Абрамова Л. П. Как сделать урок интересным. . . . . № 8, с. 2.
- "стараюсь заинтриговать учащихся темой урока, чтобы потом совместно с ними поработать с удовольствием" - несколько конкретных примеров.
Артюхина А. И., Денежко Е. В. Учил или выучил? . . . . № 10, с. 2.
- "разработан алгоритм формирования
рефлексивно-оценочных навыков", что должно повысить "мотивацию к
изучению химии и качество учения"
Гобрикова О. Ю. Да здравствуют почемучки! . . . . № 9, с. 2.
- "Хочешь быть умным - научись задавать вопросы"
Левина Л. С. В новый год с надеждой на лучшее. . . . . № 1, с. 2.
"Пожелаем друг-другу успехов. Будем верить, что все в конце концов образуется."
Подольный И. А. Учительская молитва. . . . . № 7, с. 2.
- Сельская учительница, Нобелевский лауреат, Габриэла Мистраль (Чили)
" Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи, особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы
Одни - как в клетку, другие - как в храм."
Р. Рождественский.
Савенков А. И. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность как предикторы жизненного успеха. . . . . № 2, с. 2.
Предиктор - независимая переменная, предпосылка. - "преимущество имеют те, кто способен выстраивать свои отношения с другими людьми"
Синягина Н. Ю. Учитель-профессионал в полисубъектном образовании. . . . . № 6, с. 2.
- " ... мы разрабатываем полисубъектную модель
взаимодействия ... учитывая взаимное влияние школьника и множества
окружающих его субъектов ... включающих учителей, родителей, бабушек,
дедушек... " Значимые качества учителя по результатам опросов учителей и родителей, мотивы повышения квалификации
Толкачёв А. В., Толкачёва Т. К. Школа и СМИ в XXI в.: организация информационно-коммуникативной деятельности. . . . . № 3, с. 2.
СМИ и информационная безопасность- "внутренняя защита"..., "на первый план выходит задача развития умений работать с информацией"
Черкина М. В. О законе сохранения энергии в термодинамике, педагогике и жизни. . . . . № 4, с. 2.
- вот еще бы и квантовой механикой пройтись по
окружающей действительности, с ее то принципом неопределенности столько
интересного и "научного" можно сочинить..
Федеральный перечень учебников на 2009/10 учебный год. . . . . № 5, с. 2.
Хмельков С. Б. А как по закону?.. . . . . № 1, с. 3; № 2, с. 6; № 3, с. 9; № 4, с. 5; № 5, с. 3; № 6, с. 5; № 7, с. 3; № 8, с. 3; № 9, с. 4; № 10, с. 3.
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Лауреаты Нобелевской премии по химии 2008 г. . . . . № 2, с. 14.
- Осаму Симамуро, Роджер Цьен, Мартин Челфи - за открытие и исследование зеленого флюоресцирующего белка.
Лауреаты Нобелевской премии по химии 2009 г. . . . . № 10, с. 11.
- Ада Йонат (Израиль), Венкатраман Рамакришнан (Кембридж), Томас Стейнц (Йель)
- за исследование структуры (картирование) рибосом (рентгеновская
кристаллография) и ее функций; взаимодействие с антибиотиками.
Адаменко А. А. Скрытая роль атомного ядра в естественных и технологических процессах. ... № 7, с. 5.
- по моему скромному мнению - полный набор
псевдонаучных бредней от левитации до "биологической трансмутации
химических элементов". И этот кошмар публикуется в методическом
журнале, где "при публикации отдается приоритет материалам, которые могут помочь учителям в практической деятельности"! Где к статьям надо "прилагать рецензии известных специалистов - членов редколлегии журнала"! Хотелось бы знать, кто из членов редколлегии рекомендовал эту статью к печати? Страна должна знать своих героев.
Бабков А. В. Устойчивость и распад нуклидов. . . . . № 4, с. 7.
изотопы - терминология, устойчивость, распространенность. "Существует
еще более жесткая точка зрения, что вечных атомов вообще нет. ...
квазиустойчивыми можно считать нуклиды с периодом полураспада более 3*1010 лет, которые за время существования Земли распались менее чем на 10%".
Белов Д. В. Химия запаха. . . . . № 6, с. 7.
- роль запаха в живой природе, феромоны, механизм восприятия, классификации запахов
Боровский Е. Э. Зелёная революция. . . . . № 1, с. 5.
- попытка решения продовольственной проблемы интенсивным путем; последствия и новые идеи
Гамбург Ю. Д. Соль цивилизации. . . . . № 8, с. 5.
- содовое производство с древнейших времен до наших дней. Методы Леблана и Сольве.
- Все бы хорошо, но почему кристаллической содой назван "декагидрат двууглекислого натрия NaHCO3*10H2O" ? - По-моему, явная опечатка.
Кролевец А. А. О холестерине - без заблуждений. . . . . № 2, с. 9;
- особенно удивляет: - "избавляться
от холестериновых бляшек помогает небольшой прием алкоголя (водка,
виски, джин, коньяк и др.), так как спирт - хороший растворитель."
Представляете, какова должна быть концентрация спирта в крови, чтобы
сказалось растворяющее действие спирта? И каков должен быть этот
небольшой прием алкоголя? Разрушаем одни мифы, создаем новые...
Аминокислоты и здоровье человека. . . . . № 5, с. 5.
- 21 аминокислота, формулы, значение, содержание в пищевых продуктах
Мартыненко Б. В., Михалёва М. Б. О взаимосвязи земной химии с космическими процессами. . . . . № 10, с. 5.
- происхождение атомов и химических соединений, солнечная энергия и природные химические реакции
Панченко Т. А., Александрова А. В. Отчего так вкусен хлеб. . . . . № 9, с. 5.
- состав, химические реакции брожения, функция кислот.
Рябов В. Д., Чернова О. Б., Бронзова И. А. Бензопирен в выхлопных газах?! . . . . № 7, с. 11.
-предположительный механизм образования бензопирена и
других полициклических аренов. Основная реакция при этом - диеновый
синтез. Экология.
Сергеева Г. С. Состязание источников энергии. . . . . № 10, с. 8.
- перспективы мировой энергетики. В настоящее время:
нефть и нефтепродукты - 40,5%, уголь - 25%, газ 24%, ядерная 8%,
возобновляемые источники 2,5%.
Урванцева Г. А. Биологическое значение иода. . . . . № 2, с. 11.
- иод-содержащие ферменты, проблема дефицита йода.
Халиков С. Б. Стабилизация полиеновых структур на надмолекулярном уровне организации вещества. . . . . № 3, с. 5.
сложные биохимические процессы и химия ВМС, растительные масла
МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ
Общие вопросы
Абасов 3. А. Технология обучения проектной деятельности. . . . . № 6, с. 16.
- метод проектов как технология, восемь этапов проектной деятельности, формирование проектной культуры.
Аргунова М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников. . . . . № 1, с. 40;
- универсальные учебные умения как основа компетенций, их классификация, уровни сформированности и формула(!) для расчета.
Об альтернативной системе оценки деятельности учащихся. . . . . № 8, с. 32.
- портфолио: цели, структура, примерное содержание
Ахметов М. А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений. . . . . № 9, с. 33.
- рассмотрены "возможности визуальных моделей, формируемых в сознании учащихся" - с помощью рисунков, изображающих строение атома, образование химической связи и т.п. Примеры.
Белов П. С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. . . . . № 10, с. 25.
- на практических занятиях, 4 группы компетенций, "для развития которых ... мы разработали и внедрили ... технологию ролевого цикла"
- в группах по три человека (исполнитель, комментатор, контролер) по
разноуровневым заданиям, со сменой ролей после каждого опыта.
Волкова Е. В. Психолого-педагогическая технология Greatchemist. . . . . № 2, с. 19.
суть технологии в использовании компьютерной тестирующей программы "GREATCHEMIST" - это не ЕГЭ, а гораздо лучше? потому, что вопросов больше и повторяются дважды?
Горбунова Л. Г., Караваев С. Ю. Профилизация обучения в малокомплектной школе. . . . . № 3, с. 22.
"Перспективы профилизации малокомплектных сельских
школ представляются нам довольно призрачными, а положительные
результаты подобного новаторства - вообще фантастическими"
Иванова Р. Г. Л. А. Цветков о противоречиях учебного процесса. . . . . № 4, с. 15;
- "до сих пор нельзя читать решенной проблему определения места теоретических вопросов в общей структуре школьного курса химии. - о положении темы "ПЗ и строение атома"
- а не "периодическая таблица" - название должно отражать смысловое содержание.
Казанцев Ю.Н., Кривенко В.А. - гимназия №4, г. Сургут, ХМАО-Югра Формула успеха, или Как увлечь учащихся новым предметом. . . . . № 2, с. 15;
- технология развития мотивации УПД учащихся, три
этапа, включающих изучение будущих восьмиклассников, работу с
родителями, выстраивания взаимоотношений учитель-ученик. Цели, задачи,
содержание деятельности.
Из опыта использования индивидуальных домашних заданий. . . . . № 9, с. 41.
- индивидуальные задания в форме таблиц
("Растворы"), творческие задания (письмо, отзыв), алгоритмы написания,
рекомендации по организации работы.
Кузнецова Н. Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования. . . . . № 3, с. 10.
- "наука не успевает за сменой нормативных установок"..., "создатели нормативных документов часто игнорируют достижения науки". - проблемы ЕГЭ, сокращения числа учебных часов, роль мультимедиа..
Лунькина В. А. Система индивидуального тематического контроля. . . . . № 10, с. 32.
- значение регулярного контроля знаний, система
тематического контроля: три вида КР - диагностические (10-20 мин),
диагностические по теме (30 мин), итоговые. Характеристика и примеры.
Консультанты, помощники.
Лямин А. И., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в современной школе. . . . . № 10, с. 15.
"задания, которые предполагают поиск новых системных знаний, способов, стимуляцию ..." - три типа, значение, примеры, памятка к выполнению, критерии оценки.
Монтова И. Ю. Интегративный подход к формированию общеучебных умений. . . . . № 7, с. 13.
- "при преподавании непрофильных
предметов ... надо научиться переносить акцент с приоритета содержания
на приоритет освоения учащимися способов действий" Рассмотрена
система общеучебных умений, использование интеграции содержания
предмета и общеучебных умений на примере уроков по теме ТЭД.
Омельянович Т.Г. - СОШ №15, г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Организация контроля знаний при изучении органической химии. . . . . № 2, с. 35;
с помощью оценочных листов - перечень умений и
соответствующих заданий, результаты самооценки и оценки учителем.
Примеры к зачету по теме "Углеводороды"
Как организовать индивидуальную работу с учащимися. . . . . № 10, с. 29.
- с помощью дидактических карточек с различным
уровнем помощи: с алгоритмическими предписаниями, сопутствующими
указаниями, незаконченым решением, вспомогательными вопросами, и т.д.
Примеры.
Панькова С.В. Из опыта формирования химической компетенции.
. . . . № 4, с.29
- с помощью составленных автором заданий компетентностного(?) типа, примеры по теме "Неметаллы", рекомендации к оцениванию.
Пичугина Г. А. Активные формы обучения на уроках химии. . . . . № 5, с. 33.
- ".. мы используем проблемный метод в сочетании с
активными формами обучения, основанными в основном на диалоге...
технологическая модель каждого занятия включает три стадии: вызов,
осмысление и рефлексию - анализ учащимися развития и эффективности
собственных мыслительных операций" - на примере урока по теме "Азот" (9 класс).
Суртаева Н. И. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности. . . . . № 1, с. 12.
Как, вы не знаете, что такое БИТО и ТОБИ? А это сразу
две новые педагогические технологии: бригадно-индивидуальная и
индивидуально-бригадная. Чем они отличаются? Ну, посмотрите своими
глазами...
Тимиргалиева Т. К., Безрукова Н. П., Кудрявцева Н. В. Разработка темы "Химическая кинетика" на основе информационно-деятельностного обучения. . . . . № 9, с. 9.
сущность информационно-деятельностного обучения, два вида дидактических материалов, принципы их разработки, примеры.
Ульянова Т. С. Об интерактивных методах обучения. . . . . № 1, с. 28.
разработки уроков "Соли угольной кислоты" и "Третья
служба Д.И. Менделеева". Индивидуальная и групповая работа. Но это не
БИТО и не ТОБИ - это ТПО!
Чепурных Д. Н. Ассоциативное мышление как способ развития мотивации. . . . . № 2, с. 23.
Учитель - ядро, а ученики - электроны. Все слоями -
за партами. Если кто-то выгоняется с урока (с последнего слоя, обычно)
- образуется катион. А если в класс заходит директор? Начинается
ядерная реакция?
Шакирова С. М. Дидактические игры в процессе обучения. . . . . № 8, с. 12.
- теоретическая статья: игра как форма организации обучения, игровые технологии, виды, деловые игры, разработка деловой игры
Программы курсов, учебники
Александрова Е. И. Блочно-модульное тематическое планирование курса химии 10-го класса. . . . . № б, с. 46.
на основе программы О.С. Габриеляна (34 часа), 8
блоков, в каждом три модуля (содержания, обучения, контроля),
двухуровневое. Тематическое планирование распечатывается для учащихся,
способствуя самоорганизации их учебной деятельности.
Ларина С. В. Программа курса "Естествознание". . . . . № 10, с. 38.
- 5 класс, 68 час (3 - резерв), особое внимание
уделено эксперименту (9 лабораторных работ), рефераты, 6 КР, поурочное
содержание программы.
Литвинова Т. Н., Тлехузок С. К. "Познавательная химия для начинающих": пропедевтический курс для пятиклассников. . . . . № 7, с. 26.
- Цели и программа курса (68 час.), тематическое планирование.
Нечитайлова Е. В. Модель химического образования в профильной школе. . . . . № 5, с. 30.
- ".. интеграционный комплекс урочной системы с
дистанционной поддержкой и сферы дополнительного образования,
основанной на принципах развития эмоционально-позитивного отношения к
предмету и организации познавательной исследовательской деятельности" - структура, планы, первые результаты.
Никитина Ф. В. Элективный курс "Химия окружающей среды". . . . . № 7, с. 38.
- 11 класс, 34 час. Программа, темы
исследовательских работ и рефератов, творческие задания, расчетные
задачи, литература. Экология.
Соколова С.Р. - СОШ № 4, г. Советский, ХМАО-Югра Из опыта разработки программы по химии для коррекционных классов. . . . . № 3, с. 25.
- программа "Элементы химии в быту", 8-й класс, 34 часа.
Методы, приемы
Абоян Л. Б. О развитии речи школьников. . . . . № 3, с. 34.
- методические приемы: работа с текстом, опорные схемы, виртуальные экскурсии и их обсуждение. ИКТ.
Афонина Р. Ф., Богданова С. А. Наш подход к развитию методологической культуры учащихся. . . . . № 4, с. 40.
- сельская школа, разработка урока по курсу
природоведения, 5-й класс, "Разнообразие веществ и их свойств",
интеграция, урок-исследование.
Дубинина Н. Э. Модульное изучение темы "Кислородсодержащие органические соединения". . . . . № 2, с. 27.
разработка учебной темы, 9 часов.
Дерябина Н. Е. Способы классификации цепочек превращений. . . . . № 1, с. 33.
Все глубже в единую теорию Цепочек... Какое отношение
к реальной жизни имеют "сверзакрытые" цепочки? Берем неизвестно что,
пускаем туда хлор, получаем непонятно чего, добавляем щелочи, на этом
не успокаиваемся, сыплем марганцовки - "Угадайте, что мы получили?"
Впрочем, так работают школьники, когда во время лабораторной учитель
отвернется ...
Маркова Л. А. Модульное изучение металлов II группы. . . . . № 9, с. 29.
- модульная технология, разработка модульной программы (УЭ0-УЭ6), выходной контроль
Мартынова П.А. Об использовании элементов технологий развивающего обучения на уроках химии . . . . № 7, с.79
- известные приемы.
Новикова Г. А. Как лучше запомнить изучаемый материал. . . . . № 6, с. 44.
план изучения, самостоятельный вывод, аудирование, эффектные опыты и другие приемы.
Новикова Г. С. Из опыта проведения урока с элементами исследования. . . . . № 2, с. 40.
- по теме ОВР, электродные потенциалы
Семёнова Е. Б. Об особенностях изучения химической связи в лицейских классах. . . . . № 9, с. 36.
- спецкурс, посвященный строению вещества и
химической связи. Программа, алгоритм определения пространственной
формы молекулы, гибридизация.
Сычёва Т. В. Моделирование учебной информации. . . . . № 6, с. 25.
- определение понятий, виды моделей, обучение моделированию, приемы использования на отдельных уроках и в серии уроков
Тихомирова Р. В. Из опыта организации модульного обучения. . . . . № 5, с. 24.
"- технологические карты и модульные уроки по двум
разделам курса химии 8 класса (Габриелян): "Введение" и "Атомы
химических элементов"
Штоббе И. А, Бандин А. Е. Опорные схемы при изучении химии. . . . . № 4, с. 38.
- значение, пример (теория Бутлерова)
Темы, уроки
Абрамова Л. П. Химическое путешествие: обобщаем знания учащихся. . . . . № 3, с. 33.
- разработка урока по теме "Классы неорганических соединений", 8-й класс, программа Новошинских, групповая работа.
Алексеева В. Е. Урок-путешествие "В царстве рыжего дьявола". . . . . № 1, с. 24.
урок-игра по теме "Коррозия"
Александрова И. А. Бинарный урок "Вода в природе" в 8-м классе. . . . . № 8, с. 39.
- интегрированный (биология, физика, география), с элементами проблемного обучения, "научные лаборатории", творческие ДЗ.
Андреева Л. С. Урок по теме "Основания". . . . . № 3, с. 30.
- разработка урока 8-й класс, программа В.В. Еремина и др.
Баева А. М. Урок по теме "Металлы", . . . . № 1, с. 18.
разработка урока обобщения-систематизации: интересные факты, эксперимент - "учитель берет в одну руку образец галлия, в другую циркония ..." - у вас там в шкапчике больше ничего не завалялось? Золота кусочек?
Волкова С. А, Деревцова С. Н. К методике изучения воды в классах медицинского профиля. . . . . № 7, с. 34.
Головнер В. Н. По следам хрома. . . . . № 8, с. 22.
- разработка урока (2ч) в форме деловой игры
"Экологическая полиция": хром, его применение, токсичность, экология,
качественное определение, колориметрия (методика эксперимента)
- Очищать воду от соединений хрома, осаждая их солью свинца??
Иняева Е. И. Урок-конференция "Пестициды: за и против". . . . . № 4, с. 33.
- разработка урока, ролевая игра, клещевой энцефалит, ДДТ: за и против.
Исаев Д. С. К изучению бинарных соединений. . . . . № 2, с. 43;
- разработка урока (8 класс) с использованием игр-тренажеров
"Кулинарный" подход к изучению курса химии. . . . . № 7, с. 22.
- "как можно показать тесную связь химии и кулинарии при изучении разных тем курса химии 8 класса."
- специально составленные домашние задания (составить уравнение реакции
получения бутербродов и определить, что останется в избытке :).
Козлова М. А., Скрынникова О. Ф. Из опыта проведения интегрированного урока с учащимися 8-го и 10-го классов. . . . . № 5, с. 46.
разработка урока по теме "Нефтепродукты, их влияние на живые организмы". + биология
Ксенофонтова И. Н.; Серёгина Г. В. К изучению генетической связи между классами неорганических соединений. . . . . № 4, с. 50.
- разработка урока-исследования(1), обобщающе-контролирующего урока с игровыми формами(2), 8-й класс.
Ларионов В. А. В мире ароматов: к изучению сложных эфиров. . . . . № 3, с. 40.
- разработка урока
Монастырская Т. А. Из опыта проведения ролевой игры. . . . . № 8, с. 29.
- разработка урока по теме "Металлургия" в форме
деловой игры "Пресс-конференция": Курская магнитная аномалия,
современные технологии производства стали прямым восстановлением
железа.
Пан И. В. Урок по теме "Углеводы. Глюкоза". . . . . № 5, с. 39.
разработка урока.
Пичугина Г.А., Штремплер Г. И. Урок по теме "Сравнительная характеристика кислорода и водорода". . . . . № 8, с. 35.
- для курса химии 8 класса: "В ходе сопоставления сведений о водороде и кислороде происходит более глубокое осмысление и усвоение нового материала".
Чернышёва Л. А. Достойные экспонаты Музея трудовой славы. . . . . № 5, с. 43.
разработка урока вторичного закрепления знаний по теме "Углеводороды" (10 класс).
Швайгер Т.А. Путешествие по Химграду. . . . . № 4, с. 45.
- урок-игра, командное соревнование, разнообразные конкурсы, 8-й класс
Шилина Л.Я. Урок по теме "Химическая связь"
. . . . № 9, с.31
- разработка обобщающего урока в форме диалога, 11 класс
Решение задач
Алибеков Д. И. Способы решения усложнённых задач. . . . . № 2, с. 39.
две задачки, из которых только одну можно считать усложненной, да и ту можно решить гораздо проще, например так
Волкова С. А, Гусев С. Н. Задачи по теме "Кристаллогидраты". . . . . № 9, с. 46.
- на образование и разложение растворов, определение формул.
Демиденко Н. Г. Задачи с этнокультурным содержанием. . . . . № 5, с. 29.
Занозина Л. В. Об использовании дифференцированных домашних задач. . . . . № 10, с. 36.
- задание из 3-х взаимосвязанных расчетных задач
нарастающей сложности (А,В,С), уровень А - обязательный. Примеры.
Подготовка к ЕГЭ.
Кендиван О. Д-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач. . . . . № 6, с. 39;
- определение понятия, примеры задач, сравнение с традиционными."...
это "зашумленные" задачи, содержащие избыточные сведения, описывающие
житейские ситуации и не подсказывающие, какими средствами их надо
решать".
Практико-ориентированные задания в обучении химии. . . . . № 8, с. 43.
- "Предмет законной гордости
российской школы - большой объем фактических знаний - ... практически
потерял свою ценность ... важнее умение добывать, интегрировать или
создавать новую информацию" - предлагается серия практико-ориентированных задач.
- Сухие дрожжи, это, по-моему, именно сухие дрожжи, а не карбонат аммония и прочие так называемые "разрыхлители"
Турчен Д. Н., Шерстяных Т. Н. Одна задача - два ответа. . . . . № 7, с. 47.
- особый тип расчетных задач, обычно основанных на
реакции углекислого газа с известковой водой или амфотерного гидроксида
с раствором щелочи. Решение образца (увы, в пропорциях), тексты задач,
(Олимпиада).
Шалашова М. М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся. № 4, с.24.
"Компетенции, в отличие от ЗУНов, всегда хранятся в
готовом к использованию виде", трехуровневая иерархия компетенций. "К
контекстным относят задачи, содержание которых отражает ситуации, часто
встречающиеся в реальной жизни", примеры.
Готовим к экзаменам в вузы
Методическое письмо "Об использовании
результатов Единого государственного экзамена 2008 г. в преподавании
химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования". . . . . № 5, с. 13.
- печатать это письмо в последнюю неделю учебного года? Для галочки, что ли?
Сладкое С.А., Мягких Т. И., Деглина Т.Е., Гребёнкина Т.С., Заруднева З.А.;
Медведев Ю.Н. ЕГЭ: на пути к взаимопониманию. . . . . № 9, с. 14.
- письмо экспертов о сложностях проверки части С и ответ от разработчиков КИМов (Медведев Ю.Н.): "все хорошо, все хорошо!"
Турчен Д. Н. О совершенствовании контрольных измерительных материалов. . . . . № 5, с. 21.
"Как оценивать работу выпускника,
если задача решена совершенно другим способом, не предусмотренным в
инструкции?" - ответ во всех этих случаях однозначен: учащийся,
решивший задачу нетрадиционным способом должен плучить за нее полный
балл (разумеется, если алгоритм решения верный)."
- это прямо прописано в критериях. А вот искать на экзамене в ЕГЭшных
задачах таких сложностей я бы не советовал. Для ЕГЭ совет такой: найди
самый простой и очевидный ответ.
Щапов А. Н. Результат ЕГЭ и успешность обучения в вузе. . . . . № 6, с. 43.
- по результатам исследования студентов-первокурсников Ярославской государственной медакадемии "...
можно заключить, что ЕГЭ по химии обладает высокой прогностической
валидностью, т.е достаточно уверенно предсказывает успешность освоения
биоорганической химии".
Информационные технологии
Котикова И. В. Об использовании web-ресурсов в процессе обучения. . . . . № 3, с. 21.
Несколько странно, автор рассказывает о своем сайте, но при этом не сообщает его адрес. С большим трудом, но сайт "Хим и Я" удалось разыскать в Интернете.
Леташкова Е. В. Об использовании компьютера в учебном процессе. . . . . № 7, с. 21.
- презентации, тренажеры, основные приемы работы
Мануйлов А. В., Дедова А. В. Диалоговые компьютерные задачи с открытым ответом. . . . . № 3, с. 17.
- описание обучающей компьютерной программы,
обеспечивающей, хотя и минимальный диалог с учащимся. Программа
реализована на CD-диске Мануйлов А.В., Радионов В.И., Основы химии.-
Новосибирск: ИПИО РАО, 2008.
Макотрова Г. В. Интернет на уроке химии. . . . . № 10, с. 20.
"для развития научного потенциала
школьников ... мы разработали ... педагогическую технологию
использования Интернета ... на уроке" - направления, подготовка, использование для решения проблемных исследовательских задач, примеры.
Нечитайлова Е. В.
Go to white-board, или Интерактивная доска на уроке химии. . . . . № 6, с. 33.
- примеры использования для выполнения различных заданий, при проведении уроков различных типов.
Изучение физических свойств металлов с использованием интерактивной доски. . . . . № 9, с. 22. - разработка урока 9 кл. "Физические свойства металлов".
Почаева Н. Д. Сетевой проект "Химический многогранник". . . . . № 7, с. 18.
Описание структуры и возможностей ученического
Интернет-проекта размещенного в сети. Цель - развитие коммуникативных
компетенций учащихся. Для участия в проекте необходим компьютер,
соединение с Интернетом и "хорошее настроение и расположение духа"
Адрес: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Химический_многогранник.
Разное
Байкина Л. В. Химическое лото. . . . . № 1, с. 44.
по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева", примеры вопросов
Ворошилова Т. А. Утилизация отходов на селе: из опыта организации проекта. . . . . № 7, с. 43.
- исследовательский проект учащихся. Экология.
Кондаурова О. С. Практическое занятие в форме игры. . . . . № 8, с. 49.
- путешествие по "Химической лагуне", групповая работа, "Реакции в растворах электролитов", 90 мин.
Пильникова Н. Н. Найди пару. . . . . № 3, с. 79;
- карточки, левые и правые части уравнения, игровые формы на уроке.
Химическое домино по теме "Общая характеристика строения и физических свойств металлов". . . . . № 9, с. 29.- 9 класс, фронтальная игра.
Соковишина Н. В. Химическое домино. . . . . № 3, с. 37.
Игровая форма для заданий на повторение, карточки вопрос/ответ, Пример: типы химических реакций, глюкоза.
Черненко Н. М. Обсуждение экологических проблем на уроках химии. . . . . № 7, с. 45.
- сканворд - скандинавский кроссворд, особенности, пример по теме "Первоначальные химические понятия".
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Общие вопросы
Амирова А. X. Формирование умений проводить химический эксперимент. . . . . № 7, с. 56.
- общие поятия и опыт "последовательного
формирования умения учащихся при изучении темы "Электролитическая
диссоциация" - на примере нескольких уроков."
Аскаров И. Р., Думанов Б. М. Домашний химический эксперимент на начальном этапе обучения химии. . . . . № 9, с. 61.
- значение, опыт с батарейкой.
Быкова З. Н. Тесты для проверки знаний правил безопасности. . . . . № 10, с. 53.
- вещь, вероятно полезная, но некоторые вопросы достаточно анекдотичны. Например:
"ПОСУДУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТА НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
а) чистую; /если не жалко б) грязную; / все равно запачкается в) с трещинками; / все равно разобьете г) какая есть под руками" / другой не дадут! (примечания автора сайта)
Зеленская Е. А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. . . . . № 8, с. 55.
- значение и методика эксперимента по теме "Жесткость воды": комплексонометрия, кислотно-основное титрование, ионниты ... УИР
Исаев Д. С. Об использовании домашнего эксперимента в 8-11-м классах. . . . . № 9, с. 56.
- роль, программа 8-11 класс, реактивы и оборудование, рекомендации.
Колчанова Л. В., Колчанов Р. А. Инновационный подход к ученическому эксперименту. . . . . № 5, с. 55.
- химический эксперимент с экологическим содержанием, определение СО2, расчет воздухообмена. УИР
Лыгин С. А, Голенищева И. Л. Методика проведения химического эксперимента по органической химии. . . . . № 10, с. 58.
Субанаков А.К. О формировании экспериментальной деятельности учащихся. . . . . № 9, с. 63.
- основные этапы, определение цели, гипотезы, плана эксперимента (работа в группе).
Эксперимент на уроке
Анацко О. Э. Итоговая практическая работа в 9-м классе. . . . . № 4, с. 69;
- разработка занятия, экспериментальные задачи.
Из опыта проведения лабораторной работы "Наблюдение за горящей свечой". . . . . № 7, с. 63. - инструкционная карта.
Глебова Н. Н. Как мы проводим опыты по коррозии железа. . . . . № 1, с. 55.
- в различных средах. - "о протекании коррозии свидетельствует появление синей окраски фенолфталеина ..." - как это? Может гексацианоферрата?
Жуков П. Н. Демонстрационные опыты с натрием. . . . . № 2, с. 51;
- зеркальный блеск, взаимодействие с кислородом, серой, хлором, водой, расплавом NaOH, этанолом - методика проведения
Эксперимент с кальцием, магнием и их соединениями. . . . . № 3, с. 50;
- техника экспериментов и методика их использования. Экспериментальные задачи, жесткость воды.
Демонстрационный эксперимент при изучении свойств алюминия и его соединений. . . . . № 4, с. 56. - методика и техника эксперимента, 13 опытов.
Лыгин С. А., Белая Е. А., Осинцева Н. В. Организация проектной деятельности учащихся. . . . . № 5, с. 63.
- на уроке ("Биологически-активные вещества", 11
класс, групповая работа с созданием итоговой совместной презентации),
во внеклассной кружковой работе (проект "Химия и питание"), разработки,
УИР
Савин Г. А. Лабораторные опыты по теме "Многоатомные спирты" в профильных классах. . . . . № 2, с. 57.
- с гидроксидом меди, в косметике и пищевых продуктах.
Сурин Ю. В., Юрова Н. С, Попкова Е. В. Проблемно-развивающие опыты с бесцветными растворами солей железа(III). . . . . № 1, с. 50.
- гидролиз и ОВР
Фёдорова О. П. Лабораторная работа "Изучение свойств элементов в периодах". . . . . № 10, с. 62.
- для темы "Периодический закон и Периодическая система". Сравниваются свойства оксидов и гидроксидов в ряду Na - P.
Удивило: "в пробирку с щепоткой оксида натрия" ... "с щепоткой оксида фосфора(V)",
поскольку: "Щепотка - количество чего-н. (преимущ. сыпучего), к-рое
можно взять сложенными тремя пальцами - большим, средним и
указательным."
Эксперимент и УИР
Волков В. Н., Давтян М. Л. Определение состава местных карбонатных руд. . . . . № 3, с. 58.
подробные методики анализа - оксалат/перманганатомерия, комплексонометрия. УИР?
Волков В. Н., Солодова Н. И., Волкова Л. А. Определение качества пшеничной муки и хлебобулочных изделий. . . . . № 5, с. 57.
- химический состав, свойства муки, определение клейковины, влажности, пористости, кислотности, содержания соли (титр. AgNO3,)- УИР.
Голеницкая Н. А., Зубович Е. В. Методы определения ионов свинца в окружающей среде. . . . . № 4, с. 61.
- качественные реакции, бумажная хроматография, титрование. Свинец как компонент окружающей среды. УИР.
Давтян М. Л., Филина Л. П., Павлова Е. В. Определение тепловых эффектов процессов нейтрализации, растворения и гидратации. . . . . № 1, с. 58.
- калориметрия, расчет энтальпии реакции по экспериментальным и табличным данным. Возможное направление УИР
Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н., Чирков Н.В. Как исследовать качество чая. . . . . № 10, с. 64.
- история, химический состав, чай и здоровье +
качественные реакции на некоторые вещества. Извлечено из УИР школьника?
И три автора на такой реферат?
Ковалевская Н. П., Устюжанина М. И. Использование модельного эксперимента при мониторинге окружающей среды. . . . . № 9, с. 65.
- для УИР, биохимическая ферментная модель (амилаза),
методики определения активности, ее количественной характеристики,
влияния загрязнений и напитков.
Мартыненко Б. В., Михалёва М. В. Опыты с драгметаллами, доступные школьникам. . . . . № 6, с. 54.
- золото, серебро, и, между прочим, ртуть. "... большая удача у кружковцев, если к ним в руки попадет золотой лом!"
Мухаметшина Т. Г. Практическая работа "Определение качества водопроводной и бутилированной воды". . . . . № 7, с. 61.
- методики - от определения запаха до комплексоно- и йодометрии. УИР.
Половняк В. К., Шабалов А. А., Яблочкина Т. К. Химическая кухня: замена хлората калия на бромат. . . . . № 4, с. 67.
- использовать бромат для экономии хлората, который запрещен к использованию в школах!
- определение, дендриты меди (ОВР) и др веществ. УИР.
Филиппов А. И., Бахтеева Е. И., Меньшиков В. В. Распознавание лекарственных препаратов с помощью тонкослойной хроматографии. . . . . № 4, с. 64;
- методика анализа, УИР
Хаибрахманова Д. Ф., Половняк В. К. Определение содержания ванадия в сточных водах. . . . . № 6, с. 59.
- нефтехимкомбината (г.Нижнекамск), "ванадий и его соединения превышают по своей токсичности мышьяк", фотоколориметрия комплекса с 8-оксихинолином - УИР.
Храмов В. А., Папичев Е. В., Савин Г. А. Простые опыты с коллоидными растворами. . . . . № 7, с. 65.
- коллоидный раствор гидрокида железа(III), получение и разложение.
Шульгин А. Т.
Титриметрия: система экспериментальных задач для юных химиков. . . . . № 3, с. 76.
УИР - исследование природных объектов в условиях
неочевидности и нехватки реактивов как средство оценки качества
обучения и формирования творческих способностей.
Яковишин Л. А. Химические опыты с силикатным клеем. . . . . № 8, с. 63.
- "химический сад" и др. опыты, описывалось неоднократно.
Янкив К. Ф. Экспериментальные методы расчёта молярной массы газообразного вещества на основе газовых законов. . . . . № 6, с. 62.
- несколько методик адаптированных к школьным условиям, в том числе и на основе диффузии газов (закон Грэма) - УИР.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Абрамова С. И. Тест для учащихся "Что вы знаете о табакокурении?". . . . . № 6, с. 78.
- тест с переходами - лабиринт?
Аргунова М. В. Методы учебного экологического мониторинга. . . . . № 2, с. 65.
цели, организация, простейшие приемы
Богачёва Т. Ю. Карьера и здоровье: актуальная тема для беседы со старшеклассниками. № 5, с.67.
материал для внеклассного мероприятия
Вахитова Г. Г. Скорая химическая помощь. . . . . № 10, с. 69.
- занятие в рамках недели химии, 9 класс, проекты в
области "химия в быту" - информационные тексты, практикум по выведению
пятен.
Дунаева И. А. Патриотический альманах "Учёные - фронту". . . . . № 3, с. 69.
разработка внеклассного мероприятия
Иванова О. Б.
Из опыта проведения конференции "Алкоголь. Курение. Наркотики". . . . . № 6, с. 76.
- 10 кл., 2 часа, описание
Кирьянова А. В., Лебедева И. А.
Из опыта работы школьной экологической лаборатории. . . . . № 2, с. 71.
пример экологического мониторинга, УИР, интеграция с биологией
Маркова Л. А. Круглый стол по теме "Планета Океан". . . . . № 7, с. 72.
- ролевое мероприятие, разработка, экология.
Махнева М. В. Театрализованная постановка "Чёртова трясина". . . . . № 9, с. 74.
- театрализованное мероприятие по теме "Периодическая система химических элементов"
Мисюля С. А. "Своя игра" по теме "Неметаллы". . . . . № 8, с. 72.
- разработка по мотивам телеигры
Муза Г. В. Устный журнал "Химия на военной службе". . . . . № 4, с. 70.
материал для внеклассного мероприятия
Панахова Ф. М., Аббасов М. М., Махмудов Т. А. Тренировочные задачи для подготовки к олимпиаде. . . . . № 8, с. 75.
- примеры, с решениями.
Сараева Н. М. Из опыта проведения олимпиады по химии в 8-м классе. . . . . № 7, с. 77.
- в конце учебного года, примеры задач с решениями.
Серяков С. А. Об устойчивости результатов предметных олимпиад. . . . . № 8, с. 77.
- очень теоретическая статья. Вывод: для участников
набравших менее половины баллов, эти баллы ничего не говорят об уровне
их знаний: "Важно объяснить школьникам, что ... нет повода принимать близко к сердцу их результаты".
Для участников набравших более половины баллов, эти баллы начинают что-то говорить, "если предположить, что разброс результатов не связан с утомляемостью участников". Весьма смелое предположение, если учесть, что уже на областном этапе задание рассчитывается на 5 академических часов.
Еще одно подтверждение того факта, что если олимпиада и может
выявить группу особо одаренных школьников, то она не подходит для
сколько-нибудь массовой проверки знаний, а значит и не может служить
альтернативой системе ЕГЭ.
Угренева Е. А, Рахимова Р. X. Химический КВН. . . . . № 5, с. 69.
- по темам "Удивительная и неповторимая вода" и "Казань - колыбель русской органической химии"
Файрушина С. М. Межпредметный КВН. . . . . № 6, с. 73.
- для студентов педвуза
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Базаева М. Г., Павлова С. А., Раткевич Е. Ю. Повторение пройденного: кислотно-основные функции веществ. . . . . № 1, с. 45.
- Теории кислот-оснований: Аррениуса,
Бренстеда-Лоури, Льюиса, современная (М.И. Шатенштейн). Основные
положения, примеры, области применения
Волкова С. А., Гусев С. Н. К изучению кристаллогидратов. . . . . № 3, с. 44.
- история, в природе, номенклатура, структура. Купоросы, их применение
Ижболдина Л. П., Элделынтейн О. А. О номенклатуре неорганических соединений по правилам IUPAC и ASE. . . . . № 2, с. 46.
- Вы не знаете, что такое триоксокарбонат(IV) диводорода? Тогда мы идем к Вам!
Лисичкин Г. В. Распространённые заблуждения в публикациях по природоохранной тематике. . . . . № 10, с. 43.
- безотходность производства, экологически чистые источники энергии, транспорт, парниковый эффект и борьба с ним. "... необходимо критически относиться к сообщениям СМИ и в особенности к информации экологического содержания."
Мусаев Ю. И., Мусаева Э. Б., Гринёва Л. Г. О названиях органических соединений по правилам ИЮПАК. . . . . № 5, с. 49.
"... уточненный, уплотненный и формализованный справочный материал..."
Осадченко И. М., Лябин М. П. Гидриды элементов IVA, VA, VIA, VIIA подгрупп. . . . . № 2, с. 49.
- классификация, номенклатура
Попков В. А., Бабков А. В. К изучению химического равновесия. . . . . № 9, с. 49.
- понятие равновесия, константа равновесия, вывод,
связь с термодинамическими характеристиками процесса, реакции
практически необратимые.
Савин Г. А. К изучению электронных эффектов. . . . . № 7, с. 51.
- индукционный и мезомерный эффект в органических и неорганических соединениях.
Шалыгин С. П., Алёхина Е. А. Радикальные реакции галогенирования. . . . . № 8, с. 51.
- подробное рассмотрение классических реакций
(термодинамика) и реально используемые в настоящее время процессы
(окислительное хлорирование, транскат-процесс).
ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ
Юбилейные даты из истории химии в 2009 г. . . . . № 1, с. 70.
- Генри Кавендиш - пневмохимия, открытие водорода.
Ab ovo usque ad mala. . . . . № 5, с. 74;
- Эрнест Резерфорд, радиоактивность и первые атомные модели.
Алхимия XX века. . . . . № 6, с. 66;
- Эрнест Резерфорд, Складовская-Кюри, Фредерик Содди, открытие полония, радия, радона.
Profession de foi. . . . . № 7, с. 67;
- Эрнест Резерфорд, Отто Ган, Рамзай, продолжение рассказа об исследовании радиоактивности.
Characteristica universalis. . . . . № 8, с. 65;
- из воспоминаний Андрея Белого о его обучении на
естественном отделении физико-математического факультета МГУ, в
частности о профессоре Н.Д. Зелинском.
- из воспоминаний Андрея Белого о его обучении на
естественном отделении физико-математического факультета МГУ: В.В.
Марковников, А.Г. Столетов, Д.И. Менделеев.
Храмов В. А, Папичев Е. В. Водородному показателю - 100 лет. . . . . № 5, с. 79.
- предложен датским химиком Сёреном Сёренсеном в 1909 году.
Л.А. Цветков: Каким он остался в нашей памяти (к 100-летию со дня рождения).
. . . . № 4, с.19
- Леонид Александрович Цветков более 20 лет возглавлял лабораторию химии НИИСиМО (сейчас ИОСО РАО)
- сотрудники лаборатории химии ИОСО РАО, И.Н. Чертков
К 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
Беляк Е. Л.
- Индустриальный институт, г. Тобольск (об авторе) Заповедная земля Менделеева. . . . . № 1, с. 73.
- история семьи, детство, Тобольск, Верхние Аремзяны.
Дмитриева Е. Н. Интеллектуальное кафе "Имя России". . . . . № 2, с. 77.
- командная игра-турнир. Вопросы и ответы.
Иванова Н.А. - Саранпаульская СШ, Березовский р-н, ХМАО-Югра Наш знаменитый земляк. . . . . № 6, с. 79.
- краткое описание юбилейных мероприятий в школе
Крюкова Н.С.
- СОШ №1, г. Тобольск Роль Менделеева в развитии нефтяной промышленности в России. . . . . № 1, с. 77.
- и Тобольский Нефтехимкомбинат
Неводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальные игры "Великий русский химик". . . . . № 1, с. 60.
- подборки игр-викторин посвященных Д. И. Менделееву от разных авторов: "Прямо в цель", "Своя игра" и др. Вопросы и ответы.
Текеева А. С. Путешествие по Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. . . . . № 9, с. 79.