Информация: Монкс Ф., Ипенбург И.: Одаренные дети
- Как узнать, что ребенок одарен? Есть ли разница между одаренностью и талантом? Как учить и воспитывать детей с высокими способностями?
" Зима российская весьма разнообразна.
Непредсказуемость характера её
В мягчайшем снеге, и в буране страстном,
И в насте, облачённом в серебро...
... В морозный день восторгом озаряет,
А в пасмурный — незваная печаль...
Ночами ясными далёких звёзд сиянье
Заветным светом льётся по плечам...
Беликов К.Б. Элективные курсы: на пути к творчеству. ...№ 10, с. 2.
"... нами были разработаны элективные курсы для каждого типа профессий" (дана краткая характеристика)
Гриднева Е.П. Чем одарить одарённого ребёнка. ...№ 4, с. 2.
"...лишь малая толика технологии обучения одаренных детей из опыта работы, накопленного более чем за 30 лет..."
Журин А.А. Парадоксы обучения химии в современной школе. ...№ 9, с. 2.
"Проблема несоответствия объема учебного материала объему учебного времени" (первый сократился незначительно, второй - по сравнению с 1987 г. - на 70%).
Пути решения: 1) возврат к прежнему числу часов, 2) возврат к линейной программе, 3) изменение характера деятельности учителя и ученика.
- Но это долго. Сейчас - просто выбрать хорошую программу...
Костенчук И.А. Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит? ...№ 5, с 2.
все о том, как хорош ЕГЭ..
Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Естествознание вместо физики, химии и биологии? ...№ 6, с. 2.
"... идея подготовки учителей-энциклопедистов утопична. Следовательно, ... новая дисциплина на практике будет представлять собой мешанину из физики, биологии и химии."
Хачатрян И.Н. Приоритетный национальный проект "Образование": анализ 2006 и 2007 гг. № 8, с.2.
Значение этой статистики не кажется существенным, но все же приятно, что успехи учителей химии Тюменской области отмечены среди "наиболее результативных регионов"...
Храмов В.А., Храмова О.В. Что написано пером?.. ...№3, с. 2.
Ведущему научно-методическому центру России 60 лет. ...№ 1, с. 52.
кафедра методики обучения химии РГПУ им.Герцена - основана в 1946 году по инициативе В.Н.Верховского.
Головнер В.Н. Каникулы с учителями года. ...№ 6, с. 57.
о проекте "Межрегиональная зимняя школа Учитель года". работа школы в январе 2007 г.
Москва принимает 39-ю Международную химическую олимпиаду. ...№ 7, с. 2.
Все четверо российских участника получили золотые медали. Но все таки два первых места - China.. Кстати, фоторепортажи, задачи, другие подробности олимпиады можно найти
на ее сайте >>
Хмельков С. Б. А как по закону?.. № 2, с.4; № 3, с.3; № 4, с.4; № 5, с.4; № 6, с.6; № 7, с.7; № 8, с.6; № 9, с.5; № 10, с.5.
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Авдеев Я.Г., Авдеева Е.В., Савиткин Н.И., Толкачёва Т.К. Минеральная вода - чудесный дар природы. ...№ 2, с. 8.
история, состав, лечебные свойства
Белов Д.В. Великолепие химии комплексных соединений. ...№ 7, с. 9.
- основные понятия, природа связи, применение.. Будет полезно прочесть и продвинутому школьнику и студенту 1-2 курса.
Кролевец А.А. Консерванты в пищевой промышленности.
...№ 1, с. 7; - Е-добавки, нормы и ПДК Применение ароматических соединений в сельском хозяйстве. ...№ 5, с. 7.
Пестициды: классификация, свойства, но без экологии.
Панченко Т.А. Тайны запаха. ...№ 8, с. 8.
- теории запаха, запах и строение молекулы, принцип работы обонятельной системы, обоняние в жизни человека..
Сибриков С.Г. Образование смога и его отрицательные последствия. ...№ 9, с. 8;
Первичное и вторичное загрязнение воздуха.Фотохимический смог. Серная кислота и озон как загрязнители воздуха.
Как образуются кислотные дожди. ...№ 10, с. 7.
Химические реакции в атмосфере. Влияние на живую природу.
Соловьёв М.Ю., Дорогов М.В. Современные методы конструирования лекарственных препаратов. ...№ 3, с. 8.
Современные методы медицинской органической химии, информационные технологии в химии
Третьяков Л.И., Марьяновская Ю.В. Зависимость биологической активности органических соединений от пространственного строения молекул. ...№ 4, с. 8.
- оптическая изомерия и биологическая активность
Халиков Р.М. Экологические аспекты моделирования диффузии газов в полимерах. ...№ 6, с. 8.
Наноструктура полимеров, особенности утилизации и применения.
МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ
Программы, учебники
Волкова Ю.М. Из опыта минимизации химического образования в основной школе. ...№ 1, с. 12.
"на основе методической системы минимизации нами разработана программа курса химии 8-9 классов" - характеристика, дифференцированный подход, примеры уроков.
Горбенко Н.В. Об экологизации школьного образования. ...№ 6, с. 22.
цель, место, значение...
Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. ...№ 6, с. 13.
- и их решении с помощью учебника автора (Иванова Р.Г. Химия: учебник для 8-9 классов.)
Кукова Г.Г., Яковлева Т.А. Из опыта разработки программы курса химии базового уровня. ...№ 4, с 23.- для 10 класса по программе О.С. Габриэляна (1 час в неделю) - поурочное планирование. ...№ 7, с 36.- вариант поурочного планирования курса химии 11 класса (1 час/неделю) по учебнику О.С.Габриэляна.
Лисичкин Г.В., Карпухин А.В. Химические термины и понятия в средствах массовой информации. ...№ 9, с. 30.
Химический словарь СМИ как руководство к созданию базового учебника химии. "Мы отнюдь не призываем к превращению школьного учебника к пособию по бытовой химии", но "зачем гувернантке знать, как осуществляется гибридизация орбиталей...".
- Если в школе будут такие учебники, не будет ли у нас перебор с гувернантками?
Маршанова Г.Л. Спецкурс по естествознанию "Мир, в котором мы живём". ...№ 3, с. 47.
6-й класс, программа, литература для учителя и учащихся
Чертков И.Н. Значение работ А М. Бутлерова для развития методики обучения химии. ...№ 9, с. 13.
история химии, методики преподавания химии.
Шелинский Г.И. Неразрешённые (или неразрешимые?) вопросы методики обучения химии. № 8, с.16.
- о формировании понятий "химический элемент", "молекула", веществах молекулярного и немолекулярного строения, возможности применения структурных формул, вывод формул веществ. Во многом уважаемый профессор прав.
Но не кажется ли любознательному читателю, что фраза: "молекула воды состоит из двух "атомных частиц водорода и одной атомной частицы кислорода", несколько тяжеловата? Это ведь и самому надо произнести, и от ученика добиться.. Любой объект входя в состав более сложной системы не остается неизменным и в какой-то мере теряет свою индивидуальность, но надо ли при этом придумывать ему новое название? Так и электроны, входящие в состав атома придется называть "электронными частицами"..
Методы, приемы
Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. ...№ 7, с. 31.
теория, литература
Амирова А.X. Обобщение знаний по курсу органической химии. ...№ 4, с. 19.
- c использованием обобщающих таблиц ("Важнейшие классы", "Качественные реакции").
Амирова А.X. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности. ...№ 8, с. 50.
на примере урока "Общая характеристика элементов подгруппы кислорода".
Ахметов М.А., Мусенова Э.А., Петухов М.А. О методике формирования внутреннего представления. ...№ 8, с. 28.
аудиальный, визуальный, кинестетический канал поступления информации в мозг, их сочетание для эффективного формирования внутреннего представления об объектах окружающего мира. "Действие формирует внутренний кинестетический образ, что усиливает аудиальный и визуальный образы представления, укрепляет связи между ними", "... я делаю - и понимаю" (Конфуций). Пример урока по теме "Строение атома".
Габриелян О. С, Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии. ...№ 2, с. 16.
много о компетенциях, их классификации, значении...
Гаврюшкина М.Ю., Качалова Г.С. Инструктивные материалы как средство поддержки учащихся. ...№ 6, с. 54.
Схемы-алгоритмы. Не слишком ли сложно, особенно для нахождения Mr?
Гepyc С.А., Пустовит С.О. Формирование межпредметных компетенций при изучении экологизированного курса химии....№ 8, с. 53;
- о компетентности в общем, и разработка "комплексной экскурсии" (куда? или это просто красивое название обычного урока?) по теме "Баланс значений рН в природе".
Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы. ...№ 10, с. 12.
история вопроса, структура компетенции, основы формирования, перспективы развития, литература.
Грученко Г.И. Использование таблиц при обобщении знаний. ...№ 2, с. 37.
рассмотрена работа с таблицами на обобщающих уроках "Химические свойства оксидов" и "Химические свойства кислот и оснований" (+ исследовательский эксперимент)
Качалова Г. С, Медяков Е.Г. Об организации познавательной деятельности на занятиях по органической химии. ...№ 4, с. 13.
"... с учетом принципов системного подхода... таких как иерархичность, целостность, структурность, множественность описания" - рассмотрено на примере темы "Теория химического строения А.М.Бутлерова" - план работы, опорные схемы, таблицы.
Киселёва А.А. Здоровьесберегающие технологии при изучении альдегидов. ...№ 1, с. 23.
разработка урока,
- "группа 1 работает на желтых листах... желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, ... укрепляет печень и сердце, повышает аппетит..."
Корнилаев С.В., Чернобельская Г.М. Дифференцированный подход к организации обучения мальчиков и девочек. ...№ 5, с. 25.
Некоторые особенности стиля мышления и организации деятельности детей разного пола, рекомендации.
Кошелева О.А., Чернобельская Г.М. Использование модульной технологии при обобщении знаний. ...№ 6, с. 29.
разработка модульной программы по теме "Углеводороды"
Маркачёв А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Применение метода проектов в школьной практике. ...№ 2, с. 34.
основные этапы проектной деятельности, значимость - "Однако ... этот метод не в состоянии охватить содержание школьного курса химии в полном объеме и требует значительных временных затрат."
Маркина И.В. Химическая мнемоника или мнемоническая химия. ...№ 2, с. 23.
основные виды памяти, тесты, приемы развития памяти и приемы запоминания
- "На турникете сидит Спиртовка и внимательно следит за всеми проходящими..."
Морозова Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения учащихся....№ 3, с. 14;
- значимость системного подхода, естественная систематизация содержания курса химии: естественная систематизация дисперсных систем
Формирование мировоззрения при изучении каталитических систем. № 10, с.33.
классификация, значение, теория катализа (о самом формировании пол-слова)
Мякишева В.Р. (учитель химии Рафайловской СОШ Исетского р-на Тюменской обл.)
О применении интегральной
образовательной технологии при изучении ТЭД. ...№ 10, с. 18.
Разработка темы 8 класса: структура, тесты, задания.
Лунькина В.А. Использование карточек с индивидуальными заданиями. ...№ 5, с. 53.
формулировка задания общая, конкретные данные - разные. "Скорость химических реакций", "Химическое равновесие".
Нечитайлова Е.В. Об использовании Web-квестов в процессе обучения. ...№ 6, с. 26.
" представляют из себя мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете..., отдельные блоки вопросов и перечень адресов сайтов в Интернете, где можно найти нужную информацию " (приведены примеры: экология, валеология)
Платонова Т.И. История науки в решении воспитательных задач урока....№ 5, с. 21;
"Проблема заключается не в нехватке времени, а в том, что большинство учителей не придают внимание этому вопросу."
Об использовании электронной презентации на уроке. ...№ 9, с. 25.
Проблемы: ("щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некоторую профессиональную лень - учитель не импровизирует на уроке, ... ученики спрашивают: "А можно не записывать, скиньте нам на флэшку...").
- Основные принципы разработки, презентация как домашнее задание.
Попова Т.Н. Профессиональная направленность оценки качества обучения. ...№ 8, с. 58.
- студентов медицинского колледжа - такая, знаете ли сложная система..
Протопопов Е.И., Кряжева Е.В. Развитие технического мышления школьников. ...№ 10, с. 23.
Вопросы теории, разработка комбинированного урока по теме "ТЭД".
Серебрянская Н.А. Из опыта изучения темы крупным блоком. ...№ 5, с. 38.
"Азотсодержащие органические вещества"
Скопина Ю.И. Использование структурно-логических схем в процессе обучения. ...№ 3, с. 40.
" весьма эффективным является использование дидактических систем обучения В.Ф. Шаталова." - на примере темы "Сера и ее соединения".
Стрекалина Л.А. Личностно ориентированный подход: обучение в индивидуальном темпе. № 9, с.54.
- при помощи решения задач разного, нарастающего, уровня сложности.
Сутормина А.А. Об использовании карточек при изучении различных понятий. ...№ 7, с. 34.
для изучения символов, строения атомов, свойств элементов
Ширшина Н.В. Деятельностный подход в обучении: проектная технология. ...№ 6, с. 24.
" ... опыт коллективной проектной деятельности на уроках курса "Естествознание" по теме "Жизненно важные вещества. Проблемы питания" (11 класс)" с использованием ИКТ, ресурсов Интернет
Эскендаров А.А., Казиева Л.А., Хидиров Ш.Ш. О способах активизации познавательного интереса. ...№ 1, с. 43.
с помощью кроссвордов-летучек
Темы, уроки
Андреева Л.С. Независимое расследование по теме "Концентрированная серная кислота". №3, с.43.
урок изучения нового материала в форме ролевой игры + сказка в стихах :)
Анастасина Т.В. Обобщающее занятие темы "Теория электролитической диссоциации"...№ 10, с. 32.
разработка урока
Анацко О.Э., Биктаева А.Р. К изучению темы "Важнейшие классы неорганических соединений". ...№ 9, с. 50.
1) - разработка урока-семинара с изучением нового материала. Работа в группах, поисковый метод;
2) - Смотр знаний по теме, командное соревнование
Анацко О.Э. Урок по теме "Тела и вещества". ...№ 3, с. 50.
разработка урока природоведения для 2-3 класса
Антонова Л.С. Учёный совет по теме "Этот удивительный углерод". ...№ 1, с. 35.
разработка урока-игры для 9-класса
Арсентьева Г.П. Урок по теме "Аминокислоты". ...№ 5, с. 41.
конспект урока изучения нового материала с элементами исследования в сопровождении презентации.
Беседина Л.Л. Об изучении кислот и солей в курсе химии основной школы. ...№ 2, с. 42.
с использованием УМК В.В.Еремина и др. - конспекты 2-х уроков
Болдарева И.В. Зачётный урок по теме "Алканы". ...№ 6, с. 35.
по маршруту, с помощью экспертов.
Буйнова С.В., Черкашина Н.Б. Интегрированный модульный урок химии и географии. ...№ 5, с. 28.
"Оксиды", 8-й класс, спаренный урок
Васильева Т.К. Лирическое обобщение к уроку по теме "Кислород". ...№ 8, с. 49.
учитель декламирует стихи и для наглядности пишет на доске кучу формул - трудно, однако.. Записать в презентацию, да с картинками..
Варнавская В.Н. На уроках химии о русском языке. ...№ 9, с. 38.
"научить школьников переносить имеющиеся у них химические знания из области русского языка на химический материал"
Галлямова В.М. К изучению темы "Теория электролитической диссоциации". ...№ 10, с. 28.
разработка урока по теме "Ионные уравнения" 9 кл, 2 часа, с использованием ИКТ, регионального материала.
Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. ...№ 1, с. 28.
- разработка обобщающего урока "Влияние кислородсодержащих соединений на окружающую среду и организм человека"
Емельянова Е.О. К изучению бензола и его гомологов. ...№ 8, с. 35.
карты заданий по теме, к сожалению без алгоритма их использования.
Залетило С.С. Вода. Очистка воды. ...№ 4, с. 36.
- 8 класс, разработка урока.
Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Урок-семинар "Радиационная безопасность: что мы о ней знаем?". ...№ 6, с. 45.
Обширный, хотя и редко используемый на уроках химии материал.
Ларина С.В., Хайрулина Н.К. Город как экосистема. ...№ 2, с. 30.
разработка интегрированного (химия+экология) урока с элементами ролевой игры
Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме "Азотсодержащие органические соединения". ...№ 3, с. 25.
- с использованием ИКТ, 4 группы, PPoint, ChemSketch.
Олейникова А.В., Анацко О.Э. Интеграция знаний при изучении темы "Обмен веществ и процессы, его обеспечивающие". ...№ 5, с. 33.
интегрированный урок биология+химия, 8-й класс, (признаки химической реакции, их классификация, экзо-эндотермические эффекты, катализ, свойства воды).
Осадчая Н.В., Белан Н.А. Как мы изучаем кислоты в курсе 8-го класса. ...№ 2, с. 46.
с использованием УМК Н.Е.Кузнецовой и др. - разработка урока
Прохорова С.В. Тест по теме "Химические реакции". ...№ 4, с. 35.
- 8 класс, 10 тестов с выбором ответа.
Терещук Т.В., Безрукова Л.И. Интегрированный обобщающий семинар по теме "Кислород". ...№ 8, с. 41.
конспект урока химии-биологии для 9-го класса, ведут два учителя.
Тогулева И.А., Метёлкина Т.А., Баян Е.М., Сажнева Т.В. Из опыта реализации образовательного проекта. ...№ 10, с. 42.
на тему "Твердые бытовые отходы и их утилизация" - организация, этапы, итоговое занятие
Фетисова Е.В. Из опыта проведения урока по теме "Подгруппа углерода". ...№ 1, с. 40.
с использованием межпредметных связей (литература, география)
Шилина Л.Я. Как мы изучаем химическое равновесие. ...№ 10, с. 39.
разработка урока "Химическое равновесие, условия его смещения" с использованием романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" (!)
"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень..."
Решение задач
Абакаров А.И.
Творческие интегрированные задачи
...№ 8, стр.15
Мертвое море - химия, биология, география, история...
Амирова С.А. Из опыта обучения решению задач. ...№ 7, с. 43.
- разобрано решение нескольких задач на определение состава смеси.
Канаш В.А. Задачи с использованием данных об анестезирующих средствах. ...№ 2, с. 50.
для изучающих химию с медицинским прицелом?
Ли В.М. Задачи повышенной сложности по органической химии. ...№ 8, с. 61.
- разобрано несколько действительно сложных задач.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Расчётные задачи: определение массы раствора. ...№ 1, с. 47.
- к определению состава раствора, полученного в ходе реакции - ЕГЭ, часть С
собственно речь идет о решении широкого круга задач, связанных с приготовлением растворов - не хотелось бы на практике давать школьнику готовить раствор из 40% раствора NaOH...
Телешов С.В. Задачи по химии из дореволюционных задачников. ...№ 2, с. 60.
неплохие задачки решали в юнкерских училищах 120 лет назад...
Готовим к экзаменам в вузы
Авдеев Я.Г., Толкачёва Т.К. Методические рекомендации по выполнению заданий с развёрнутым ответом. ...№ 3, с. 30.
- подробно рассмотрен электролиз, ОВР, ряд заданий по химической кинетике и равновесию, в т.ч. и в растворах (задания С1).
Васильева С.И. Наш опыт проведения ЕГЭ: анализ и выводы. ...№ 4, с. 30.
- примеры заданий части С и типичные ошибки при их выполнении.
Габриелян О. С, Сладкое С.А. Пока свежи воспоминания... ...№ 6, с. 38.
О проверке заданий части С ЕГЭ по химии.
С главной мыслью авторов нельзя не согласиться - материалы ЕГЭ надо совершенствовать. Но возникают вопросы, ответов на которые статья не дает.
Кто они, эти эксперты, проверяющие часть С? Действительно "лучшие учителя и преподаватели вузов" или слепые исполнители, способные только сверить записи на листке и в критерии? Люди, прошедшие подготовку, предварительное знакомство с критериями или наобум вырванные со своих рабочих мест? Если это действительно лучшие и подготовленные, неужели их поставит в тупик мелкая опечатка или даже ошибка в критериях? Неужели лучшие(!) учителя неспособны отличить нестандартное, пусть даже нерациональное решение задачи от неверного? Если они даже следуют критериям, как могут они не увидеть фразы в каждом из них: "Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла"? Где был председатель экспертной комиссии, если не объяснил своим экспертам, что смысл любой химической задачи - решить ее, и если школьник пришел к правильному ответу, и в его решении нет химических, логических, арифметических ошибок - он уже заслуживает максимального балла?
С главной мыслью авторов нельзя не согласиться - материалы ЕГЭ у нас не пинает только ленивый, и во многом поделом. Но надеяться, что когда-нибудь будут учебники без опечаток, задания без ошибок, критерии, где приведены все возможные решения для каждой задачи - наивно. Потому и существует такая должность: ЭКСПЕРТ.
И, обсуждая влияние ЕГЭ на судьбы выпускников, следует обсуждать и ответственность за эти судьбы на местах. ИМХО.
Гаврилова В.В. Готовим учащихся к экзамену. ...№ 4, с. 72.
- к выполнению практических заданий билетов.
Коптяева О.А., Дружкова О.Н., Жильцов С.Ф.
О применении понятия степени окисления в курсе органической химии. ...№ 3, с. 37.
- интересный способ быстрого нахождения коэффициентов в уравнениях ОВР.
Кочкаров Ж.А. О кислотно-основных взаимодействиях в водных системах. ...№ 2, с. 48.
на основе протолитической теории, схемы, но конкретных примеров заданий ЕГЭ - нет.
Кошелева Е.А. ЕГЭ и авторские тестовые задания. ...№ 8, с. 19.
ЕГЭ как инструмент мониторинга, использование тестов в школьной проверке знаний, возможные виды авторских (составляемых учителем?) тестовых заданий и особенности их применения..
Хамитова А.И., Хабибуллина А.Б. ЕГЭ по химии как объективная реальность. ...№ 5, с. 51.
"явление необратимое..., безусловно положительное,... но заставляет задуматься..."
Профильное обучение
Войткевич Н.Н. Элективная дифференциация, или Как создать ситуацию выбора. № 5, с.44.
Определение (от англ. elect - выбирать), типы элективных курсов, структура программы, пример программы элективного курса "Химия и пища".
Дерябина Н.Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР. ...№ 9, с. 40.
теоретически приемлемо, но ведь этому надо отдельно обучить, правильно найти группу атомов, рассчитать ее формальный заряд - не будет ли это сложней, чем по известному алгоритму написать пусть шесть, но простых уравнений?
- И второе, следует ли давать такие задания? Велик ли вообще смысл стехиометрических коэффициентов в реакциях органической химии, протекающих зачастую далеко от всякой стехиометрии?
Кендиван О.Д.-С. Учебные карты для классов медико-биологического профиля. ...№ 6, с. 41.
содержат систему заданий и показывают последовательность действий, для организации самостоятельной работы, основные понятия и законы химии, валеология
Кольцова Г.А. Презентация элективного курса "Химия, здоровье, красота". ...№ 10, с. 48.
сценарий презентации элективного курса (с кулинарными рецептами ;-) "Под исполнение химического гимна гости приглашаются на дегустацию блюд и напитков"
Кочкаров Ж.А.; Ефремов В.В., Александрова С.М.; Савин Г.А. Уравнения ОВР: о способах расстановки коэффициентов. ...№ 9, с. 44.
Авторы предлагают несколько новых способов расстановки коэффициентов в ОВР. Во-первых их простота очевидна только авторам. В каждом способе есть свои правила, как и в традиционном, и школьники также будут в них ошибаться. Но главное в другом: сдавать экзамены, использовать в вузе, читать в книгах школьникам придется общепринятый метод. Значит придется учить так, для себя, и эдак, для экзамена, и не запутаться когда как. Учить и переучиваться. Опять же, какая каша будет в голове ученика?
Радецкий А.М. О связи неорганической химии и медицины. ...№ 7, с. 27.
История и медицинское применение некоторых веществ - химико-биологический профиль
Титова И.М. Элективный курс "Химия и искусство". ...№ 4, с. 41.
- программа курса - 68 часов в 10-11 классе, "... издательством "Вентана-Граф" будут опубликованы два пособия по этому курсу ... учебник и "Организатор" - пособие для самостоятельного изучения, что актуально для малокомплектных школ.
Хлопкова Н.А. О проблемах развития мотивационной сферы учащихся. ...№ 10, с. 46.
с использованием предпрофильного элективного курса "Химия в быту" 9 класс.
Разное
Гаврилова В.В. Из опыта работы методического объединения учителей химии. ...№ 3, с. 52.
Шатурский р-н, Московской области
Дерябина Н.Е. Виды системообразующих связей в химических системах. ...№ 4, с. 11;
"... в химических системах наиболее широко представлены следующие: связи строения (структурные), взаимодействия, преобразования и порождения (генетические). ... при обучении химии важно обращать внимание... это будет способствовать... формированию системной ориентировки в изучаемом предмете."
Изучение связей между классами неорганических веществ: от общего к частному. ...№ 5, с. 12;
"В соответствии с предлагаемой логикой материал ... мы разбили на уровни... . К каждому уровню составлена схема (или несколько схем)..., разработаны упражнения..." Представлены 7 уровней погружения в тему.
Методика формирования умения определять степень окисления атома. ...№ 7, с. 24.
на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина П.Я., ООД, по структурной формуле вещества, что особенно значимо для органических соединений
Опарина С.А. Об изучении генетических связей органических соединений в школьном курсе. ...№ 3, с. 19.
"...важнейший компонент для осознания химии как целостного предмета. ... имеется существенный недостаток ... лишь умения записывать уравнения реакций. Мы предлагаем комплексную методическую модель, всемерно используя химический эксперимент и структурно-логические схемы.." на примере темы "Углеводороды".
Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: траектория движения. ...№ 7, с. 17.
- сущность, история, типология, проблемы ".. всегда есть риск, что результаты не совпадут с пожеланиями начальства..."
Сушков Н. Реклама химического состава продуктов: не верьте на слово! ...№ 9, с. 35.
"Эти ошибки скорее всего не случайны и имеют целью запутать иногда не слишком грамотного потребителя, заставить его купить товар"
Осипова Т.А. Химические ребусы: Понятия химической экологии ... №9 стр.34,53,60,73.
Дайтова З.Д. Головоломки по теме "Первоначальные химические понятия"...№ 8, стр.76, №9 стр.63
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Гельжинис Ю.А., Синкевич П.Л. Определение содержания иода в продуктах питания. ...№ 10, с. 61.
для организации УИР школьника, методика, литература. Статья интересная, но данные, приведенные автором показывают, что для получения суточной нормы йода человеку надо съедать 5-6 КИЛОграмм соли! Поскольку рекомендуемая суточная норма потребления соли 5-6 ГРАММ, понятно, что эти данные занижены в 1000 раз. Согласно Стандарту (ГОСТ Р 51574-2000) содержание йода должно составлять 40±15 МИЛЛИграмм/кг. К сожалению в СМИ часто путают приставки МИЛЛИ и МИКРО...
Информация о йодированной соли, например здесь >>
Давтян М.Л., Волков В.Н., Лобов Б.И. Определение содержания общего железа в природных водах. ...№ 8, с. 70.
Колориметрия: теория метода, качественное и количественное определение
Жуков П.Н. Свойства азотной кислоты: варианты методики изучения.
...№ 4, с. 60;
- последовательность изучения свойств; индуктивный и дедуктивный подход, их особенности, техника проведения эксперимента, ТБ.
Ученические опыты при изучении химических свойств азотной кислоты. ...№ 5, с. 62.
- лабораторные и исследовательские
Карташов С.Н., Чен Т.X. О свойствах некоторых моно- и дисахаридов и их распознавании. ...№ 3, с. 70.
А фруктоза-то тоже дает реакцию серебряного зеркала... Реакция Селиванова. Задачи олимпиад.
Мартыненко Б.В., Михалёва М.В. Качественный анализ металлов в школьной лаборатории. ...№ 8, с. 64.
- общая характеристика часто используемых сплавов, приемы их распознавания по физическим свойствам и простейшим качественным реакциям.
идеи, принципы, критерии + пример по теме "Сера и ее соединения".
Мягкоступова О.В., Назаренко В.М. Исследовательский практикум на основе обобщающего химического эксперимента экологической направленности. ...№ 5, с. 55.
Элективный курс или внеклассная работа? Двухчасовой (?) практикум "Металлы: определение содержания в почве", работа в группах.
Окольников Ф.Б. Химический эксперимент как средство естественно-научной интеграции. ...№ 9, с. 61.
- интегрированные лабораторные работы химия-биология "Химические свойства кислот" (8 класс), "Ферменты" (9 класс).
Проблемный эксперимент - одна из форм химического эксперимента. № 10, с.57.
"Химический эксперимент ... может быть использован и для постановки проблем" - методика рассмотрена на примере взаимодействия лития с раствором сульфата меди.
Ухова Э.Р. Получение веществ и исследование их свойств. ...№ 9, с. 64.
работа с одаренными детьми: неорганический синтез, качественные реакции. Методики.
Храмов В.А. Изучаем зелёный огурец....№ 7, с. 63;
- качественные реакции на различные аминосоединения.
Способ получения ликопина из томатного сока. ...№8, с. 74.
экстракция гексаном, возможная тема УИР школьника
Храмов В.А., Гиззатова Г.Л., Гурина Е.Ю. Простые опыты по адсорбции. ...№ 4, с. 73.
- красителя на активированном угле и оксиде алюминия.
Храмов В.А., Гурина Е.Ю. О бумажной хроматографии аминокислот. ...№ 5, с. 66.
- методика эксперимента
Цоцорина В.В. Подготовка к олимпиадам: экспериментально-исследовательская работа учащихся. ...№ 2, с. 69.
Исследование пищевых продуктов (рефрактометрия, титрование - кислотность, аргентометрия)
Техника эксперимента
Карпов Г.М., Чернышева Л.С., Куклева Н.С. Химический эксперимент при изучении органической химии. ...№ 3, с. 72.
Простые опыты с использованием зажигалки и скипидара
Нечитайлова Е.В. Правила безопасности при работе в школьной химической лаборатории. ...№ 7, с. 51.
Много полезных рекомендаций по оформлению кабинета и организации безопасной работы, ссылок на Интернет-ресурсы, тесты, викторина, конкурсы, задачи олимпиад по ТБ. Правда иметь в кабинете химии около 33 инструкций, причем "очень удобно, если они собраны в брошюру и на каждый ученический стол.." - это я думаю..
Плугин В.С. Демонстрация взаимодействия натрия с водой. ...№ 8, с. 68.
- оригинальные варианты проведения известного опыта
Ризванов А.К. Химические опыты в познании основ науки. (обращение к юному исследователю)...№ 1, с. 55.
Как создать собственную химическую мини-лабораторию и проведение несложных опытов
Семёнов А.С. На заметку учителю и лаборанту кабинета химии.
...№ 6, с. 62;
Техника безопасности - что делать не надо...
"если вы раздобудете бертоллетову соль, то как удержаться..."
Как утилизировать отходы химического эксперимента. ...№ 7, с. 59.
Все бы ладно, но совет уничтожать неиспользованый раствор хлорида бария после каждой практической работы, как то уж чересчур. Что опаснее: концентрированная серная кислота или 1%-ный раствор хлорида бария? Серную кислоту хранить в препараторской можно, а раствор хлорида бария - ни-ни?
Сурин Ю.В. Применение цифровой видео- и фототехники при выполнении эксперимента....№ 4, с. 69;
- "при проведении опытов многие важные детали... ускользают от внимания учащихся... Дополнительная демонстрация отснятого и увеличенного ... даст точную информацию... о ходе эксперимента.
Яковишин Л.А. Новые способы получения "фараоновых змей".
...№ 2, с. 73;
А вы не знаете, куда деть просроченные лекарства? Пить - страшно, выбросить - жалко...
Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов. ...№ 9, с. 66.
"Силикатные сталактиты"
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Белан Н.А. Крестики-нолики для старшеклассников. ...№ 8, с. 75.
"Игра динамичная и азартная...", викторина с подсказками
Васильева Т.К. Познавательная игра "И ты можешь стать учёным". ...№ 1, с. 66.
посвященная Д.И.Менделеееву
Врабий М.Н. Химический кружок для восьмиклассников. ...№ 9, с. 74.
Программа, оборудование, методики некоторых занятий.
Гневина Н.А. Возвращение доброго имени. ...№ 7, с. 65.
О жизни и деятельности В.Н.Ипатьева (9.1.1867-29.11.1952). "По признанию выдающихся ученых Запада, Россия дала миру трех великих химиков: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, В.Н. Ипатьева."
А вы знали, кто первый получил бутадиен по способу Лебедева? И синтетический каучук?
Зяблова Е.В. Из опыта проведения экологической ролевой игры. ...№ 4, с. 74.
- в форме заседания суда над Человеком, обвиняемом в покушении на жизнь Природы.
Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра "Химия и здоровье". ...№ 5, с. 71.
по правилам "Брейн-ринга", 4-6 команд.
Капецкая Г.А. "Своя игра" по теме "Химия и охрана окружающей среды". ...№ 7, с. 74.
экология, викторина по правилам телеигры.
Колчанова Л.В., Габрук Н.Г., Глухарёва А. С, Заздравных И.Н., Солодова А.Н., Киященко М.А. Тематический вечер "В гостях у Д.И. Менделеева". ...№ 1, с. 75.
Курганский С.М. Вопросы викторины о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. ...№ 2, с. 75.
На сколько месяцев и в каком году Менделеев поехал туда-то... Это важно? С трудом представлю эрудита, способного ответить на все вопросы Менделеевских викторин без шпаргалки..
Романенко Е.П. Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья. ...№ 3, с. 77.
сценарий тетрализованного представления
Савиткин Н.И., Авдеев Я.Т., Толкачёва Т.К. И.А. Каблуков: учёный, педагог, общественный деятель. ...№ 6, с. 66.
К 150-летию со дня рождения (2.9.1857-5.5.1942).Физическая химия, органическая и ... пчеловодство.
Степшина М.А. Сценарий выступления агитбригады "Новое поколение за здоровый образ жизни". ...№ 5, с. 68.
"Звучит мрачная пронизывающая музыка. Темные силы зла исполняют танец. ..."
Ячменцева Н.М. Химическая игра "Ваш ход". ...№ 9, с. 79.
Командная викторина
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Базаева М.Г., Павлова С.А. Тип химической связи и кислотно-основный характер оксидов и гидроксидов. ...№ 6, с. 76.
Что-то от такой консультации в голове сплошная сумятица. Может только у меня? Как то плохо представляется ион О2- в оксидах металлов, да еще переходящий в раствор в гидратированном состоянии и только потом реагирующий с водой. Может все-таки сначала, еще на поверхности кристалла этот ион (достаточно условная модель) образует более устойчивую частицу (ОН -), и уже она переходит в раствор?
А как вам нравятся "подвижные пи-связи, которые могут выступать в роли акцепторов электронов" (в молекуле СО2)? Хотя они и подвижные, это ведь заполненные орбитали? Как там, принцип Паули не возмутится? Может все-таки подвижные пи-связи (и неподеленные электронные пары кислорода) выступают в роли акцептора протона? И все начинается с водородной связи? А потом идет присоединение воды по двойной связи (аналогично гидратации алкенов)?
Базаева М.Г., Раткевич Е.Ю. Влияние вида химической связи на свойства веществ. ...№ 9, с. 56.
их изменение по периодам и группам ПСХЭ. Ионный потенциал.
Жуков П.Н. Восстановительные свойства азотной кислоты. ...№ 6, с. 78.
Вывод: любое химическое соединение может быть и окислителем и восстановителем. Поскольку в нем всегда есть и окисленная часть и восстановленная. И азотная кислота может быть восстановителем и сероводород - окислителем. Господи, упаси от таких вопросов на ЕГЭ. Пусть там будут только типичные свойства веществ...
По поводу соединения FONO2. Я бы не стал говорить, что степень окисления азота там +7. Рассмотрев структурную формулу, скорее бы сказал, что один атом кислорода там необычный - у него степень окисления равна нулю. А с азотом все в порядке. И соединение вполне может существовать. ИМХО.
Красицкий В.А. Окислительные свойства азотной кислоты. ...№ 4, с. 49.
- замечательная статья для понимания того, как сложны и противоречивы многие химические процессы. Можно рекомендовать студентам, участникам олимпиад высокого уровня, использовать для УИР.
Но для подготовки к экзаменам - только итоговую таблицу.
Осадченко И.М., Лябин М.П. О химических превращениях кислородсодержащих кислот фосфора. ...№ 2, с. 64.
от НРО до Н6Р4О8 - насколько сложной становится химия, когда выйдешь за пределы учебника...
Медведев Ю.Н. Гидроксид меди(II): можно ли считать его амфотерным? ...№ 7, с. 45.
".. резкой границы между амфотерными и неамфотерными гидроксидами нет." В школьном курсе химии ее следует провести. Приводятся критерии и список гидроксидов, которые стоит считать амфотерными, а какие - практически неамфотерными.
Молоткова Е.Н. Окислительное число, состояние окисления или степень окисления? ...№ 3, с. 56.
Из истории химии, Л.Полинг, В.И.Кузнецов.
Шалыгин С.П., Алёхина Е.А. Механизмы восстановления органических соединений. ...№ 10, с. 52.
- студентам, изучающим курс "Органической химии", для подготовки к олимпиадам высокого уровня.
Яблочкина Т.К., Половник В.К. Как рассчитать энергию межэлектронного отталкивания на 4s-орбитали. ...№ 3, с. 60.
по окраске пламени, используя уравнение Планка.
ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ
Авдеев Я.Г., Савиткин Н.И., Толкачёва Т.К. К.Э. Циолковский и Д.И. Менделеев. ...№ 5, с. 74.
к 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского (5.09.1857).
Наумов Ю.И. В.А. Измаильский - выдающийся химик-органик двадцатого столетия. ...№ 1, с. 77.