Электролиз Дополнительно об электролизе Гидролиз ОВР -
|
Электролиз растворов солей в заданиях ЕГЭ по химииОдной из сложных тем школьного курса химии является тема посвященная реакциям электролиза, особенно если речь идет об электролизе растворов. Причиной является возможность протекания нескольких процессов, в которых наряду с растворенным веществом может участвовать и растворитель. Выбор наиболее вероятного процесса, определение его продуктов, все это вызывает затруднения школьников. Оказалось, что многие школьники путают понятия "электролиз" с понятиями "гидролиз", "электролитическая диссоциация". Более сильные учащиеся затрудняются в определении преимущественного протекания катодных и анодных процессов, составлении суммарного уравнения реакции электролиза. Основные понятия. Электролиз – это окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах, опущенных в раствор или расплав электролита при пропускании постоянного электрического тока. Электрод, присоединенный к отрицательному полюсу источника тока, это катод. На катоде протекают процессы восстановления. В случае раствора электролита восстановлению могут подвергаться катионы металла, водорода (в случае кислых растворов) или молекулы воды (в иных случаях): K(-) Mn+ + nē = M 2H+ + 2ē = H2 2H2O + 2ē = H2+ 2OH – Для определения, какой именно процесс протекает на катоде, используют ряд напряжений металлов (или, в общем случае, ряд стандартных окислительно-восстановительных потенциалов). Если металл находится в ряду напряжений до цинка, при электролизе водного раствора его соли катионы металла на катоде не восстанавливаются, идет восстановление молекул воды. Если металл расположен в ряду напряжений после водорода, идет восстановление ионов металла. Для металлов от цинка до водорода в заметной степени протекают оба процесса, хотя процессом восстановления воды в конкретных задачах иногда пренебрегают:
Следует учитывать, что если металл имеет несколько характерных степеней окисления, то при электролизе возможно ступенчатое восстановление его ионов, например: Fe3+ + ē = Fe2+ Fe2+ + 2ē = Fe Анод – положительный электрод, на нем протекают процессы окисления. Окисляться может материал анода (металл), анионы (в том числе и гидроксид-ионы в случае растворов щелочей), молекулы воды (в иных случаях): А(+) M – nē = Mn+ 2Hal– –2ē = Hal2 4OH– – 4ē = O2 + 2H2O 2H2O – 4ē = O2+ 4H+ Чтобы выбрать основной процесс в конкретном случае можно использовать следующий ряд способности к окислению:
|
Подробнее он представлен в таблице:
Если речь идет об электролизе с инертными электродами (уголь, золото, платина, платиновые металлы), – первый процесс (окисление материала анода) отпадает. Если соль содержит бескислородный анион (кроме фторид-ионов) – идет окисление аниона. Если анион - фторид, или отвечает высшей степени окисления элемента, тогда протекает окисление молекул воды. Рассмотрим примеры: С1 (2004, 7%). Запишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, и общее уравнение электролиза водного раствора фторида калия на инертных электродах. В данном задании (электролиз раствора фторида калия): K(-) (K+) – ион калия не восстанавливается, щелочной металл 2H2O + 2ē = H2+ 2OH– |2 А(+) 2H2O – 4ē = O2+ 4H+ | 1 (F–) – не окисляется, в ряду способности к окислению расположен после молекул воды. Для получения общего уравнения суммируем уравнения катодного и анодного процессов с учетом коэффициентов электронного баланса: 6H2O = 2H2+ 4OH –+ O2+ 4H+ Катионы водорода и гидроксид-анионы в одном растворе в значительных количествах сосуществовать не могут: они взаимодействуют, образуя воду. После сокращения получаем окончательное уравнение: 2H2O = 2H2 + O2 (Правильный ответ, включающий все три уравнения реакции, оценивался в 3 балла.) В качестве второго примера рассмотрим электролиз раствора ацетата калия (подобные реакции включались в задания С3 некоторых вариантов ЕГЭ-2005): K(-) (K+) – не восстанавливается, щелочной металл 2H2O + 2ē = H2+ 2OH– | 1 А(+) 2CH3COO––2ē = CH3-CH3 + 2CO2 | 1 Суммарное уравнение: 2CH3COO– + 2H2O = H2+ 2OH– + CH3-CH3 + 2CO2 Или 2CH3COOK + 2H2O = H2+ 2KOH + CH3-CH3 + 2CO2 Дополнительно о реакциях электролизаВ том случае, когда металл расположен в средней части ряда напряжения (от цинка до водорода) на катоде одновременно протекают два процесса: восстановление катиона металла и восстановление молекул воды. Рассмотрим электролиз водного раствора сульфата никеля с инертными электродами. В растворе: NiSO4 = Ni2+ + SO42–; На катоде: K(-) Ni2+ + 2ē = Ni 2H2O + 2ē = H2 + 2OH– Эти реакции никак не связаны между собой и суммировать их нельзя! Никакого простого соотношения между количеством никеля и водорода нет, оно зависит от концентрации, температуры, материала катода и прочих факторов. На аноде: А(+) (SO42– – не окисляются ) 2H2O – 4ē = O2 + 4H+ Общих уравнений (катод + анод) в этом случае тоже будет два. Чтобы получить общее уравнение основной реакции, мы должны сложить уравнение основного процесса на катоде и уравнение анодного процесса, с учетом коэффициентов электронного баланса: K(-) Ni2+ + 2ē = Ni |2 А(+) 2H2O – 4ē = O2 + 4H+|1 -------------------------------------------------------- 2Ni2+ + 2H2O = 2Ni + O2 + 4H+ – ионное, 2NiSO4 + 2H2O = 2Ni + O2 + 2H2SO4 – молекулярное уравнение основной реакции.
Аналогично получаем общее уравнение побочной реакции: K(-) 2H2O + 2ē = H2 + 2OH–|2 А(+) 2H2O – 4ē = O2 + 4H+|1 -------------------------------------------------------- 6H2O = 2H2 + 4OH– + O2 + 4H+ 2H2O = 2H2 + O2
Опять же, суммировать общие уравнения основной и побочной реакций нельзя! (а это встречается в некоторых пособиях). В заданиях ЕГЭ вряд ли потребуется составлять общие уравнения реакций для таких случаев, как правило, требуется только написать уравнения отдельных процессов на электродах. Остальное скорее пригодится на олимпиадах. Немного о расчетах. Если в некоторой задаче дано количество вещества никеля, полученного при электролизе, можно рассчитать, сколько соли подверглось электролизу, сколько серной кислоты образовалось. Нельзя рассчитать, сколько всего выделилось кислорода (он образуется и во второй реакции!). Или этой реакцией придется пренебречь. Тем более (без дополнительных данных), нельзя рассчитать, сколько выделилось водорода. Если сказано, сколько выделилось кислорода – нельзя рассчитать ничего, кроме общего количества вступившей в реакцию воды. Вот если сказано, сколько выделилось никеля и сколько кислорода – тогда можно рассчитать все. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Равновесие в растворе гидролизующейся соли. Темы "гидролиз" и "смещение равновесия" глубже рассматривались при подготовке к ЕГЭ, поскольку аналогичные задания встречались в вариантах предыдущего года, и успешность их выполнения была выше. С1 (2004, 22%) Как скажется на состоянии химического
равновесия в системе 1) добавление H2SO4 2) добавление KOH 3) нагревание раствора? Ответ обоснуйте. При ответе на этот вопрос надо учитывать, что добавляемые вещества – электролиты. Поставляемые ими ионы могут, как непосредственно влиять на равновесие, так и взаимодействовать с одним из ионов, участвующих в обратимой реакции. 1) добавление H2SO4: H2SO4 = 2H+ + SO42– ; повышение концентрации ионов водорода приводит, по принципу Ле Шателье, к смещению равновесия в системе влево. 2) добавление KOH: KOH =
K+ + OH– ; гидроксид-ионы связывают ионы водорода в
малодиссоциирующее вещество, воду: H+ + OH– = H2O; 3) нагревание раствора. По принципу Ле Шателье, повышение температуры приводит к смещению равновесия в сторону преимущественного протекания эндотермической реакции, т.е. – вправо. Ответ, включающий все три элемента, оценивался в 3 балла. | ||||||||||||||||||||||||||||||
- Копилка |
Окислительно-восстановительные реакции. Задания 2005 года были проще, поскольку правила составления уравнений ОВР обычно подробно рассматриваются. Тем не менее, многие школьники, выполняя задания С-1, путают понятия "окислитель" и "восстановитель", ошибаются в определении степеней окисления, числе отданых-принятых электронов. Алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса включает в себя следующие этапы: - расчет степеней окисления, определение недостающих исходных веществ и продуктов в схеме реакции; - запись электронных уравнений, определение числа отданных и принятых электронов, окислителя и восстановителя; - определение коэффициентов электронного баланса; - определение коэффициентов в уравнении реакции; - проверка, обычно по кислороду. Наиболее сложным уравнением в вариантах первой волны экзамена явилось следующее задание: С1 (2005, 27%). Используя
метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Определяем степени окисления хлора в хлорноватой кислоте (+5) и в хлороводородной (–1), убеждаемся, что хлор восстанавливается, т.е. выступает в роли окислителя. Следовательно, фосфор восстановитель и будет окисляться до своей характерной степени окисления +5. Поскольку хлорноватая кислота существует только в растворе, в реакции может принимать участие вода, и ее продуктом может быть только ортофосфорная кислота: P + HClO3 + H2O → HCl + H3PO4. Электронные уравнения и коэффициенты баланса:
Окончательно получаем: 6P + 5HClO3 + 9H2O = 5HCl + 6 H3PO4. Некоторые школьники в качестве продуктов этой реакции указывали оксид фосфора(V) и воду. Разумеется, это ошибка, и такие работы (при условии правильно написанных электронных уравнениях и верном указании на окислитель и восстановитель) получали оценку лишь два балла из трех.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Г.М. Можаев |
||||||||||||||||||||||||||||||