По страницам журнала

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

Химия в школе
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
Рубрики:
Информация:
Монкс Ф., Ипенбург И.: Одаренные дети
- Как узнать, что ребенок одарен? Есть ли разница между одаренностью и талантом? Как учить и воспитывать детей с высокими способностями?

" Зима российская весьма разнообразна.
Непредсказуемость характера её
В мягчайшем снеге, и в буране страстном,
И в насте, облачённом в серебро...

...
В морозный день восторгом озаряет,
А в пасмурный — незваная печаль...
Ночами ясными далёких звёзд сиянье
Заветным светом льётся по плечам...

И. Н. Хачатрян, СШ № 1927, Москва

вверх вниз

К юбилею журнала "Химия в школе"

Левина Л.С. Журналу "Химия в школе" 70 лет. ... №1 стр. 2

Сушко В.И. Встречи, подаренные судьбой ... №1 стр. 3

В.Н.Верховский, Л.Я.Цветков, Я.Л.Гольдфарб, Ю.В.Ходаков, ... -

"нам повезло - мы стояли на плечах гениев"

Бердоносов С. С. Встречи, подаренные судьбой№2 стр.2

- о встречах с Л.А.Цветковым

Страницы летописи журнала "Химия в школе" №1 стр. 22,46,51,54,65

подготовлены С.В.Телешовым

вверх вниз

Размышления по поводу

Беликов К.Б. Элективные курсы: на пути к творчеству. ...№ 10, с. 2.

"... нами были разработаны элективные курсы для каждого типа профессий" (дана краткая характеристика)

Гриднева Е.П. Чем одарить одарённого ребёнка. ...№ 4, с. 2.

"...лишь малая толика технологии обучения одаренных детей из опыта работы, накопленного более чем за 30 лет..."

Журин А.А. Парадоксы обучения химии в современной школе. ...№ 9, с. 2.

"Проблема несоответствия объема учебного материала объему учебного времени" (первый сократился незначительно, второй - по сравнению с 1987 г. - на 70%).
Пути решения: 1) возврат к прежнему числу часов, 2) возврат к линейной программе, 3) изменение характера деятельности учителя и ученика.
- Но это долго. Сейчас - просто выбрать хорошую программу...

Костенчук И.А. Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит? ...№ 5, с 2.

все о том, как хорош ЕГЭ..

Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Естествознание вместо физики, химии и биологии? ...№ 6, с. 2.

"... идея подготовки учителей-энциклопедистов утопична. Следовательно, ... новая дисциплина на практике будет представлять собой мешанину из физики, биологии и химии."

Хачатрян И.Н.
Приоритетный национальный проект "Образование": анализ 2006 и 2007 гг. № 8, с.2.

Значение этой статистики не кажется существенным, но все же приятно, что успехи учителей химии Тюменской области отмечены среди "наиболее результативных регионов"...

Храмов В.А., Храмова О.В. Что написано пером?.. ...№3, с. 2.

- о химической безграмотности в сообщениях СМИ.

вверх вниз

Из официальных источников

Ведущему научно-методическому центру России 60 лет. ...№ 1, с. 52.

кафедра методики обучения химии РГПУ им.Герцена - основана в 1946 году по инициативе В.Н.Верховского.

Головнер В.Н. Каникулы с учителями года. ...№ 6, с. 57.

о проекте "Межрегиональная зимняя школа Учитель года". работа школы в январе 2007 г.

Москва принимает 39-ю Международную химическую олимпиаду. ...№ 7, с. 2.

Все четверо российских участника получили золотые медали. Но все таки два первых места - China.. Кстати, фоторепортажи, задачи, другие подробности олимпиады можно найти на ее сайте >>

Хмельков С. Б. А как по закону?..
№ 2, с.4; № 3, с.3; № 4, с.4; № 5, с.4; № 6, с.6; № 7, с.7; № 8, с.6; № 9, с.5; № 10, с.5.

вверх вниз

НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Авдеев Я.Г., Авдеева Е.В., Савиткин Н.И., Толкачёва Т.К. Минеральная вода - чудесный дар природы. ...№ 2, с. 8.

история, состав, лечебные свойства

Белов Д.В. Великолепие химии комплексных соединений. ...№ 7, с. 9.

- основные понятия, природа связи, применение.. Будет полезно прочесть и продвинутому школьнику и студенту 1-2 курса.

Кролевец А.А. Консерванты в пищевой промышленности. ...№ 1, с. 7;
- Е-добавки, нормы и ПДК
Применение ароматических соединений в сельском хозяйстве. ...№ 5, с. 7.

Пестициды: классификация, свойства, но без экологии.

Панченко Т.А. Тайны запаха. ...№ 8, с. 8.

- теории запаха, запах и строение молекулы, принцип работы обонятельной системы, обоняние в жизни человека..

Сибриков С.Г. Образование смога и его отрицательные последствия. ...№ 9, с. 8;

Первичное и вторичное загрязнение воздуха.Фотохимический смог. Серная кислота и озон как загрязнители воздуха.

Как образуются кислотные дожди. ...№ 10, с. 7.

Химические реакции в атмосфере. Влияние на живую природу.

Соловьёв М.Ю., Дорогов М.В.
Современные методы конструирования лекарственных препаратов. ...№ 3, с. 8.

Современные методы медицинской органической химии, информационные технологии в химии

Третьяков Л.И., Марьяновская Ю.В. Зависимость биологической активности органических соединений от пространственного строения молекул. ...№ 4, с. 8.

- оптическая изомерия и биологическая активность

Халиков Р.М.
Экологические аспекты моделирования диффузии газов в полимерах. ...№ 6, с. 8.

Наноструктура полимеров, особенности утилизации и применения.



вверх вниз

МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ

Программы, учебники

Волкова Ю.М.
Из опыта минимизации химического образования в основной школе. ...№ 1, с. 12.

"на основе методической системы минимизации нами разработана программа курса химии 8-9 классов" - характеристика, дифференцированный подход, примеры уроков.

Горбенко Н.В. Об экологизации школьного образования. ...№ 6, с. 22.

цель, место, значение...

Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. ...№ 6, с. 13.

- и их решении с помощью учебника автора (Иванова Р.Г. Химия: учебник для 8-9 классов.)

Кукова Г.Г., Яковлева Т.А. Из опыта разработки программы курса химии базового уровня. ...№ 4, с 23. - для 10 класса по программе О.С. Габриэляна (1 час в неделю) - поурочное планирование.
...№ 7, с 36. - вариант поурочного планирования курса химии 11 класса (1 час/неделю) по учебнику О.С.Габриэляна.

Лисичкин Г.В., Карпухин А.В. Химические термины и понятия в средствах массовой информации. ...№ 9, с. 30.

Химический словарь СМИ как руководство к созданию базового учебника химии. "Мы отнюдь не призываем к превращению школьного учебника к пособию по бытовой химии", но "зачем гувернантке знать, как осуществляется гибридизация орбиталей...".
- Если в школе будут такие учебники, не будет ли у нас перебор с гувернантками?

Маршанова Г.Л. Спецкурс по естествознанию "Мир, в котором мы живём". ...№ 3, с. 47.

6-й класс, программа, литература для учителя и учащихся

Чертков И.Н.
Значение работ А М. Бутлерова для развития методики обучения химии. ...№ 9, с. 13.

история химии, методики преподавания химии.

Шелинский Г.И.
Неразрешённые (или неразрешимые?) вопросы методики обучения химии. № 8, с.16.

- о формировании понятий "химический элемент", "молекула", веществах молекулярного и немолекулярного строения, возможности применения структурных формул, вывод формул веществ. Во многом уважаемый профессор прав. Но не кажется ли любознательному читателю, что фраза: "молекула воды состоит из двух "атомных частиц водорода и одной атомной частицы кислорода", несколько тяжеловата? Это ведь и самому надо произнести, и от ученика добиться.. Любой объект входя в состав более сложной системы не остается неизменным и в какой-то мере теряет свою индивидуальность, но надо ли при этом придумывать ему новое название? Так и электроны, входящие в состав атома придется называть "электронными частицами"..

вверх вниз

Методы, приемы

Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. ...№ 7, с. 31.

теория, литература

Амирова А.X. Обобщение знаний по курсу органической химии. ...№ 4, с. 19.

- c использованием обобщающих таблиц ("Важнейшие классы", "Качественные реакции").

Амирова А.X. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности. ...№ 8, с. 50.

на примере урока "Общая характеристика элементов подгруппы кислорода".

Ахметов М.А., Мусенова Э.А., Петухов М.А.
О методике формирования внутреннего представления. ...№ 8, с. 28.

аудиальный, визуальный, кинестетический канал поступления информации в мозг, их сочетание для эффективного формирования внутреннего представления об объектах окружающего мира. "Действие формирует внутренний кинестетический образ, что усиливает аудиальный и визуальный образы представления, укрепляет связи между ними", "... я делаю - и понимаю" (Конфуций). Пример урока по теме "Строение атома".

Габриелян О. С, Краснова В.Г.
Компетентностный подход в обучении химии. ...№ 2, с. 16.

много о компетенциях, их классификации, значении...

Гаврюшкина М.Ю., Качалова Г.С. Инструктивные материалы как средство поддержки учащихся. ...№ 6, с. 54.

Схемы-алгоритмы. Не слишком ли сложно, особенно для нахождения Mr?

Гepyc С.А., Пустовит С.О. Формирование межпредметных компетенций при изучении экологизированного курса химии. ...№ 8, с. 53;

- о компетентности в общем, и разработка "комплексной экскурсии" (куда? или это просто красивое название обычного урока?) по теме "Баланс значений рН в природе".

Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы. ...№ 10, с. 12.

история вопроса, структура компетенции, основы формирования, перспективы развития, литература.

Грученко Г.И. Использование таблиц при обобщении знаний. ...№ 2, с. 37.

рассмотрена работа с таблицами на обобщающих уроках "Химические свойства оксидов" и "Химические свойства кислот и оснований" (+ исследовательский эксперимент)

Качалова Г. С, Медяков Е.Г. Об организации познавательной деятельности на занятиях по органической химии. ...№ 4, с. 13.

"... с учетом принципов системного подхода... таких как иерархичность, целостность, структурность, множественность описания" - рассмотрено на примере темы "Теория химического строения А.М.Бутлерова" - план работы, опорные схемы, таблицы.

Киселёва А.А. Здоровьесберегающие технологии при изучении альдегидов. ...№ 1, с. 23.

разработка урока, - "группа 1 работает на желтых листах... желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, ... укрепляет печень и сердце, повышает аппетит..."

Корнилаев С.В., Чернобельская Г.М. Дифференцированный подход к организации обучения мальчиков и девочек. ...№ 5, с. 25.

Некоторые особенности стиля мышления и организации деятельности детей разного пола, рекомендации.

Кошелева О.А., Чернобельская Г.М.
Использование модульной технологии при обобщении знаний. ...№ 6, с. 29.

разработка модульной программы по теме "Углеводороды"

Маркачёв А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М.
Применение метода проектов в школьной практике. ...№ 2, с. 34.

основные этапы проектной деятельности, значимость - "Однако ... этот метод не в состоянии охватить содержание школьного курса химии в полном объеме и требует значительных временных затрат."

Маркина И.В. Химическая мнемоника или мнемоническая химия. ...№ 2, с. 23.

основные виды памяти, тесты, приемы развития памяти и приемы запоминания - "На турникете сидит Спиртовка и внимательно следит за всеми проходящими..."

Морозова Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения учащихся. ...№ 3, с. 14;

- значимость системного подхода, естественная систематизация содержания курса химии: естественная систематизация дисперсных систем

Формирование мировоззрения при изучении каталитических систем. № 10, с.33.

классификация, значение, теория катализа (о самом формировании пол-слова)

Мякишева В.Р. (учитель химии Рафайловской СОШ Исетского р-на Тюменской обл.)
О применении интегральной образовательной технологии при изучении ТЭД. ...№ 10, с. 18.

Разработка темы 8 класса: структура, тесты, задания.

Лунькина В.А. Использование карточек с индивидуальными заданиями. ...№ 5, с. 53.

формулировка задания общая, конкретные данные - разные. "Скорость химических реакций", "Химическое равновесие".

Нечитайлова Е.В. Об использовании Web-квестов в процессе обучения. ...№ 6, с. 26.

" представляют из себя мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете..., отдельные блоки вопросов и перечень адресов сайтов в Интернете, где можно найти нужную информацию " (приведены примеры: экология, валеология)

Платонова Т.И. История науки в решении воспитательных задач урока. ...№ 5, с. 21;

"Проблема заключается не в нехватке времени, а в том, что большинство учителей не придают внимание этому вопросу."

Об использовании электронной презентации на уроке. ...№ 9, с. 25.

Проблемы: ("щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некоторую профессиональную лень - учитель не импровизирует на уроке, ... ученики спрашивают: "А можно не записывать, скиньте нам на флэшку...").
- Основные принципы разработки, презентация как домашнее задание.

Попова Т.Н. Профессиональная направленность оценки качества обучения. ...№ 8, с. 58.

- студентов медицинского колледжа - такая, знаете ли сложная система..

Протопопов Е.И., Кряжева Е.В.
Развитие технического мышления школьников. ...№ 10, с. 23.

Вопросы теории, разработка комбинированного урока по теме "ТЭД".

Серебрянская Н.А. Из опыта изучения темы крупным блоком. ...№ 5, с. 38.

"Азотсодержащие органические вещества"

Скопина Ю.И. Использование структурно-логических схем в процессе обучения. ...№ 3, с. 40.

" весьма эффективным является использование дидактических систем обучения В.Ф. Шаталова." - на примере темы "Сера и ее соединения".

Стрекалина Л.А.
Личностно ориентированный подход: обучение в индивидуальном темпе. № 9, с.54.

- при помощи решения задач разного, нарастающего, уровня сложности.

Сутормина А.А. Об использовании карточек при изучении различных понятий. ...№ 7, с. 34.

для изучения символов, строения атомов, свойств элементов

Ширшина Н.В. Деятельностный подход в обучении: проектная технология. ...№ 6, с. 24.

" ... опыт коллективной проектной деятельности на уроках курса "Естествознание" по теме "Жизненно важные вещества. Проблемы питания" (11 класс)" с использованием ИКТ, ресурсов Интернет

Эскендаров А.А., Казиева Л.А., Хидиров Ш.Ш.
О способах активизации познавательного интереса. ...№ 1, с. 43.

с помощью кроссвордов-летучек

вверх вниз

Темы, уроки

Андреева Л.С.
Независимое расследование по теме "Концентрированная серная кислота". №3, с.43.

урок изучения нового материала в форме ролевой игры + сказка в стихах :)

Анастасина Т.В.
Обобщающее занятие темы "Теория электролитической диссоциации"...№ 10, с. 32.

разработка урока

Анацко О.Э., Биктаева А.Р. К изучению темы "Важнейшие классы неорганических соединений". ...№ 9, с. 50.

1) - разработка урока-семинара с изучением нового материала. Работа в группах, поисковый метод;

2) - Смотр знаний по теме, командное соревнование

Анацко О.Э. Урок по теме "Тела и вещества". ...№ 3, с. 50.

разработка урока природоведения для 2-3 класса

Антонова Л.С. Учёный совет по теме "Этот удивительный углерод". ...№ 1, с. 35.

разработка урока-игры для 9-класса

Арсентьева Г.П. Урок по теме "Аминокислоты". ...№ 5, с. 41.

конспект урока изучения нового материала с элементами исследования в сопровождении презентации.

Беседина Л.Л. Об изучении кислот и солей в курсе химии основной школы. ...№ 2, с. 42.

с использованием УМК В.В.Еремина и др. - конспекты 2-х уроков

Болдарева И.В. Зачётный урок по теме "Алканы". ...№ 6, с. 35.

по маршруту, с помощью экспертов.

Буйнова С.В., Черкашина Н.Б.
Интегрированный модульный урок химии и географии. ...№ 5, с. 28.

"Оксиды", 8-й класс, спаренный урок

Васильева Т.К. Лирическое обобщение к уроку по теме "Кислород". ...№ 8, с. 49.

учитель декламирует стихи и для наглядности пишет на доске кучу формул - трудно, однако.. Записать в презентацию, да с картинками..

Варнавская В.Н. На уроках химии о русском языке. ...№ 9, с. 38.

"научить школьников переносить имеющиеся у них химические знания из области русского языка на химический материал"

Галлямова В.М. К изучению темы "Теория электролитической диссоциации". ...№ 10, с. 28.

разработка урока по теме "Ионные уравнения" 9 кл, 2 часа, с использованием ИКТ, регионального материала.

Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. ...№ 1, с. 28.

- разработка обобщающего урока "Влияние кислородсодержащих соединений на окружающую среду и организм человека"

Емельянова Е.О. К изучению бензола и его гомологов. ...№ 8, с. 35.

карты заданий по теме, к сожалению без алгоритма их использования.

Залетило С.С. Вода. Очистка воды. ...№ 4, с. 36.

- 8 класс, разработка урока.

Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Урок-семинар "Радиационная безопасность: что мы о ней знаем?". ...№ 6, с. 45.

Обширный, хотя и редко используемый на уроках химии материал.

Ларина С.В., Хайрулина Н.К. Город как экосистема. ...№ 2, с. 30.

разработка интегрированного (химия+экология) урока с элементами ролевой игры

Малеева В.Ф.
Обобщающий урок по теме "Азотсодержащие органические соединения". ...№ 3, с. 25.

- с использованием ИКТ, 4 группы, PPoint, ChemSketch.

Олейникова А.В., Анацко О.Э. Интеграция знаний при изучении темы "Обмен веществ и процессы, его обеспечивающие". ...№ 5, с. 33.

интегрированный урок биология+химия, 8-й класс, (признаки химической реакции, их классификация, экзо-эндотермические эффекты, катализ, свойства воды).

Осадчая Н.В., Белан Н.А. Как мы изучаем кислоты в курсе 8-го класса. ...№ 2, с. 46.

с использованием УМК Н.Е.Кузнецовой и др. - разработка урока

Прохорова С.В. Тест по теме "Химические реакции". ...№ 4, с. 35.

- 8 класс, 10 тестов с выбором ответа.

Терещук Т.В., Безрукова Л.И.
Интегрированный обобщающий семинар по теме "Кислород". ...№ 8, с. 41.

конспект урока химии-биологии для 9-го класса, ведут два учителя.

Тогулева И.А., Метёлкина Т.А., Баян Е.М., Сажнева Т.В.
Из опыта реализации образовательного проекта. ...№ 10, с. 42.

на тему "Твердые бытовые отходы и их утилизация" - организация, этапы, итоговое занятие

Фетисова Е.В. Из опыта проведения урока по теме "Подгруппа углерода". ...№ 1, с. 40.

с использованием межпредметных связей (литература, география)

Шилина Л.Я. Как мы изучаем химическое равновесие. ...№ 10, с. 39.

разработка урока "Химическое равновесие, условия его смещения" с использованием романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" (!)
"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень..."

вверх вниз

Решение задач

Абакаров А.И. Творческие интегрированные задачи ...№ 8, стр.15

Мертвое море - химия, биология, география, история...

Амирова С.А. Из опыта обучения решению задач. ...№ 7, с. 43.

- разобрано решение нескольких задач на определение состава смеси.

Канаш В.А. Задачи с использованием данных об анестезирующих средствах. ...№ 2, с. 50.

для изучающих химию с медицинским прицелом?

Ли В.М. Задачи повышенной сложности по органической химии. ...№ 8, с. 61.

- разобрано несколько действительно сложных задач.

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Расчётные задачи: определение массы раствора. ...№ 1, с. 47.

- к определению состава раствора, полученного в ходе реакции - ЕГЭ, часть С

Строкатова С.Ф., Андросюк Е.Р., Броховецкий Д.Б. Учим готовить растворы. ...№ 2, с. 55.

собственно речь идет о решении широкого круга задач, связанных с приготовлением растворов - не хотелось бы на практике давать школьнику готовить раствор из 40% раствора NaOH...

Телешов С.В. Задачи по химии из дореволюционных задачников. ...№ 2, с. 60.

неплохие задачки решали в юнкерских училищах 120 лет назад...

вверх вниз

Готовим к экзаменам в вузы

Авдеев Я.Г., Толкачёва Т.К. Методические рекомендации по выполнению заданий с развёрнутым ответом. ...№ 3, с. 30.

- подробно рассмотрен электролиз, ОВР, ряд заданий по химической кинетике и равновесию, в т.ч. и в растворах (задания С1).

Васильева С.И. Наш опыт проведения ЕГЭ: анализ и выводы. ...№ 4, с. 30.

- примеры заданий части С и типичные ошибки при их выполнении.

Габриелян О. С, Сладкое С.А. Пока свежи воспоминания... ...№ 6, с. 38.

О проверке заданий части С ЕГЭ по химии. С главной мыслью авторов нельзя не согласиться - материалы ЕГЭ надо совершенствовать. Но возникают вопросы, ответов на которые статья не дает.

Кто они, эти эксперты, проверяющие часть С? Действительно "лучшие учителя и преподаватели вузов" или слепые исполнители, способные только сверить записи на листке и в критерии? Люди, прошедшие подготовку, предварительное знакомство с критериями или наобум вырванные со своих рабочих мест? Если это действительно лучшие и подготовленные, неужели их поставит в тупик мелкая опечатка или даже ошибка в критериях? Неужели лучшие(!) учителя неспособны отличить нестандартное, пусть даже нерациональное решение задачи от неверного? Если они даже следуют критериям, как могут они не увидеть фразы в каждом из них: "Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла"? Где был председатель экспертной комиссии, если не объяснил своим экспертам, что смысл любой химической задачи - решить ее, и если школьник пришел к правильному ответу, и в его решении нет химических, логических, арифметических ошибок - он уже заслуживает максимального балла?

С главной мыслью авторов нельзя не согласиться - материалы ЕГЭ у нас не пинает только ленивый, и во многом поделом. Но надеяться, что когда-нибудь будут учебники без опечаток, задания без ошибок, критерии, где приведены все возможные решения для каждой задачи - наивно. Потому и существует такая должность: ЭКСПЕРТ.
И, обсуждая влияние ЕГЭ на судьбы выпускников, следует обсуждать и ответственность за эти судьбы на местах. ИМХО.

Гаврилова В.В. Готовим учащихся к экзамену. ...№ 4, с. 72.

- к выполнению практических заданий билетов.

Коптяева О.А., Дружкова О.Н., Жильцов С.Ф. О применении понятия степени окисления в курсе органической химии. ...№ 3, с. 37.

- интересный способ быстрого нахождения коэффициентов в уравнениях ОВР.

Кочкаров Ж.А. О кислотно-основных взаимодействиях в водных системах. ...№ 2, с. 48.

на основе протолитической теории, схемы, но конкретных примеров заданий ЕГЭ - нет.

Кошелева Е.А. ЕГЭ и авторские тестовые задания. ...№ 8, с. 19.

ЕГЭ как инструмент мониторинга, использование тестов в школьной проверке знаний, возможные виды авторских (составляемых учителем?) тестовых заданий и особенности их применения..

Хамитова А.И., Хабибуллина А.Б. ЕГЭ по химии как объективная реальность. ...№ 5, с. 51.

"явление необратимое..., безусловно положительное,... но заставляет задуматься..."

вверх вниз

Профильное обучение

Войткевич Н.Н. Элективная дифференциация, или Как создать ситуацию выбора. № 5, с.44.

Определение (от англ. elect - выбирать), типы элективных курсов, структура программы, пример программы элективного курса "Химия и пища".

Дерябина Н.Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР. ...№ 9, с. 40.

теоретически приемлемо, но ведь этому надо отдельно обучить, правильно найти группу атомов, рассчитать ее формальный заряд - не будет ли это сложней, чем по известному алгоритму написать пусть шесть, но простых уравнений?
- И второе, следует ли давать такие задания? Велик ли вообще смысл стехиометрических коэффициентов в реакциях органической химии, протекающих зачастую далеко от всякой стехиометрии?

Кендиван О.Д.-С. Учебные карты для классов медико-биологического профиля. ...№ 6, с. 41.

содержат систему заданий и показывают последовательность действий, для организации самостоятельной работы, основные понятия и законы химии, валеология

Кольцова Г.А. Презентация элективного курса "Химия, здоровье, красота". ...№ 10, с. 48.

сценарий презентации элективного курса (с кулинарными рецептами ;-)
"Под исполнение химического гимна гости приглашаются на дегустацию блюд и напитков"

Кочкаров Ж.А.; Ефремов В.В., Александрова С.М.; Савин Г.А.
Уравнения ОВР: о способах расстановки коэффициентов. ...№ 9, с. 44.

Авторы предлагают несколько новых способов расстановки коэффициентов в ОВР. Во-первых их простота очевидна только авторам. В каждом способе есть свои правила, как и в традиционном, и школьники также будут в них ошибаться. Но главное в другом: сдавать экзамены, использовать в вузе, читать в книгах школьникам придется общепринятый метод. Значит придется учить так, для себя, и эдак, для экзамена, и не запутаться когда как. Учить и переучиваться. Опять же, какая каша будет в голове ученика?

Радецкий А.М. О связи неорганической химии и медицины. ...№ 7, с. 27.

История и медицинское применение некоторых веществ - химико-биологический профиль

Титова И.М. Элективный курс "Химия и искусство". ...№ 4, с. 41.

- программа курса - 68 часов в 10-11 классе, "... издательством "Вентана-Граф" будут опубликованы два пособия по этому курсу ... учебник и "Организатор" - пособие для самостоятельного изучения, что актуально для малокомплектных школ.

Хлопкова Н.А. О проблемах развития мотивационной сферы учащихся. ...№ 10, с. 46.

с использованием предпрофильного элективного курса "Химия в быту" 9 класс.

вверх вниз

Разное

Гаврилова В.В. Из опыта работы методического объединения учителей химии. ...№ 3, с. 52.

Шатурский р-н, Московской области

Дерябина Н.Е. Виды системообразующих связей в химических системах. ...№ 4, с. 11;

"... в химических системах наиболее широко представлены следующие: связи строения (структурные), взаимодействия, преобразования и порождения (генетические). ... при обучении химии важно обращать внимание... это будет способствовать... формированию системной ориентировки в изучаемом предмете."

Изучение связей между классами неорганических веществ: от общего к частному. ...№ 5, с. 12;

"В соответствии с предлагаемой логикой материал ... мы разбили на уровни... . К каждому уровню составлена схема (или несколько схем)..., разработаны упражнения..." Представлены 7 уровней погружения в тему.

Методика формирования умения определять степень окисления атома. ...№ 7, с. 24.

на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина П.Я., ООД, по структурной формуле вещества, что особенно значимо для органических соединений

Опарина С.А. Об изучении генетических связей органических соединений в школьном курсе. ...№ 3, с. 19.

"...важнейший компонент для осознания химии как целостного предмета. ... имеется существенный недостаток ... лишь умения записывать уравнения реакций. Мы предлагаем комплексную методическую модель, всемерно используя химический эксперимент и структурно-логические схемы.." на примере темы "Углеводороды".

Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: траектория движения. ...№ 7, с. 17.

- сущность, история, типология, проблемы ".. всегда есть риск, что результаты не совпадут с пожеланиями начальства..."

Сушков Н. Реклама химического состава продуктов: не верьте на слово! ...№ 9, с. 35.

"Эти ошибки скорее всего не случайны и имеют целью запутать иногда не слишком грамотного потребителя, заставить его купить товар"

Осипова Т.А. Химические ребусы: Понятия химической экологии ... №9 стр.34,53,60,73.

Дайтова З.Д.
Головоломки по теме "Первоначальные химические понятия"...№ 8, стр.76, №9 стр.63

вверх вниз

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Гельжинис Ю.А., Синкевич П.Л.
Определение содержания иода в продуктах питания. ...№ 10, с. 61.

для организации УИР школьника, методика, литература. Статья интересная, но данные, приведенные автором показывают, что для получения суточной нормы йода человеку надо съедать 5-6 КИЛОграмм соли! Поскольку рекомендуемая суточная норма потребления соли 5-6 ГРАММ, понятно, что эти данные занижены в 1000 раз. Согласно Стандарту (ГОСТ Р 51574-2000) содержание йода должно составлять 40±15 МИЛЛИграмм/кг. К сожалению в СМИ часто путают приставки МИЛЛИ и МИКРО...
Информация о йодированной соли, например здесь >>

Давтян М.Л., Волков В.Н., Лобов Б.И.
Определение содержания общего железа в природных водах. ...№ 8, с. 70.

Колориметрия: теория метода, качественное и количественное определение

Жуков П.Н. Свойства азотной кислоты: варианты методики изучения. ...№ 4, с. 60;

- последовательность изучения свойств; индуктивный и дедуктивный подход, их особенности, техника проведения эксперимента, ТБ.

Ученические опыты при изучении химических свойств азотной кислоты. ...№ 5, с. 62.

- лабораторные и исследовательские

Карташов С.Н., Чен Т.X.
О свойствах некоторых моно- и дисахаридов и их распознавании. ...№ 3, с. 70.

А фруктоза-то тоже дает реакцию серебряного зеркала... Реакция Селиванова. Задачи олимпиад.

Мартыненко Б.В., Михалёва М.В.
Качественный анализ металлов в школьной лаборатории. ...№ 8, с. 64.

- общая характеристика часто используемых сплавов, приемы их распознавания по физическим свойствам и простейшим качественным реакциям.

Мягкоступова О.В.
Обобщающий химический эксперимент экологической направленности. ...№ 3, с. 62.

идеи, принципы, критерии + пример по теме "Сера и ее соединения".

Мягкоступова О.В., Назаренко В.М. Исследовательский практикум на основе обобщающего химического эксперимента экологической направленности. ...№ 5, с. 55.

Элективный курс или внеклассная работа? Двухчасовой (?) практикум "Металлы: определение содержания в почве", работа в группах.

Окольников Ф.Б.
Химический эксперимент как средство естественно-научной интеграции. ...№ 9, с. 61.

- интегрированные лабораторные работы химия-биология "Химические свойства кислот" (8 класс), "Ферменты" (9 класс).

Проблемный эксперимент - одна из форм химического эксперимента. № 10, с.57.

"Химический эксперимент ... может быть использован и для постановки проблем" - методика рассмотрена на примере взаимодействия лития с раствором сульфата меди.

Ухова Э.Р. Получение веществ и исследование их свойств. ...№ 9, с. 64.

работа с одаренными детьми: неорганический синтез, качественные реакции. Методики.

Храмов В.А. Изучаем зелёный огурец. ...№ 7, с. 63;

- качественные реакции на различные аминосоединения.

Способ получения ликопина из томатного сока. ...№8, с. 74.

экстракция гексаном, возможная тема УИР школьника

Храмов В.А., Гиззатова Г.Л., Гурина Е.Ю. Простые опыты по адсорбции. ...№ 4, с. 73.

- красителя на активированном угле и оксиде алюминия.

Храмов В.А., Гурина Е.Ю. О бумажной хроматографии аминокислот. ...№ 5, с. 66.

- методика эксперимента

Цоцорина В.В. Подготовка к олимпиадам: экспериментально-исследовательская работа учащихся. ...№ 2, с. 69.

Исследование пищевых продуктов (рефрактометрия, титрование - кислотность, аргентометрия)

вверх вниз

Техника эксперимента

Карпов Г.М., Чернышева Л.С., Куклева Н.С.
Химический эксперимент при изучении органической химии. ...№ 3, с. 72.

Простые опыты с использованием зажигалки и скипидара

Нечитайлова Е.В.
Правила безопасности при работе в школьной химической лаборатории. ...№ 7, с. 51.

Много полезных рекомендаций по оформлению кабинета и организации безопасной работы, ссылок на Интернет-ресурсы, тесты, викторина, конкурсы, задачи олимпиад по ТБ. Правда иметь в кабинете химии около 33 инструкций, причем "очень удобно, если они собраны в брошюру и на каждый ученический стол.." - это я думаю..

Плугин В.С. Демонстрация взаимодействия натрия с водой. ...№ 8, с. 68.

- оригинальные варианты проведения известного опыта

Ризванов А.К. Химические опыты в познании основ науки. (обращение к юному исследователю)...№ 1, с. 55.

Как создать собственную химическую мини-лабораторию и проведение несложных опытов

Семёнов А.С.
На заметку учителю и лаборанту кабинета химии. ...№ 6, с. 62;

Техника безопасности - что делать не надо... "если вы раздобудете бертоллетову соль, то как удержаться..."

Как утилизировать отходы химического эксперимента. ...№ 7, с. 59.

Все бы ладно, но совет уничтожать неиспользованый раствор хлорида бария после каждой практической работы, как то уж чересчур. Что опаснее: концентрированная серная кислота или 1%-ный раствор хлорида бария? Серную кислоту хранить в препараторской можно, а раствор хлорида бария - ни-ни?

Сурин Ю.В. Применение цифровой видео- и фототехники при выполнении эксперимента....№ 4, с. 69;

- "при проведении опытов многие важные детали... ускользают от внимания учащихся... Дополнительная демонстрация отснятого и увеличенного ... даст точную информацию... о ходе эксперимента.

Яковишин Л.А. Новые способы получения "фараоновых змей". ...№ 2, с. 73;

А вы не знаете, куда деть просроченные лекарства? Пить - страшно, выбросить - жалко...

Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов. ...№ 9, с. 66.

"Силикатные сталактиты"

вверх вниз

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Белан Н.А. Крестики-нолики для старшеклассников. ...№ 8, с. 75.

"Игра динамичная и азартная...", викторина с подсказками

Васильева Т.К. Познавательная игра "И ты можешь стать учёным". ...№ 1, с. 66.

посвященная Д.И.Менделеееву

Врабий М.Н. Химический кружок для восьмиклассников. ...№ 9, с. 74.

Программа, оборудование, методики некоторых занятий.

Гневина Н.А. Возвращение доброго имени. ...№ 7, с. 65.

О жизни и деятельности В.Н.Ипатьева (9.1.1867-29.11.1952).
"По признанию выдающихся ученых Запада, Россия дала миру трех великих химиков: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, В.Н. Ипатьева."
А вы знали, кто первый получил бутадиен по способу Лебедева? И синтетический каучук?

Зяблова Е.В. Из опыта проведения экологической ролевой игры. ...№ 4, с. 74.

- в форме заседания суда над Человеком, обвиняемом в покушении на жизнь Природы.

Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра "Химия и здоровье". ...№ 5, с. 71.

по правилам "Брейн-ринга", 4-6 команд.

Капецкая Г.А. "Своя игра" по теме "Химия и охрана окружающей среды". ...№ 7, с. 74.

экология, викторина по правилам телеигры.

Колчанова Л.В., Габрук Н.Г., Глухарёва А. С, Заздравных И.Н., Солодова А.Н.,
Киященко М.А. Тематический вечер "В гостях у Д.И. Менделеева". ...№ 1, с. 75.

Курганский С.М. Вопросы викторины о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. ...№ 2, с. 75.

На сколько месяцев и в каком году Менделеев поехал туда-то... Это важно? С трудом представлю эрудита, способного ответить на все вопросы Менделеевских викторин без шпаргалки..

Романенко Е.П. Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья. ...№ 3, с. 77.

сценарий тетрализованного представления

Савиткин Н.И., Авдеев Я.Т., Толкачёва Т.К.
И.А. Каблуков: учёный, педагог, общественный деятель. ...№ 6, с. 66.

К 150-летию со дня рождения (2.9.1857-5.5.1942).Физическая химия, органическая и ... пчеловодство.

Степшина М.А. Сценарий выступления агитбригады "Новое поколение за здоровый образ жизни". ...№ 5, с. 68.

"Звучит мрачная пронизывающая музыка. Темные силы зла исполняют танец. ..."

Харина С.Б., Герцева М.А. Экологический суд: природа обвиняет человечество. № 10, с.66.

разработка внеклассного мероприятия.

Шадрова О.И. КУРЕНИЕ - ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА...№ 3, стр.75

сценарий проведения класного часа

Ячменцева Н.М. Химическая игра "Ваш ход". ...№ 9, с. 79.

Командная викторина

вверх вниз

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Базаева М.Г., Павлова С.А. Тип химической связи и кислотно-основный характер оксидов и гидроксидов. ...№ 6, с. 76.

Что-то от такой консультации в голове сплошная сумятица. Может только у меня? Как то плохо представляется ион О2- в оксидах металлов, да еще переходящий в раствор в гидратированном состоянии и только потом реагирующий с водой. Может все-таки сначала, еще на поверхности кристалла этот ион (достаточно условная модель) образует более устойчивую частицу (ОН -), и уже она переходит в раствор?

А как вам нравятся "подвижные пи-связи, которые могут выступать в роли акцепторов электронов" (в молекуле СО2)? Хотя они и подвижные, это ведь заполненные орбитали? Как там, принцип Паули не возмутится? Может все-таки подвижные пи-связи (и неподеленные электронные пары кислорода) выступают в роли акцептора протона? И все начинается с водородной связи? А потом идет присоединение воды по двойной связи (аналогично гидратации алкенов)?

Базаева М.Г., Раткевич Е.Ю.
Влияние вида химической связи на свойства веществ. ...№ 9, с. 56.

их изменение по периодам и группам ПСХЭ. Ионный потенциал.

Жуков П.Н. Восстановительные свойства азотной кислоты. ...№ 6, с. 78.

Вывод: любое химическое соединение может быть и окислителем и восстановителем. Поскольку в нем всегда есть и окисленная часть и восстановленная. И азотная кислота может быть восстановителем и сероводород - окислителем. Господи, упаси от таких вопросов на ЕГЭ. Пусть там будут только типичные свойства веществ...

По поводу соединения FONO2. Я бы не стал говорить, что степень окисления азота там +7. Рассмотрев структурную формулу, скорее бы сказал, что один атом кислорода там необычный - у него степень окисления равна нулю. А с азотом все в порядке. И соединение вполне может существовать. ИМХО.

Красицкий В.А. Окислительные свойства азотной кислоты. ...№ 4, с. 49.

- замечательная статья для понимания того, как сложны и противоречивы многие химические процессы. Можно рекомендовать студентам, участникам олимпиад высокого уровня, использовать для УИР.
Но для подготовки к экзаменам - только итоговую таблицу.

Осадченко И.М., Лябин М.П.
О химических превращениях кислородсодержащих кислот фосфора. ...№ 2, с. 64.

от НРО до Н6Р4О8 - насколько сложной становится химия, когда выйдешь за пределы учебника...

Медведев Ю.Н. Гидроксид меди(II): можно ли считать его амфотерным? ...№ 7, с. 45.

".. резкой границы между амфотерными и неамфотерными гидроксидами нет." В школьном курсе химии ее следует провести. Приводятся критерии и список гидроксидов, которые стоит считать амфотерными, а какие - практически неамфотерными.

Молоткова Е.Н.
Окислительное число, состояние окисления или степень окисления? ...№ 3, с. 56.

Из истории химии, Л.Полинг, В.И.Кузнецов.

Шалыгин С.П., Алёхина Е.А.
Механизмы восстановления органических соединений. ...№ 10, с. 52.

- студентам, изучающим курс "Органической химии", для подготовки к олимпиадам высокого уровня.

Яблочкина Т.К., Половник В.К.
Как рассчитать энергию межэлектронного отталкивания на 4s-орбитали. ...№ 3, с. 60.

по окраске пламени, используя уравнение Планка.

вверх вниз

ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ

Авдеев Я.Г., Савиткин Н.И., Толкачёва Т.К. К.Э. Циолковский и Д.И. Менделеев. ...№ 5, с. 74.

к 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского (5.09.1857).

Наумов Ю.И.
В.А. Измаильский - выдающийся химик-органик двадцатого столетия. ...№ 1, с. 77.

(1885-1973) - теоретическая органическая химия: теория цветности, электронные спектры, молекулярные комплексы ...

Изюмов И.A. Step by step. ...№ 9, с. 68.

- Резерфорд, Бор, Хевеши - открытие изотопов, заряда ядра, протона.
"На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице." Фрэнсис Бэкон

Староста В.И. К юбилею открытия натрия и калия. ...№ 10, с. 72.

"19 ноября 1807 годы сэр Гемфри Дэви объявил об открытии им новых металлов.."
- электролиз, Д.И.Менделеев

Староста В.И. Викторина "К юбилею открытия натрия и калия". ...№ 10, с 38,51,56,65.

Храмов В.А., Храмова О.В. Жизнь, посвященная биохимии. ...№ 10, с. 75.

к 100 летию со дня рождения В.Л.Кретовича, (1907-1993), ассимиляция и метаболизм азота.

вверх

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

.
Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz