" Всё в жизни отболит, а как ещё иначе?
Какой-нибудь пустяк уйдёт на выходной.
Я всех своих потерь потёртый чемоданчик
Который уже год таскаю за собой.
Не уставайте жить, надеяться и верить,
Судьба даёт нам шанс и, кажется, любовь.
Попробуйте открыть закрывшиеся двери,
Попробуйте найти друзей среди врагов...."
Головнер В.Н.; Нечитайлова Е.В.; Растрёпина Н.М. Конкурс «Учитель года России-2009» глазами жюри и участников. . . . . № 1, с. 2.
- основная идея конкурса: метапредметный урок и что это такое - метапредметность, - основная находка: видеотрансляция уроков, возможность ее увидеть (сайт конкурса >>), - другие плюсы и минусы конкурса - 2009
Головнер В.Н.; Нечитайлова Е.В. Заметки с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2010». . . . . № 10, с.2.
- конкурс как наброски к портрету учителя будущего. О мастер-классах участников конкурса Р.Т. Халадовой и А.Р. Гарифзянова
Дружинина А.Е. О формировании толерантных отношений в образовательной среде. . . . . №5, с.2,
- роль администрации, толерантность учителей, толерантность образовательной среды
42-я Международная олимпиада школьников по химии (Токио, 19-27.07.10). Состав команды России на МХО-2010: Даниил Хохлов - Санкт-Петербург, (золото), Александр Кочнев - Заречный (Пензенская обл.), и Кирилл Суховерков - Барнаул, (серебро), Максим Козлов - Димитровград (Ульяновская обл.), (бронза). Но "это не наша олимпиада" - тенденции дальнейшего развития МХО.
Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перпективы. . . . . №6, с. 2; №7, с.2.
- история постепенной деградации естественно-научного образования, начавшегося, по мнению авторов с середины 60-х годов прошлого века. Итоги: результаты ЕГЭ и тестов PISA, проблемы модернизации, пути их решения. "Генеральная задача - массовая подготовка хорошо образованных, любящих детей и свой предмет учителей."
Матвеев К.В. Держу в руках кусочек мела... . . . . №4, с.2.
- за что можно поблагодарить автора? За краткость!
"Я сформулировала для себя несколько условий формирования потребности в учении, самообразовании, саморазвитии": - доверие - необходимость - индивидуальность - работа - практика.
Платонова Т.И. Готовим будущих учёных уже в школе. . . . . № 3, с. 2.
- исследовательский подход как средство формирования научного стиля мышления
Серкова Т.П. Тьюторство в процессе обучения. . . . . № 2, с. 2.
- как учителю быть тьютором своих учеников
ИНФОРМАЦИЯ
Хмельков С. Б. А как по закону?.. . . . . № 1, с. 11; № 2, с. 4; № 3, с. 4; № 4, с. 3.; № 5, с. 5; № 6, с. 7; № 7, с. 8; № 8, с. 6; № 9, с. 4.
- разные частицы "объединяются в группы по принципу изоэлектронности. Это облегчает понимание их химического строения и усвоение материала" - рассмотрены примеры близких по строению и свойствам частиц.
Белов Д.В. Химия света. . . . . № 1, с. 13.
- люминисценция в химии и в живой природе. Природа свечения и электронные переходы, опыт с люминолом
Бердоносов С.С. Получен элемент № 117. . . . . №8, с. 7.
- основные проблемы синтеза сверхтяжелых элементов. С тем, как был получен элемент 117, можно познакомиться и на сайте >>
Гоголевская Н.И., Стунеева Ю.Б., Карманова О.В. Карбонаты в жизни нашей планеты и в человеческом обществе. . . . . №6, с.9.
карбонатные равновесия в природе, минералы на основе кальция и меди, жемчуг, воздействие окружающей среды на мрамор и защита от разрушения.
Кролевец А.А. Кремний - элемент здоровья и молодости. . . . . № 2, с. 6.
- биологическая роль кремния
Химия сладкого вкуса. . . . . № 5, с. 6
сладость различных веществ, классификация и характеристика различных сахарозаменителей, источники, влияние на здоровье
- роль кальция, образование и разрушение костной ткани
МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ
Общие вопросы
Ахметов А.М. Выбор методов обучения: от теории к практике. . . . . № 9, с. 25.
- "... несоответствие ... методов обучения индивидуальным стилям мышления учащихся приводит к учебным затруднениям, а также к формализму знаний..." - право- и левополушарный тип высшей нервной деятельности, признаки и рекомендации по выбору содержания, форм, методов обучения, ликвидации пробелов.
Ахметов М.А., Исаева О.Н., Пильникова Н.Н. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий. . . . . №4, с. 28.
- "... подавляющая часть учащихся ... имеют правополушарный тип мыслительной деятельности... акцент следует делать на визуально-кинестатическом восприятии" - проведенный эксперимент частично подтвердил эту гипотезу.
Батурова Э.Ф., Кузнецова Н.И. Интеллектуальное воспитание учащихся средствами содержания образования. . . . . № 9, с. 11.
- "... направлено прежде всего на выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся ... его инициативу и самостоятельность... на примере конкретной темы рассмотрим важнейшие фазы образования понятия: мотивировку, обогащение, свертывание." - Строение ядра атома. Приведены примеры дидактических материалов.
Васюкова Е.Ю., Оржековский П.А. К решению проблемы повышения осознанности знаний. . . . . № 6, с. 18.
- "низкая осознанность знаний ... связана с недостаточной заинтересованностью стршеклассников в их получении. ... В организации познавательной деятельности большое значение имеет первый этап урока - актуализация знаний ... не только повторение, но и формирование личностных смыслов" - приведены примеры по теме "Теория химического строения органических соединений", проблемный подход.
Горбунова О.Е. О реализации принципа доступности в процессе обучения. . . . . № 1, с. 23.
"... необходим баланс между степенью трудности и мерой доступности... многое зависит от учителя ... важно, насколько это возможно ... наряду с генерализацией необходимо совершенствование методики ..."
Заграничная Н.А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности. . . . . № 7, с. 13.
- метапредметные результаты обучения = универсальные учебные действия: наблюдение, измерение, проведение эксперимента, исследование. структура и алгоритмы этих действий. Экспериментальные предметные умения; общелабораторные и решения экспериментальных задач.
Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. О содержании базового химического образования в современном социуме. . . . . № 1, с. 20;
- смысл и значимость основных направлений модернизации образования: "фундаментализации, гуманизации, экологизации, практической направленности ..."
Современные подходы к обучению химии. . . . . № 2, с. 10.
- интегративно-дифференцированный, компетентностный. Компетентность, компетенции, формирование ключевых компетентностей, информационная компетентность
Оржековский П.А., Титов Н.А. Об индивидуальном стиле деятельности учителя. . . . . № 2, с. 39.
- о четырех крайних стилях поведения учителя ("приятель", "ученик", "начальник", "компьютер") и о ценности золотой середины. Как ее достичь с помощью компьютерной программы на кафедре МПХ МИОО.
Усачёва В.Г. О целесообразности изучения курса органической химии в 11-м классе. . . . . № 1, с. 41.
- "отсутствие теоретической базы по общей химии снижает эффективность изучения органической химии", "за год учащиеся теряют навык писать уравнения органических реакций" - а по моему мнению, правильно организованный курс "Общей химии" в 11-м классе позволит и разобрать наиболее сложные вопросы теории и не забыть как пишутся уравнения.
Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций. . . . . № 8, с. 11.
- "Мы разработали примерное содержание химических компетенций ученика" : мотивационный, знаниевый и деятельностный компоненты, инвариантную и вариативную части. Предложены весовые коэффициенты измерителей для формирования рейтингового балла, и соотношения последнего с уровнем химических компетенций.
Якунина И.И. Развитие организационных умений как условие непрерывного самообразования. . . . . № 4, с. 24.
- "школьники привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и слабо подготовлены к самостоятельной ее организации" - - предложены методы: участие в планировании учебной работы, проектная деятельность, групповая работа, свободные и творческие ДЗ.
- "технология, основанная на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов)..., предполагающая самостоятельное изучение ... индивидуальные консультации, обязательное обобщение и диагностику" - основные этапы, требования к содержанию кейсов, особенности применения, пример по уроку ОСЗ "Железо - многоликий металл" (2ч) .
Береснева Е.В., Трапицына Н.В. Из опыта организации проектной деятельности. . . . . № 10, с. 22.
- структура учебного проекта, этапы, пример: "Чистые улицы - здоровый город"
Боровских Т.А. Использование технологии укрупнения дидактических единиц. . . . . № 2, с. 15;
"... которую разработал в 1968 году Пюрвя Мучкаевич Эрдниев ..." - принципы организации усвоения знаний, многокомпонентное задание на примере решения задач, взаимосвязанные задачи, граф-схемы решения.
Интегральная технология в обучении химии. . . . . № 3, с. 9;
- разработана В.В. Гузеевым, включает ряд идей и концепций других технологий: укрупнения дидактических единиц, группового, модульно-рейтингового обучения. Структура блока уроков. Пример изучения темы "основные классы неорганических соединений". Кластеры и граф-схемы. Особенности проведения отдельных типов уроков.
Групповая технология на уроках развивающего дифференцированного обучения. . . . . № 4, с. 10.
- продолжение материала предыдущего номера: использование групповой работы в рамках интегральной технологии. Принципы организации, правила контроля, организационная схема и примеры заданий для семинара "КНС".
Клименко М.Е. К использованию проблемно-диалогических методов обучения. . . . . № 9, с. 41.
- побуждающий и и подводящий диалог, пример: разработка урока "Химические свойства оксидов углерода" (8-й класс). Не увидел отличия от хорошо известного метода учебной беседы. Называть это ДИАлогом? Когда иной ученик за урок и пары слов не скажет? И, кстати, можно ли считать реакцию СО2 + С = 2СО реакцией соединения?
Кузнецова Л.М. Учебно-познавательная деятельность как источник знаний школьников. . . . . № 5, с. 14.
- роль и формы учебно-познавательной деятельности (УПД), примеры организации УПД на уроках: "Относительная атомная масса", "Ионные реакции".
Макотрова Г.В. Проблемно-модульное обучение как условие развития научного потенциала старшеклассников. . . . . № 10, с. 27.
- развитие учебно-исследовательской культуры школьников с помощью проблемного модуля, содержащего задания различных этапов творческого саморазвития: самоопределение, самопознание, самоорганизация и т.п. Примеры.
Мухаметшина Т.Г. О развитии критического мышления учащихся. . . . . № 10, с. 32.
- "весьма опасно ..., можно, но на основе базовых знаний и лишь в старших классах" Что так напугало? Непонятно.
Нечитайлова Е.В. Как организовать проектную деятельность учащихся. . . . . № 7, с. 19.
УИР - обсуждение темы проекта, информационные карты для работы над проектом, примеры "Кислотные дожди", "Нефть"
Рутина О.П. Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии. . . . . № 8, с. 19.
- КСО, карточки по теме "Углеводороды", методика ВЗ и Ривина-Баженова, алгоритм работы.
Информационные технологии
Дорофеев М.В., Стунеева Ю.Б. Использование сервисов Всемирной паутины в процессе обучения. . . . . № 8, с. 31.
- сетевые программы компании ACDLabs, программа ChemSketch, виртуальные лаборатории сайта The Chemistry Collective, сервис YouTube, их использование в учебном процессе.
Лапенок М.В. О развитии познавательного интереса учащихся. . . . . № 4, с. 37.
- с помощью анимированных роликов, разработанных по технологии Macromedia Flash. Создание дистанционного курса.
Льгова Р.А. Из опыта использования интерактивной доски. . . . . № 9, с. 34.
- некоторые приемы и рекомендации
Методы, приемы
Егорова Г.И., Тушакова 3.Р. Применение креативных заданий при изучении химии. . . . . № 10, с. 37.
- "задания, которые предусматривют использование ассоциативного мышления, логики, ... структурирования и систематизации химического материала в виде графических схем (карт)" - креативные карты, правила составления, методика применения, примеры по теме "Металлы"
Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты при изучении органической химии. . . . . № 2, с. 38.
- на примере урока "Диеновые углеводороды, Каучук, Резина."
Князева М.П. Игра - не забава. . . . . № 7, с. 41.
- "Игру можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность" разработка игры "Путешествие в мир химии" (8 класс), соревнование команд
Крылова Т.Ю., Кукова Г.Г. О применении тестовых заданий на разных этапах урока. . . . . № 9, с. 45.
- "применять систему тестовых заданий можно ... с целью развития познавательной активности", - что показано на примере разработки урока "Угольная кислота и ее соли". А чем вопрос с подсказками (вариантами ответов) лучше обычного вопроса?
Лямин А.Н., Толетова М.К. Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения. . . . . № 2, с. 39; № 3, с. 15.
- использование заданий различного вида для создания проблемных ситуаций. Химические диктанты, загадки, игры, эксперимент, тесты, примеры творческих заданий, контрольных работ.
Мансуров Б.А. Из опыта составления тестовых заданий. . . . . № 3, с. 36.
- установления соответствия и последовательности
Микитюк А.Д. Из опыта использования творческих заданий. . . . . № 3, с. 21.
- проведение проблемного демонстрационного эксперимента (реакции обмена).
Павлищева А.Ю. Из опыта использования кластеров. . . . . № 6, с. 28.
- "кластер - графически оформленная в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать..." - возможность применения на различных этапах урока, примеры .
Подковырина Т.А. Обобщающий контроль знаний по органической химии: реакции окисления. . . . . № 1, с. 43.
- предлагается комплект тестов. Тесты по реакциям других типов публиковались в прошлые годы.
Сиушева Г.Г., Шадрунова М.А. Использование элементов бизнес-проектирования на уроках химии. . . . . № 5, с 35.
- на примере урока "Силикатная промышленность" (9 класс), технология "Перспектива" по методу "Шесть шляп мышления", работа в группах в определенной ролевой позиции, проектная деятельность.
Смогоржевская М.В. Занимательные задачи при развитии творческого потенциала учащихся. . . . . № 4, с. 41.
- рассказы-загадки, химические пасьянсы, магические квадраты... Но какую такую "твердую перекись" мог использовать Незнайка? Оказывается, это пероксид водорода(?!)
Соколова О.Н.
Об использовании элементов музейной педагогики на уроках химии. . . . . № 8, с. 15.
- почему это не назвать проще: "Об использовании экскурсий ..."?
Тарасова Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении. . . . . № 10, с. 33.
- примеры заданий, которые могут быть использованы на отдельных этапах урока для организации деятельности учащихся.
Ячменцева Н.М. Привлечение художественной литературы к изучению химии. . . . . № 2, с. 20.
- как один из путей гуманитаризации обучения. Различные приемы использования, примеры.
Темы, уроки
Абрамова С.И. Первый урок химии в 8-м классе. . . . . № 5, с. 39.
- "важен для формирования устойчивой мотивации... " - викторины, игры, интересные факты, занимательные опыты...
Артёменко А.Б. Обобщающий урок по теме "Подгруппа азота". . . . . № 3, с. 34.
- 9 класс, работа в группах, викторина
Беляева Л.П. Урок-путешествие для восьмиклассников. . . . . № 5, с. 37.
- по странам "Оксиды", "Кислоты" и т.п. материка "Неорганическая химия", работа в группах
Войнова Т.А. К изучению скорости химической реакции. . . . . № 6, с. 48.
- разработка урока по теме "Скорость химической реакции". Какие "странные" формулы для определения скорости реакции приведены в статье! Будем надеяться, что это опечатка, возникшая по вине типографии, а не то, что реально дается ученикам.
Ершова В.П.; Балаганина Е.А. О проведении интегрированных уроков в 8-м классе. . . . . № 6, с. 44.
1. - разработка урока по теме "Признаки химических реакций" - видеофрагменты, виртуальная лаборатория, тесты... - где живая химия?
2. - проблемно-интегративное обучение, темы уроков, внеклассных мероприятий, сценарий урока "Физические явления в химии" (8 класс) с лабораторной работой "Очистка воды" (химия - физика)
Коновалова Г.Ф.
Уроки изучения нового материала по теме "Карбоновые кислоты". . . . . № 4, с. 31.
- разработка четырех уроков.
Курылева Г.Д. Урок обобщения и систематизации знаний об углеводородах. . . . . № 7, с. 34.
- разработка урока, способы организации активной мыслительной деятельности
Мотайло М.В. Урок по теме "Дисахариды. Сахароза". . . . . № 3, с. 38.
- по программе Габриеляна, профильный, работа в группах
Пак Е.П. Игра-путешествие по теме "Типы химических реакций". . . . . № 6, с. 39.
- разработка урока ОСЗ, 8 класс, игра-соревнование, дифференцированный подход.
Пильникова И.Н. Интегративно-гуманитарный подход при изучении металлов. . . . . № 8, с. 26.
- разработка урока-игры "Самый важный металл": представители металла и специалисты (судьи?): геолог, инженер, биолог, присяжные.
Подкопаева И.Н. Организация и проведение урока-исследования. . . . . № 4, с. 16.
- ознакомление с основами научного исследования, выбор темы, структура урока, его эффективность. Пример разработки урока "Горение свечи" - 8 класс.
Урок-исследование "Жёсткость воды и способы её устранения". . . . . № 9, с. 19.
- разработка урока, 9 класс
Файрушина С.М. Формирование экологических знаний при изучении фосфора и его соединений. . . . . № 6, с. 34.
- материалы к урокам, интегрированный подход (биология)
Юмашева Д.В. Ролевая игра, или Снова незаменимые. . . . . № 5, с. 42.
- разработка урока по теме "Аминокислоты" в форме ролевой игры (презентация фирмы "Химикон").
Решение задач
Егорина М.Н. Как мы оформляем решение расчётных задач. . . . . № 8, с. 39.
- еще один способ схематически отобразить алгоритм решения задачи. "Текстовые алгоритмы ... неудобны тем, что требуют много времени. Цепочки действий можно составить быстрее, это способствует развитию логического мышления учащихся."
- приведены примеры.
- обучаю школьников задавать вопросы, - что помогает понять условие, дать его правильную краткую запись и помочь решению
Круглова Т.С. Химические задачи с производственным содержанием. . . . . № 2, с. 52.
- "...мы проводим учебные тематические экскурсии... на этом материале старшеклассники учатся составлять химические задачи с производственным содержанием ...", - характеристики производств и примеры задач.
Румянцев Б.В., Привалов А.А. Приближённые вычисления в расчётных химических задачах. . . . . № 3, с. 41.
- много положений верных, но весьма далеких от школьной практики. В самом деле, есть ли смысл заставлять учеников искать молекулярные массы веществ по справочнику? Или рассчитывать до пяти значащих цифр? Находить плотность раствора интерполяцией по формуле Лагранжа до 10 значащих цифр, особенно когда в условии объем раствора выражен всего тремя? Кроме того, в статье есть и явные ошибки, когда умножая число с одной значащей цифрой, да еще, по мнению авторов, приближенной, тем не менее получают ответ с четырьмя(!) значащими цифрами. А этот странный вывод, что точность вычислений зависит от направления перевода единиц измерения?? Разве перевод единиц изменяет число значащих цифр?
Сыромятникова Л.Ю. Химия глазами математика. . . . . № 5, с. 48.
- элективный курс по решению задач, предложена подборка задач на состав растворов и сплавов, разобраны решения некоторых из них
Толетова М.К., Григорьев А.Г., Лямин А.Н., Фролова Т.Н.
Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений. . . . . № 10, с. 41.
- задания химико-математического содержания - т.е. расчетные задачи, несколько нестандартные по содержанию и не всегда корректные (№5, например), без решений. Олимпиада?
Турчен Д.Н. Графические схемы при решении расчётных задач. . . . . № 6, с. 50.
- многое в этом материале перекликается с положениями моей статьи "Решение задач как средство развития мышления учащихся.", опубликованной в журнале Химия: Методика преподавания в школе, 2003, №3, с. 57-63 и на сайте >>. Но сами схемы и подход к их построению другой.
- анализируя ответы аж 10 учащихся и массу статистических методов авторы доказывают "ненадежность, невалидность и необъективность"
Кольцова Г.А. Определение состава смеси веществ. . . . . № 3, с. 50.
- разработка урока 11 класса, алгоритм решения, пример, набор задач.
Малин А.Г. Примеры заданий части С. . . . . № 5, с. 46.
- расмотрены задания и решения одного из вариантов ЕГЭ по химии
Титов Н.А., Оржековский П.А. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ. . . . . № 10, с. 17.
- "создаются объективные предпосылки формирования стереотипного мышления ... сформировать осознанные знания возможно в процессе решения экспериментальных творческих задач" - приведены примеры
Четверин В.Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии. . . . . № 8, с. 43.
- неточности и ошибки в заданиях ЕГЭ к которым приводит многообразие реакций органических веществ.
Начинающему учителю
Бочарова О.Н.; Илларионова А.А. Как мы изучаем свойства кислот. . . . . № 2, с. 33.
- 1. "Химические свойства серной кислоты" - 9 класс, работа в парах, разноуровневые задания
- 2. "Химические свойства кислот" - 8 класс, технология педагогических мастерских
Демидов В.А. Тестовые задания по теме "Азот и его соединения". . . . . № 8, с. 41.
2. урок с использованием технологии развития критического мышления, игровые методы.
Профилизация обучения
Борлакова З.Э. - филиал ТюмГУ, г. Новый Уренгой Наука и искусство: способы познания мира. . . . . № 1, с. 35.
- знакомство с методами познания присущими искусству ... позволяет ученикам приблизиться к пониманию квантовой модели строения атома (!) - и разработка интегрированного урока, основанного на обсуждении полотен различных художников. Кубизм, футуризм, абстракционизм, Дали... Поражает список рекомендованных картин, которые надо посмотреть, понять, обсудить - он тянет на хорошие 10 уроков. Интересно, но о химии при этом можно забыть.
Борунова Е.Б., Перевозчикова Н.В.; Сипатова И.М. О реализации межпредметных связей химии с английским языком. . . . . № 1, с. 26.
- разработки интегрированных уроков: "Классы неорганических вешеств" (практ) и "Белки", примеры тестов (англ).
Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Карпов Г.М. Наш подход к формированию химико-экологической компетентности. . . . . № 7, с. 24.
характеристика химико-экологической компетентности, о самом формировании ни слова.
Дерябина Н.Е. Деятельностный подход при изучении реакций ионного обмена. . . . . № 5, с. 21.
- "Нами разработана методика формирования умения составлять уравнения реакций ионного обмена... на основе теории поэтапного усвоения умственных действий и понятий ... " - описаны методические материалы: схемы, упражнения, программы деятельности для различных типов реакций.
Иванова Т.Н. Элективный курс "Химия и экология". . . . . № 7, с. 26.
- программа межпредметного элективного курса (9 класс), тема "Минеральные удобрения", нитраты, определение.
Ивлиева Н.А. Модульное изучение теоретических основ органической химии. . . . . № 6, с. 23.
- модульная программа из 7 модулей по теме "Теория химического строения органических соединений", содержание модулей, опорного конспекта темы, тест самоконтроля.
Литвинова Т.Н., Соловьёва М.В. Наш подход к изучению реакций в растворах. . . . . № 9, с. 29.
- классификация реакций в растворах электролитов, обратимые реакции, алгоритм рассмотрения обменных реакций, определение смещения равновесий по константам диссоциации и растворимости (медико-биологический профиль, 4 часа/нед).
Магеррамов А.М., Ахвердиев К.Н., Тагиев И.Б. Урок на основе межпредметных и внутрипредметных связей. . . . . № 5, с. 33.
- содержание урока "Пищевая ценность и свойства плодов граната" - пищевой техникум.
Мандрюк О.А., Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. О структуре учебно-методического комплекта элективного курса. . . . . № 7, с. 30.
- структура и этапы разработки УМК.
Мейснер Е.В., Кузнецова Н.П. Из опыта формирования мотивационного компонента образовательной компетенции. . . . . № 7, с. 32.
- общие положения есть, а опыта то и нет ..
Миренкова Е.В., Волкова Е.С. Неорганические соединения в роли пигментов. . . . . № 2, с. 25.
- разработка урока (ПТУ): групповая домашняя работа по технологическим картам (проекты?), урок с презентацией.
Пан Н.В. Химия в профессии: интеграция со специальными дисциплинами. . . . . № 1, с. 39.
- о разработке системы интегрированных заданий. Примеры (+ автодело)
Сухова Л.Н., Захарова Г.И. Изучение адсорбции на интегрированном уроке. . . . . № 3, с. 29.
- физика + химия, разработка урока с большим объемом лабораторных опытов, работа в группах, лекция, закрепление - и все это на один урок?
Попробуйте так
Амирова А.Х.
Задания по теме "Электролитическая диссоциация"
. . . . № 5, с. 20, след.
- из уравнений химических реакций. Упражнение в игровой форме.
Задача без вопроса. . . . . № 6, с. 76.
- найти все, что можно по массе (V,N,n) порции вещества.
Быковская В.В. Путешествие на воздушном шаре. . . . . № 3, с. 49.
- "предлагаю решить пусть и вымышленную, но занимательную проблему", - для усвоения понятий "молярная масса", "молярный объем".
Казарина Н.И. Профориентация при обучении химии. . . . . № 7, с. 39.
- введением в условия задач текста, относяшегося к профессиональной деятельности.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Бабков А.В., Попков В.А. К изучению химического равновесия. . . . . № 3, с. 53.
- Окончание (см ХвШ, 2009, №9) - смещение равновесия. Подробный разбор применения принципа Ле Шателье в различных системах, причины кажущихся отклонений, оптимальный режим промышленного производства.
Амфотерные вещества. . . . . № 9, с. 49.
- амфотерность, амфолиты, их классификация, равновесия в растворах, определение рН, полиамфолиты.
Ермолаева В.В., Проскурина И.К. Изучение водородной связи в школьном курсе химии. . . . . № 10, с. 53.
- механизм, характеристики, влияние на физические свойства, структура белка
Карташев С.Н., Чен Т.X. Электролиз водных растворов электролитов. . . . . № 1, с. 48.
- катодные и анодные процессы, решение задач, закон Фарадея. Ничего не сказано об окислении кислородсодержащих анионов, в частности, анионов карбоновых кислот. Об этом можно прочитать на сайте >>
Медведев Ю.Н. Скорость и механизмы химических реакций. . . . . № 6, с. 57; № 7, с. 44;
- порядок реакции, связь с механизмом, экспериментальное определение. Подробное рассмотрение, можно рекомендовать для самостоятельного изучения продвинутым ученикам и студентам 1 курса.
Зависимость скорости реакции от температуры, или кто прав: Вант-Гофф или Аррениус? . . . . № 8, с. 49.
- правило Вант-Гоффа, энергия активации, уравнение Аррениуса, катализ.
Миренкова Е.В. Об использовании понятия "Электроотрицательность". . . . . № 1, с. 46.
- не затронут, к сожалению, такой вопрос, как электроотрицательность и ионная связь, нет данных по ЭО многих элементов из школьной практики.
Никольский А.Б., Телешов С.В. Учение о химической связи в школьном курсе. . № 5, с. 51.
- освещение вопроса в школьных учебниках различных авторов, электроотрицательность, ее количественная характеристика. Предлагается использовать для характеристики природы связи "наблюдаемые свойства веществ", расширяя их на основе периодического закона.
Хамитова А.И., Шоклев И.М. К изучению нуклеиновых кислот. . . . . № 4, с. 49.
- подробное рассмотрение, материал для интегрированного урока: история, строение, репликация, РНК и ее функции, генная инженерия, клонирование
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Общие вопросы
Миренкова Е.В. Демонстрационные опыты по теме "Электролитическая диссоциация". . . . . № 9, с. 54. .
- подборка достаточно известных опытов. Но о ТБ не сказано ни слова. И пугает рисунок, где провода прибора Черняка засунуты в розетку. Хочется надеяться, что там не 220В!
Ношина А.В. О приёмах собирания газов под водой. . . . . № 4, с. 64.
- прием, собственно говоря, один - закрыть сосуд, заполненный водой, бумажкой и перевернуть.
- основанный на идее интеграции сходных методов познания биологии и химии. Включает три части (27 работ), посвященные средам обитания, процессам жизнедеятельности и химическому составу организмов. Используется начиная с уроков биологии в 6-м классе по 8-й класс. Пример работы: "Химический состав почвы".
- проблемные опыты по теме "Металлы" - какие в этом авторы увидели экологические аспекты осталось тайной.
Сурин Ю.В. Проблемно-развивающие опыты с растворами кислых солей. . . . . № 4, с. 57.
- гидролиз кислых солей, с несколько странным, на мой взгляд, объяснением. Так гидролиз гидрофосфат-иона и диссоциация образующегося при этом дигидрофосфат-иона не два разных процесса, а два направления одной обратимой реакции, характеризующейся одной константой - константой гидролиза. А два разных процесса в растворе гидрофосфата натрия - это гидролиз гидрофосфат-иона и его диссоциация:
HPO42- + HOH <=> H2PO4- + OH - (Kг = Kw/K2) и HPO42- + HOH <=> PO43- + H3O+ (K3)
Соотношение констант равновесия именно этих двух процессов (К гидролиза и K3) определяет среду раствора.
Цифровые лаборатории
Беспалов П.И. Применение цифровых лабораторий при решении экспериментальных задач. . . . . № 7, с. 51;
- описание различных экспериментов, которые можно провести, используя датчики рН и электропроводности
Волкова С.А., Гусев С.Н. К использованию цифровой лаборатории. . . . . № 6, с. 64.
- показана возможность применения цифровой лаборатории при изучении тепловых эффектов растворения.
Дорофеев М.В., Зимина А.И., Стунеева Ю.Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий. . . . . № 2, с. 55.
- характеристики ЦЛ "Архимед" и "L-Микро", преимущества, проблемы и принципы применения.
Зимина А.И., Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента. . . . . № 10, с. 59.
- "***"
Эксперимент и УИР
Алёхина Е.А. Изучение состава и определение качества губных помад. . . . . № 1, с. 52.
- занятия элективного курса "Косметическая химия": состав, качественные реакции на витамины А и Е, физические свойства, кислотное и карбонильное число (титриметрия) УИР?
Баютов О.В., Юсенко К.В. Демонстрация взаимодействия ионов Fe3+ с роданид-ионами. . . . . № 8, с. 67.
- эффектная постановка известного опыта ("Посох Моисея").
Беспалов П.И. Фермент уреаза как объект ученического исследования. . . . . № 8, с. 62.
- УИР, получение раствора фермента и методики экспериментов.
Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование. . . . . № 5, с. 61.
- на примере исследования реакции меди с концентрированной серной кислотой.
Габрук Н.Г., Бабукова В.В. Хлеб, который мы едим. . . . . № 10, с. 66.
- характеристики, определение кислотности, УИР
Гильманшина С.П., Миннуллин Р.Р. Интеграция знаний: химические модели для изучения природных явлений. . . . . № 2, с. 64.
- образование слоистых минералов, агата: кольца Лизеганга в студнях желатина и кремниевой кислоты. Расчет условий осаждения, ПР. Тема УИР?
Давтян М.Л., Волков В.Н. Определение химического состава сульфатных пород. . . . . № 7, с. 57.
- УИР: методики определения содержания SO3, суммы оксидов металлов, расчет состава породы.
Креминская Л.В. Исследование антисептических свойств эфирных масел. . . . . № 9, с. 58.
- УИР, содержание исследовательской работы школьников. Но могут ли ароматические масла "ионизировать молекулы кислорода, азота, углекислого газа"? Может ли число отрицательных ионов увеличиваться при одновременном уменьшении числа положительных? Откуда электроны? Чувствуется влияние СМИ и рекламных проспектов.
Лыгин С.А., Белая Е.А., Осинцева Н.В. Практико-ориентированный ученический проект "Экологические проблемы питьевой воды". . . . . № 3, с. 59-
- УИР - методики определения жесткости и окисляемости (перманганатометрия), сравнение фильтров.
Опарина С.А. Химический эксперимент по теме "Генетические связи органических соединений". . . . . № 1, с. 59.
- опыты сложные по оборудованию, ТБ, и исполнению в ходе урока. УИР?
Перевозчиков А.П., Карпов Г.М. Особенности амфотерности аминокислот и гидроксидов металлов. . . . . № 4, с. 65.
- разработка опыта, показывающего двойственность природы аминокислот
Половняк В.К., Шабалов А.А., Хаибрахманова Д.Ф. Как обезопасить опасный хлор? . . . . № 3, с. 64.
- методика получения в школьной лаборатории вещества, запрещенного к использованию в школьной лаборатории (бертоллетовой соли) - очень странный путь что-то обезопасить. Хотя методика удобная.
Торосян В.Ф. Разделение и идентификация неорганических ионов методом хроматографии. . . . . № 7, с. 61.
- бумажная хроматография, обнаружение и разделение ионов. УИР.
- разработка внеклассного мероприятия с демонстрацией опытов - "... горение угля и серы в расплавленном перманганате ..." - кто-нибудь видел расплавленный перманганат калия? Или опыт проводился лишь на бумаге? Интересна также "холодная" химическая грелка.
Бабей И.Ф. Праздник "Посвящение в химики". . . . . № 7, с. 78.
- для 8-классников - тесты, доклады, опыты.
Булакова Н.А., Сычёва Т.В. О проведении предметных недель в сельской школе. . . . . № 2, с. 69.
- "мы столкнулись с проблемой недостаточного нормативно-правового обеспечения" и решили ее разработкой многостраничного "Положения о ...". Приводятся также разработки мероприятий
Бульбас Н.А. Посвящение в химики. . . . . № 6, с. 73.
- разработка внеклассного занятия для учащихся 8 класса, конкурсы команд, занимательные опыты, "Мы рождены, пролить все то, что льется ..."
Гиндина А.Г. Дайте планете шанс! . . . . № 5, с. 70.
- сценарий интегрированной (география, экология, химия) деловой игры (судебный процесс).
Дьяченко В.И. Химическая игра "О, счастливчик!". . . . . № 7, с. 75.
- конкурсы-тесты
Ерёмин В.В. Составление олимпиадных задач: "западный" и "восточный" подходы. . . . . № 9, с. 72.
- еще одна попытка объяснить не вполне удачное, по мнению автора статьи, выступление сборной России на МХО (Токио, 2010). Разные подходы к построению сходных по содержанию задач (кристаллическая структура, клатраты).
Соколова О.Н. Дорога длиною в жизнь: от гимназистки до академика. . . . . № 2, с. 76.
- Новоселова Александра Васильевна, (24.03.1900-27.09.1986), первая женщина-академик в области химии, декан ХФ МГУ (1949-1955), исследования в области химии бериллия, газотранспортных реакций, полупроводников.
- (1910-1999) первый министр просвещения СССР, химик-органик,
профессор МГУ. См. также биография на ChemNet >>.
Жизнь измеряется любовью (памяти Г. И. Шелинского)
. . . № 1, с.80
- Шелинский Георгий Иванович, (08.12.1910 - 01.2010), ученый-методист, автор школьных учебников (см. "Школьный учебник для ХХI века").
Памяти Н.Е. Кузнецовой . . . № 4, с.80
профессор кафедры методики обучения химии РГПУ им. А.И. Герцена, автор одного из УМК школьного курса химии (1930-28.02.2010)
См. также: Научная биография.