По страницам журнала

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

Химия в школе
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
Рубрики:

" Утро. Небо голубое.
Середина декабря.
С ускользающей лыжнею
Снова соревнуюсь я.

...
Воздух вычищен до блеска,
Гладь небес подметена,
Кружевные занавески
Накрахмалила зима.


...
Неподвижен лес, и только
Время, крадучись, идет...
А под старой важной елкой
Притаился Новый год."

Ирина Костенчук, Москва

вверх вниз

Размышления по поводу

Амирова А. X.
О создании условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. ... №7 стр. 2

"... стоит ... пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. М.Монтень". "... представляется целесообразным внедрение в учебных заведениях таких организационных форм, как служба здоровья, ... в составе пяти подразделений".

- Еще одна служба? Для которой придется составлять еще один отчет?

Воронина Г. А.
Многообразие учебных книг: проблемы и возможные пути решения....№3 стр. 2

Габриелян О.С.Теория и практика элективных курсов. ... №4 стр. 2

Зайцева Г. А. Много ли надо школьнику для счастья? ... №2 стр. 2

Изюмцева Т. Н. Видеть мир сквозь призму искусства. ... № 8, с. 2

"... на уроках химии мне помогает поэзия".

Костенчук И. А. Открытый урок: спектакль для галочки или... № 6, с. 2

"... способ изучения и распространения педагогического опыта".

Левина Л.С., Барсукова В.С. "Учитель года России-2006": триумф гуманитариев. №10 стр. 2

"Учителям химии, увы, не повезло"..

Муллагалеева О.И. Педагогическое эссе: разговор наедине. ... №9 стр. 2

По секрету всему свету, как говорится..

Нечитайлова Е. В. Какой он, современный учитель? ... №5 стр. 2

По итогам конкурса "Учитель года Дона" (Ростовская область).

Петрова А.К. ЕГЭ по химии: взгляд изнутри. ... №1 стр. 2

вверх вниз

Из официальных источников

Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ. № 5, с. 72.

- посвященном 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева

Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок". № 10, с. 73.

175-летию Д.И.Менделеева посвящается. Первый этап = заочный, 1.10.06-1.03.07 - участники представляют свои работы ...

Тихонова Т. Е., Топорков Р. И.
Уральских школьников ждут на Курчатовских чтениях. № 6, с. 78.

- в г. Заречном, Свердловская область. Для связи с координатором электронная почта: tamara_tihonova@mail.ru

Хмельков С. Б. А как по закону?..
№ 1, с.6; № 2, с.4; № 3, с. 4; № 5, с.4; № 6, с.4; № 7, с.6; № 8, с.3; № 9, с.3; № 10, с.4.

вверх вниз

НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Белов Д.В., Захарова Е.А.
Нестабильная устойчивость или неустойчивая стабильность? №1 стр.9

Бердоносов С.С. Новые сверхтяжелые химические элементы: проблемы получения и изучения их свойств. №9 стр.6

От первых трансурановых элементов до элемента №118. Там где кончается химия - "...исследование элемента №112 с использованием трех его атомов..."

Мартыненко Б.В., Михалева М.В.
Окислительно-восстановительные процессы в геосферах. №10 стр.6

Источники и роль кислорода в геосферах - "За счет фотосинтеза в настоящее время производится 300 млрд тонн кислорода в год... в современной атмосфере его содержится 2*1011 тонн ..."

Некрасов Л. Н. Как протекают электрохимические реакции.

Общие представления и диффузионная кинетика №7 стр.10

Теория замедленного разряда и механизм переноса электрона №8 стр.6

Вузовский материал. Можно рекомендовать для студентов, изучающих курс "Электрохимия"

Пичугина Д. Д., Рыжова О. Н. Неизвестные свойства известного металла. №3 стр.7

"... Можно сказать, что история золота - это история цивилизации."

Пичугина Д. Д., Рыжова О. Н., Пичугин И. А. Круговорот золота в природе. № 4, стр.7

Пичугина Д. Д., Рыжова О. Н., Золото - катализатор XXI века. № 5, с. 7.

"... реакция Кучерова ... еще лучше протекает в присутствии экологически безопасных соединений золота..."

Стихова А. М. Химия таллия и окружающая среда. № 6, с. 8.

"... свое название таллий получил по характерной зеленой линии спектра (от лат. thallus - распускающаяся ветка)."

Черноусов П. И. Ванадий: природные и техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление. № 2, с. 6.


-
вверх вниз

МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ

Программы, учебники

Биктаева А. Р. Примерное тематическое планирование учебного материала по химии для 8-го класса. № 3, с. 45.

По программе и учебнику Кузнецовой Н.Е., Гара Н.Н., Жегина А.Ю.

Габриелян О. С. Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра. № 7, с. 21.

Характеристика основных направлений пропедевтических курсов, в т.ч. авторского. Как один из путей решения проблемы сокращения часов химии в старшей школе. Ее гонят в дверь, а "она, несчастная," лезет в окно...

Данилова А.Г. Введение в мир химии. № 7, с. 25;
Уроки химии для семиклассников. № 8, с. 50.

"В гимназии 44 г.Твери "ВВЕДЕНИЕ В МИР ХИМИИ" семикласники изучают вот уже 10 лет."

- с помощью авторского учебника, приводится программа и тематическое планирование, разработки двух уроков курса: "Химическая азбука" (знаки химических элементов) и урок-исследование "ЗАКОН ПРИРОДЫ" (закон сохранения массы)

Дерябина Н.Е.
Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии. № 9, с. 15.

"Рассмотрение изучаемого объекта как системы позволяют по другому подойти к содержанию учебного предмета и, соответственно, его выражению в виде учебной программы". - представлена разработанная авторами программа.

Кузнецова Н.Е. Концепция построения курсов химии и модернизированных учебных программ. № 6, c.24. - особенности программ и учебников авторского коллектива под руководством Кузнецовой Н. Е.

Лисичкин Г.В., Леенсон И.А.
Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему. № 4, с. 19.

"... Справедливости ради следует сказать, что большая часть вопросов ЕГЭ не вызывает возражений профессиональных химиков, за исключением одного - зачем все это знать простому человеку? Зачем, например, ему знать, сколько неспаренных электронов в невозбужденном атоме марганца?..."

Во-первых, экзамен по химии - экзамен по выбору и сдает его человек, предполагающий, как минимум, продолжение изучения химии в вузе. Должен он не "знать, сколько неспаренных электронов", а знать основные принципы строения электронной оболочки атома, уметь определять это строение по положению элемента в периодической системе?
Во-вторых, ох уж этот "простой" человек... Иному "простому" и четыре действия арифметики ни к чему. Зачем, если есть кучера и калькуляторы? Вернемся к ЦПШ?

Хачатрян И.Н., Чернобельская Г.М.
Модель экономизации школьного курса химии. № 9, с. 44.

"Под экономизацией школьного курса химии мы понимаем его интеграцию с системой экономических знаний, реализуемую через личностно-ориентированный подход к обучению" - а Вы что подумали?

Шелинский Г. И., Телешов С. В. Об усилении научного содержания курса химии. № 6, с. 19.

- предложены "самые разумные" определения ключевых химических понятий. А также:

"... мы считаем, что метод электронного баланса необходимо исключить из практики обучения не только в средней, но и в высшей школе."

вверх вниз

Методы, приемы

Аксенова И.В. Карты заданий к дифференцированным зачетам. № 5, с. 35.

трехуровневые; технология подготовки; темы "Алканы", "Алкены", "Арены"

Гнитецкая Т. Н., Иванова Е. Б. Метод смысловых структур в учебном процессе. № 7, с. 45.

особенно приятно, что содержание параграфа "Скорость химической реакции" можно усвоить за 1,3 минуты. Правда, если отбросить время, затраченное на объяснение, опыты, чтение, проговаривание..

Грошева В. С. О развитии логического мышления восьмиклассников. № 6, с. 16. (с помощью учебника авторов Новошинских)

Даровских Л. В. Проблемы развития инициативности учащихся. № 10, с. 11.

"Основой методики развития инициативности может стать применение ... групповой работы". - конспект урока с использованием этой формы работы (Классы неорганических соединений, 8 класс).

Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к цепочкам превращений органических веществ. № 2, с. 31; № 3, с. 22;

"В... материалах ЕГЭ часто встречаются задания ... по цепочкам превращений. При этом ... не описана методика обучения учащихся решению таких задач. Предлагаем такую методику..." а также конкурс "Цепочки превращений органических веществ" (№3).

Дерябина Н.Е. Итоги конкурса "Цепочки превращений органических веществ" №9 стр.20
По итогам конкурса "Цепочки превращений органических веществ" (Цепочки участников-победителей) №10. стр.20

Емельянова Е. О. Стиль химического мышления и его эвристическая функция. № 6, с. 12.

"Особенность химического мышления кроется в специфике содержания химии как экспериментально-теоретической науки и необходимости ... мыслить "двойным рядом образов": объяснять реально ощутимые свойства и изменения веществ состоянием и изменениями в невидимом микромире, понять которые можно, пользуясь теоретическими модельными представлениями."

Жилин Д.М., Пономарев С.Ю., Маргулев А.И.
Дистанционный экзамен? Уже реальность! № 1, с. 16.

Ионова Ж. Ю. Дидактические игры на начальном этапе обучения. № 10, с. 48.

Роль и мини игры для овладения химической терминологии. Игровые элементы уроков

Исаев Д. С. Творческие задания к уроку обобщения знаний. № 9, с. 41.

Кроссворды-снежинки - можно и на елочку повесить в кабинете химии! Вот только для ответа придется решать задачи по органической химии с историческим аспектом.

Казанцев Ю. Н. Организация тестового контроля на начальном этапе обучения. № 7, с. 41.

"...модель знаний учащихся на начальном этапе ... можно представить в виде совокупности четырех взаимосвязанных модулей"

Периодический закон, понятия, формулы, уравнения - предлагается свой подход к построению и композиции тестовых заданий. приведены примеры по каждому модулю.

Кирсанова Н. А. Наш подход к разработке тематических заданий. № 7, с. 38.

- по теме "Азот и его соединения"

Комиссарова С. В. К методике изучения химических свойств и способов получения органических веществ. № 10, с. 16.

Представлена авторская схема проведения уроков, включающая 6 этапов (объяснение, самостоятельная работа по составлению уравнений, решению задач, анализу цепочек). Конкретные примеры (алканы, циклоалканы, спирты).

Ксенофонтова И. Н. Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения. № 3, с. 15.

Можаев Г. М. Контрен - химия для всех. № 8, с. 19.

В статье раскрываются содержание и этапы создания сайта на котором вы находитесь. Ну как не похвалить себя, любимого... (текст на сайте)

Нефедова Г. Н. Изучаем степень окисления с первых уроков химии. № 4, с. 46.

Радецкий А. М. Задания для организации самостоятельной работы учащихся. № 1, с. 46.

Семин А. И. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества. № 8, с. 16.

Как рационально использовать его на уроке, во внеклассной работе, в методической работе учителя и индивидуальной работе ученика - из опыта учителя сельской школы. Семинар по теме "Периодический закон и строение атома"

Смирнова Т. В. Комплекс заданий по теме "Предельные углеводороды (алканы)". № 8, с. 37;
Комплекс заданий по теме "Этиленовые углеводороды (алкены)". № 9, с. 30;
Комплекс заданий по теме "Ацетиленовые углеводороды (алкины)".
№ 10, с. 24.

Три варианта заданий (в тестовой форме) и методика их применений. Ответы.

Староста В. И. Использование сведений о реакции Кучерова при разработке учебных заданий. № 9, с. 37. - история ("в 2006 году исполнилось 125 лет ее открытия"), особенности протекания, примеры заданий

Хачатрян И. Н. Мотивация проектной деятельности школьников. № 6, с. 52.

- урок-введение в проектную деятельность (8 кл., "Природные ресурсы и материальные потребности человека").

Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы. № 6, с. 48.

- и иллюстрация применения - "результаты превзошли все наши ожидания."

Шилов В. И. Использование минералов при формировании химических понятий. № 3, с. 32.

Шириева Ф. А. Об использовании приемов модульной системы обучения. № 9, с. 24. (при изучении органической химии. Модуль "Алкены").

вверх вниз

Темы, уроки

Амирова А. X. Углеводороды в военном деле. № 3, с. 41.

Анацко О. Э. Уроки "Химия в нашей жизни". № 2, с. 17.

Бондарева С. Г. Урок на тему "Такая разная гидроксильная группа". № 1, с. 32.

Бударина В. А. Химико-музыкальный калейдоскоп. № 8, с. 48.

Шарады, загадки - для минут разгрузки на уроках и внеклассной работы

Васильева Т. К. О воде - только в стихах! № 10, с. 52.

разработка урока в стихах по теме "Химический свойства воды":
"Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес
С гидроксогруппою объединяясь..."

Долгова Т. Н., Платонова Т. И., Панкова В. П.
Теория химического строения в свете теории музыки. № 8, с. 44.

"Мы взяли на себя смелость объяснить учащимся основы нотной грамоты на базе имеющихся у них знаний по химии"

Связь теории строения Бутлерова и нотной грамоты.. Вероятно, школьникам урок покажется интересным, хотя все аналогии мне кажутся, мягко говоря, натянутыми..

Капецкая Г. А. Зачетный урок по теме "Спирты и фенолы". № 1, с. 38.

Конев М. Н. Путешествие в страну Элементарию. № 8, с. 54.

- урок в игровой форме, посвященный ознакомлению учащихся с Периодической системой.

Малеева В. Ф.; Дианова Н. Б. Из опыта проведения обобщающих уроков. № 1, с. 25.

Малышева Г. И. Урок по теме "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций". № 5, с. 32.(по программе О.С.Габриэляна)

Маршанова Г. Л. Аналитический семинар "Вода в природе и жизни человека". № 2, с. 18;
Роль и место уроков-конференций в учебном процессе. № 8, с. 30.

Представлена система уроков-конференций для 8-11 классов, методика их организации и проведения, использование ИКТ, требования к компьютерным презентациям

Пантелеева К. X.
Урок по теме "Природный каучук, его строение, свойства и применение". №4, с. 25.

Подковырина Т. А. Обобщающий контроль знаний; реакции гидрирования органических веществ. № 1, с. 43.

Соколова О. Н.
Проектирование урока. № 4, с. 36; ("План урока может быть составле в форме ЛСМ...")
Из опыта разработки программы по химии для специальных (коррекционных) классов. № 8, с. 56; (программа и тематическое планирование курса химии 8-9 классов (3+2 часа) по УМК Р.Г. Ивановой).
О проведении уроков химии в специальных (коррекционных) классах. № 10, с. 43

Особенности изучения различных тем курса химии 8-9-го класса.

Стройкова С. И, Обобщающий урок по органической химии в форме игры. № 4, с. 30.

вверх вниз

Решение задач

Алибеков Д. И. О решении расчетных задач с использованием общих формул. № 9, с. 29.

(общих формул классов органических веществ - определение формул веществ)

Белан Н. А. Нарисуй задачу. № 2, с. 44.

Школьники "... плохо представляют сам происходящий процесс. Если попытаться нарисовать условие условие задачи, тогда будет виден ход действий по ее решению."

Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В.
Повышение эффективности обучения решению задач. № 4, с. 38.

"... Создание отдельных осей ЛСМ ... раскрывающие ход решения задачи для лево- и правополушарного типа мыслительной деятельности..." Вы знаете, что такое ЛСМ и ДМТ? Тогда это для вас! (Логико-смысловая модель, дидактическая многомерная технология).

Дронова Н. Ю. Нестандартные задачи по теме "Вода. Растворы". № 10, с. 54.

(могут быть использованы для при подготовке и проведении олимпиад).

Ермаков Д. С, Жарикова Е. А., Ленина О. Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии. № 5, с. 27. (с примерами задач по некоторым темам)

Плугин В. С. Определение молекулярной формулы углеводорода по его относительной молекулярной массе. № 1, с. 52.

Телешов С. В. Задачи по химии из дореволюционных задачников. № 10, с. 34.

"сколько потребно калия, чтобы вполне разложить 5 лотов воды.."

Чернозубова Е. В. Задачи на избыток с продолжением. № 2, с. 26.

"Бывают случаи, когда при взаимодействии двух веществ, одно из которых взято в избытке, возможно продолжение, т.е. протекание еще одной химической реакции между продуктом реакции и избытком исходного вещества."

Разработка комбинированного урока

вверх вниз

Готовим к экзаменам в вузы

Медведев Ю.Н. Типичные ошибки в тестовых заданиях. №1, стр.19

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Железо и его соединения. № 3, с. 35;
Хром и его соединения. № 4, с. 31.

вверх вниз

Профильное обучение

Аршанский Е. Я., Алесьева О. В.
Предпрофильная подготовка: как ее реализовать в школьной практике. № 5, с. 12

Предложена программа эллективного курса для предпрофильной подготовки "Химические врата в мир естествознания".


Звягин А. С, Чернобельская Г. М.
Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки. № 6, с. 31.

основные требования к элективным курсам, содержание и методические рекомендации к курсу "Химия в нашей жизни" (9 кл., 10 час.)

Батина Е. В. Курс по выбору "Вода удивительная и удивляющая". № 5, с. 25.
- для 9 класса - 17 часов

Кузнецова Л. М. К изучению химической термодинамики. № 4, с. 53; № 5, с. 19.

Описание уроков по готовящемуся к изданию учебнику "Химия-10" для профильных классов. Вы еще не делали опытов с пироксилином? Тогда мы идем к вам!

Логинова О. Б. От "углубленки" к профильному обучению. № 2, с. 14.

Румянцев Б. В., Усиченко М. А. Изучение окислительно-восстановительных процессов в рамках элективного курса. № 6, с. 35;
Элективный курс "Окислительно-восстановительные процессы": методические рекомендации. № 7, с. 30; № 8, с. 22;
Элективный курс "Окислительно-восстановительные процессы". №9, с. 51; № 10, с. 36.

"...цель элективного курса "Окислительно-восстановительные реакции" формирование умений составлять уравнения ОВР идущих в стандартных условиях"; "...наш подход основан на теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.)"

1: Распознавание ОВП; 2: Определение потенциальных степеней окисления на основе строения атома; 3: Составление ОВП. Формы записи.; 4: Сравнение элементов по ОВ свойствам; 5: Составление ОВП; 6: Подбор и запись частиц...

Изложение детальное. Но некоторые фразы вызывают вопросы: "атом серы может отдать сначала два неспаренных электрона"? Что останется? Ион серы, где все электроны спарены? У ученика может создаться такое мнение... А что значит "составлять процессы"? Составлять можно схемы, уравнения, описания, суждения... А процессы можно проводить, наблюдать, замедлять, ускорять... И вообще этот курс, по моему мнению, несколько напоминает инструкцию по ходьбе для сороконожки - много правил, все хорошо, надо только вовремя вспомнить, какое правило для 9-й ноги...

вверх вниз

Разное

Александрова Е. В. Об изучении вопросов биохимии в средней школе. № 10, с. 30.

роль и подготовка студентов педагогических вузов с использованием проблемных ситуаций

Васильева Т. К. Химические перевертыши № 5, стр.53(Кроссворды)

Колесецкая Г. И., Лесовская М. И. Секреты русского кваса. № 6, с. 41.

- разработка темы для элективного курса "Химия и жизнь" + рецепты + анализ, чем не тема для исследовательской работы?

Курдюмова Т. Н. Чем потчевали в хлебосольной Руси. № 1, с. 41.

Матвеева Э. Ф.
Роль методического курса в обеспечении самообразования студентов. № 5, с. 48.

- о курсе "Методика преподавания химии" в Астраханском госуниверситете

Родыгина И. В., Родыгин М. Ю.
Старинные первоисточники: углерод и процесс горения. № 5, с. 40.

("Калевала", Вергилий, Данте...)

Сипатова И. М. Об органических веществах в художественной литературе. № 2, с. 40.

Степанова Л.К. Химия в загадках № 10 стр.23 (Шарады, анаграммы и т.п.)

вверх вниз

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Ахрименко 3. М., Пащевская Н. В.
Организация практикума по методике обучения химии. № 9, с. 66. (из опыта работы КубГУ, Краснодар)

Артюхина А. И. Амилаза слюны как объект научного исследования. № 8, с. 75.

- определение ферментативной активности слюны. Предлагаемый метод учащиеся могут использовать в дальнейшей исследовательской работе - приводятся возможные темы проектов.

Батина Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при выполнении
лабораторных опытов.
№ 2, с. 54.

Волков В. Н., Давтян М. Л., Волкова Л. А.
Определение химического состава местных глин. № 3, с. 63.

Грабовый А. К.
Технологизация обучения во взаимосвязи с химическим экспериментом. № 1, с. 60.

Гильманшина С. И., Миннуллин Р. Р. Организация исследовательской деятельности как мотивация к познанию химических явлений. № 3, с. 58.

Дацун Н. П.
Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся. № 6, с. 63.

..."группа исследователей приглашает всех желающих посмотреть действие табачного дыма на тараканов" ... - ну, тараканы ладно, а рыбку жалко...

Исаев Д. С. Интеграция в исследовательской работе учащихся. № 2, с. 57.

Изучение вредного влияния сигарет (установка для "выкуривания" сигарет, йодометрия, перманганатометрия).

Малькова Н. В. Интерьер кабинета химии в нашей школе. № 8, с. 67.(СШ №15, Йошкар-Ола)

Маршанова Г. Л. Об использовании динамических пособий на магнитной основе. № 9, с. 69.

"более сотни карточек, изготовленных из ватмана с приклеенными магнитами": названия реагентов, реакций, характеристики свойств веществ... - примеры использования на различных этапах урока.

Новошинский И. И., Новошинская Н. С.
Практические работы при изучении соединений железа и хрома. № 8, с. 70.

"кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений"

вверх вниз

Техника эксперимента

Викулова Е. С, Самодуров А. В., Юсенко К. В.
Прибор для демонстрации свойств оксида углерода(II). № 6, с. 69.

Кондрашин В. Ю., Кошелева Е. В., Косьянова Н. И. Демонстрационные опыты с применением индикаторных бумаг и электрического тока. № 7, с. 64.

- новые опыты, возможная тема исследовательской работы школьников

Красицкий В. А. Школьный эксперимент: безопасно, доступно, наглядно. № 7, с. 59.

- простые методики получения наиболее употребительных реактивов (кислоты, щелочи, этилен) из веществ доступных. Не очень понятно лишь, зачем так сложно получать известковую воду..

Лыгин С. А., Голенищева И. Л. Эксперимент при изучении белков. № 2, с. 62.

Много разнообразных опытов с объяснением и уравнениями реакций.

Перевозчиков А. И., Штырлин Д. А., Грицов Д. С.
От полиэтилена к этиловому спирту в лабораторных условиях. № 10, с. 57.

- получение этилена и его гидратация.

Плугин В. С. Об использовании магнитной аппликации и кодоскопа на уроках изучения нового материала. № 3, с. 67;
Демонстрация получения нерастворимых оснований. № 5, с. 59.

Семенов А. С. Что происходит с металлическим натрием на поверхности воды. № 10, с. 60.

Интересен опыт "Путешествующий натрий" - реакция натрия с водой под слоем керосина. А вот методика разложения остатков натрия кажется небезопасной. Все может быть спокойно - на начально этапе, а потом реакция пойдет в разнос, толстостенная склянка от неравномерного разогрева лопнет, ... последствия можно продолжать..

Сурин Ю. В. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении кислотных свойств гидросульфита натрия. № 4, с. 59;
Проблемно-развивающий эксперимент при изучении свойств гидросульфита натрия. № 5, с. 54.

ОВР, реакция "серебряного зеркала" в неорганической химии

Храмов В. А., Гурина Е. Ю., Гиззатова Г. Л.
"Адский камень" как реактив для аналитической химии. № 5, с. 60. (нитрат серебра, ляпис)

Яковишин Л. А. Химические опыты с сигаретами. № 6, с. 66;
Химические опыты с мороженым. № 7, с. 69;
Химические опыты с шоколадом. № 8, с. 73; (текст на сайте)
Химические опыты с жевательной резинкой. № 10, с. 62.

- обнаружение (качественные реакции) веществ разных классов в растворе табачного дыма.

- несложные опыты, знакомящие школьников с составом, схемами производства знакомых продуктов. Качественные реакции на органические вещества.

вверх вниз

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Антонова Л. С. Сказка о том, как Хоттабыч вылечил царевну. № 6, с. 71.

- сценарий с использованием опытов занимательной химии ("вулкан на столе", "вино из воды" и прочее).

Белова Г. Н. В мир алканов дорогами А. М. Бутлерова. № 4, с. 66.

Васильева Т. К. Игра-зачет "Знания - сила". № 1, с. 70.

Гневина Н. А. Учредитель премии Альфред Нобель и Н. Н. Семенов - ее лауреат. № 2, с. 65;
Конкурс эрудитов "Именные реакции в органической химии". № 9, с. 73.

- история химии, действительно для эрудитов

Калимуллина X. X. Новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. № 10, с. 66.(инсценировка, демонстрация опытов)

Капецкая Г. А. Интеллектуальная игра "Мир воды". № 2, с. 72.

Кириленко Т. В. Свинцовая история. № 8, с. 78.

- сценарий постановки - свинец в истории и свойства некоторых соединений

Кожанова Э. А. Покорение неприступного элемента. № 5, с. 62.

история открытия и получения фтора; К.Шееле, А.Муассан, А.П.Бородин

Коротышева Ю.Н. Викторина "Пять подсказок". № 10, с. 70.

- методика подготовки и проведения

Кузовая Т. В., Калякина Е. А.
Устный журнал "Приключения иностранцев в России". № 7, с. 73

- Альфред Нобель и семья Нобелей в России

Маркова С. Е. Пиротехнические посиделки. № 4, с. 70.

Какое-то нехорошее чувство подсказывает, что день смеха и посиделки не очень хорошо сочетаются с пиротехникой... Ну разве что считать пиротехникой превращение вина в воду...


К дню Великой Победы

Антонова Л. С. Сценарий вечера "Вклад химиков в Великую победу". № 3, с. 73.

вверх вниз

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Базаева М. Г., Раткевич Е. Ю. Классификация водородных соединений. № 6, с. 59

Кузнецова Л. М., Ившин Я. В. О направленности химических реакций. № 3, с. 53.

Основные положения химической термодинамики (энтальпия, энтропия, энергия Гиббса...)

Медведев Ю. Н. Что такое буферные растворы. № 2, с. 46.

Чертков И. Н. Статическое и динамическое в органической химии. № 7, с. 51.

- взаимное влияние атомов, механизмы органических реакций

Шалыгин С. П., Алехина Е. А. Реакции восстановления в органической химии. № 9, с. 60.

- и генетические связи между классами органических соединений

Шалыгин С. П., Алехина Е. А., Романенко Н. В.
Реакции окисления в органической химии. № 1, с. 54.

вверх вниз

ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ

Артюхина А. И., Храмов В. А. Этапы научной деятельности доктора Квостела. № 9, с. 79.

- Д.Х. Квостел (1899-1987), англ. биохимик, нейрохимик, исследования раковых клеток.

Ильичева Е. В. Исторический анализ развития понятий об основных классах неорганических соединений. № 7, с. 77.

Кролевец А. А. Самородок земли русской. № 5, с. 69. (М.В. Ломоносов, 1711-1765)

Подольный И. А. Моя менделеевская коллекция. № 1, с. 77.

Попков В. А., Бабков А. В.
Как случилось, что Менделеев не стал нобелевским лауреатом. № 6, с. 75.

Радецкий А. М. Властелин радиоэлектроники. № 3, с. 70. (Германий)

Шептунова 3. И. Юбилейные даты из истории химии в 2006 г. № 2, с. 75.


К дню Великой Победы

Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И., Толкачева Т. К. Химическая наука и промышленность в годы Великой Отечественной войны. № 4, с. 73.


Наш современник - ученик В.Н. Верховского (к 90-летию И.Н. Черткова). № 7, с. 57.

Призвание - служить учителю и школе (к юбилею Р.Г. Ивановой). № 6, с. 57.

вверх

< Карта сайта   |  Главная страница   |  Журнал >

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz