальную тему. № 9, с. 74.

- "А нужна ли химия студентам нехимических специальностей?" - разработка мероприятия.

Васильева Т. К. Викторина "Всё - от песчинок малых до планет - из элементов состоит единых". . . . . № 1, с. 71.

Ижогина Е. Ю. Формула любви. . . . . № 3, с. 74.

разработка внеклассного мероприятия. "Ромео и Джульета", биохимия, норадреналин...

Кормилицина Л. В. Химические игры во внеурочное время. . . . . № 10, с. 63.

- "Юный химик" (8 класс) - викторины, ребусы, задачи, частушки...

Капецкая Г.А. Брейн-ринг. . . . . № 10, с. 65.

- Что надо попросить у собачки, когда надо закрепить пробирку?

Лунин В. В., Архангельская О. В., Горохова М. В., Тюльков И. А. Роль химических олимпиад в развитии образования и науки. . . . . № 7, с. 69. - функции, значимость.

Махнева М. В. На улице Периодической. . . . . № 5, с. 76.

- разработка развивающей игры. "Бросая по очереди кубик" ученики путешествуют по таблице химических элементов.

Можаев Г. М. Подготовка к олимпиаде: направления и методы работы. . . . . № 7, с. 72.

- организация работы, кругозор, задачи, экспериментальные навыки. Текст статьи на сайте >>

Поддубная-Скоркина М. Д. Из опыта создания научного общества учащихся. . . . . № 4, с. 71.

- некоторые рекомендации по организации, УИР, предпрофильная подготовка.

Романова О. Н. Водородное топливо: проблемы и перспективы. . . . . № 10, с. 56.

- по исследовательской работе учащихся, расчет тепловых эффектов.

Салыкина Г. Ю.
Театрализованное представление "Экспресс-курс для начинающих ведьм". № 2, с.72.

- Гарри Поттер отдыхает...

Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В.
Олимпиада по химии: методическое сопровождение школьного и муниципального этапов.
. . . . № 8, с. 68.

Подробное руководство и примеры задач с решениями. Несколько умиляет желание авторов получать отчеты и протоколы, начиная со школьного этапа олимпиады. Это что они собираются делать с таким объемом электронной макулатуры?

вверх вниз

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Горленко В. А. Электронные эффекты и реакционная способность молекул. . . . . № 3, с. 59.

- индукционный и мезомерный эффекты, их характеристики

Лябин М.П., Майзель В.В.
Как правильно: электронная орбита или электронная орбиталь? . . . . № 2, с. 51.

"... понятие "орбита" неприменимо к движению электрона"

Морозова Е. Г. К изучению электрохимических систем. . . . . № 5, с. 54;
  - гальванический элемент А.Вольта, законы электролиза Фарадея, потенциалы, э.д.с., коррозия
Полимерные системы. . . . . № 6, с. 53.

Осадченко И. М., Лябин М. П. Кислородсодержащие кислоты серы и их химические превращения. . . . . № 9, с. 56.

- масса кислот неожиданного состава, с "любопытными" структурными формулами, "мы приводим классификацию и тех соединений, описание которых в литературе отсутствует ..." -?!

Рябов В. Д., Чернова О. Б., Бронзова И. А.
К изучению механизмов реакций в курсе органической химии. . . . . № 8, с. 54.

- критическое рассмотрение трактовки механизмов реакций в школьных и вузовских учебниках. Более вероятные (по мнению авторов) механизмы. Профильный курс

Строкатова С. Ф., Андросюк Е. Р., Орлова С. А.
Электролиз в теории и практике. . . . . № 7, с. 52.

- электродные потенциалы, катодные и анодные процессы, законы Фарадея. Хорошая, подробная статья. Но при рассмотрении электролиза раствора нитрата хрома авторы допускают ошибку: нельзя здесь написать суммарное уравнение, нельзя складывать уравнения основной и побочной реакции. Подробнее здесь >>

вверх вниз

ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ

Юбилейные даты из истории химии в 2008 г. . . . . № 1, с. 75.

Изюмов И. А.
Об одной из нобелевских премий.
. . . . № 2, с. 77;

  - Резерфорд, природа альфа-частиц и роль стеклодува в научных исследованиях

Маленькая история немаленького открытия. . . . . № 3, с. 78;
  - Нильс Бор и открытие элемента №72

Математическое зодчество природы. . . . . № 4, с. 77.
  - Нильс Бор и строение атома

Медведев Ю. Н. Судьба первой научной химической лаборатории. . . . . № 5, с. 66.

- М.В.Ломоносов, 1748 г.


К 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Беляк Е. Л. - учитель химии СОШ №2 г Тобольска (об авторе)
Тобольский гений России. . . . . № 1, с. 67.

разработка интеллектуальной командной игры для учащихся 9-11-х классов, посвященной Д.И. Менделееву.

Крюкова Н. С. - СШ №1, г. Тобольск
Друзья и соратники Д. И. Менделеева. . . . . № 8, с. 77;

  - А.П. Бородин, П.Л. Чебышев, А.И. Куинджи

Малая родина великого учёного. . . . . № 9, с. 70.

  - село Верхние Аремзяны Тобольской губернии - история села, школы, стекольной фабрики.

Макареня А. А., Суртаева Н. Н.
Менделеев и Достоевский: встречи, дискуссии, переписка. . . . . № 6, с. 77.

Махова Л. В. Д. И. Менделеев: мысли, раздумья, чувства. . . . . № 10, с. 67.

- подборка "заветных мыслей": развитие производства и образования в России.

Шишина В. В. Символ национальной гордости и славы. . . . . № 1, с. 2.

- изучение биографии Д.И.Менделеева как средство формирования патриотизма. Анализ урока-конференции.

вверх

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

.
Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz