Россия
Информация
об итогах проведения ЕГЭ
(по состоянию на 18.06.2007)
Шкала перевода баллов в отметки по химии (Распоряжение Рособрнадзора № 1334-08 от 15.06.2007):
- 0 - 30 баллов – отметка «2»;
- 31 - 49 баллов – отметка «3»;
- 50 - 66 баллов – отметка «4»;
- 67 и более баллов – отметка «5».
Эта шкала полностью совпадает с прошлогодней...
Распределение участников ЕГЭ-2007 по баллам
(в %, для сравнения данные предыдущих лет):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
2007
|
14,8
|
36,6
|
31,8
|
16,8
|
2006
|
15,0
|
36,5
|
30,5
|
18,0
|
2005
|
12,5
|
39,0
|
33,7
|
14,8
|
2004
|
14,9
|
39,2
|
29,6
|
16,3
|
В связи с тем, что в разных регионах разные выборки учащихся судить о качестве обученности выпускников по всем общеобразовательным предметам на основе результатов ЕГЭ 2007 года некорректно. Также некорректны любые сравнения регионов.
|
.
|
Тюменский регион
Предварительная информация
В экзамене по химии участвовали 296 человек юга Тюменской области. Информация по годам на диаграмме:
Продолжается снижение числа участников ЕГЭ по химии, но растет уровень их подготовки.
Cредний балл по югу области 56,5 (в 2006 г - 53,0).
Распределение участников ЕГЭ-2007 по баллам
(в %, для сравнения данные предыдущих лет, без учета апелляций):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
2007
|
4,1%
|
30,8%
|
36,9%
|
28,1%
|
2006
|
8,0
|
31,9
|
41,4
|
18,7
|
2005
|
15,5
|
44,3
|
30,7
|
9,5
|
2004
|
21,9
|
48,4
|
22,9
|
6,8
|
|
|
Продолжает уменьшаться доля сельских школьников среди участников ЕГЭ по химии (31% против 34% в прошлом году). Второй год не выходят на ЕГЭ по химии выпускники Уватского района, не представлен в этом году и Омутинский район.
Сказывается и сокращение числа часов для изучения химии в старших классах многих школ, учителя-совместители, общее падение интереса к естественным наукам.
Отставание сельских районов от городов по доле отличных оценок и по среднему баллу немного сократилось(с 6 баллов до 4,5). Результаты восьми районов оказались выше средних по области.
|
|
Среди городских районов на первое место в этом году вышли школьники Ялуторовска (59 баллов), затем выпускники областного центра и Тобольска(58). Несколько хуже, чем в прошлом году были результаты в Ишиме (53 балла).
По-прежнему, надо учитывать, "... что на основе результатов ЕГЭ судить о качестве обученности выпускников ... химии ... некорректно, т.к. выборка учащихся в регионах чрезмерно мала и нерепрезентативна."
|
|
|
По результатам первой волны успешность ответов школьников на вопросы части А колеблется от 92,2% до 49,5%.
Cреднее значение: 73,3% против 70,1% в 2006 году.
|
Достаточно успешно выпускники справились с вопросами по элементам знаний:
- Понятие об электроотрицательности химических элементов. Заряды ионов. Степень окисления. (А4, 92,2%).
-
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.] (А2, 86,8%);
- Классификация неорганических и органических веществ. (А6 85,4%);
- Реакции ионного обмена. (А23, 82,4%);
- Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Качественные реакции. (А28, 81,7%);
- Современные представления о строении атомов. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов (А1, 80,3%).
Значительно лучше, чем в прошлом году школьники отвечали на вопросы по элементам
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых) (А12, +20%), оксидов (основных, амфотерных, кислотных) (А10, +13%),
- Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная» (А3, +12%).
|
.
|
Традиционно сложными для испытуемых оказались вопросы по органической химии:
- Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов, предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Моносахариды. Дисахариды, полисахариды (А17, 49,5%);
- Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27, 54,6%);
а также по химической кинетике:
- Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. (А20, 58,0%);
Вызвали затруднения в 2007 году также вопросы по темам:
- Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов. (А9, 51,5%);
- Общие научные принципы химического производства (природные источники и переработка углеводородов!)(А29, 55,6%).
Отрицательная динамика наблюдалась по элементу - Расчет по термохимическим уравнениям реакций (А30, -4%).
Наибольшие затруднения школьников вызывали, как правило, вопросы сложные по форме (вопросы с отрицанием, анализ двух суждений)
|
|
|
|
Как и в прошлом году, верное выполнение заданий В1-В8 оценивалась 2 баллами, а заданий В9 и В10 - 1 первичным баллом.
Успешность выполнения части В оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. Для участников первой волны она составила в среднем 57,6% против 51,8% в 2006 г.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части В в сопоставлении с заданиями прошлого года, проверявшими аналогичные элементы знаний.
|
- В1.
Многообразие неорганических и органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.
- В2. Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
- В3. Электролиз растворов и расплавов солей.
- В4. Гидролиз солей.
- В5. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
- В6. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии.
- В7. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений.
- В8. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения азотсодержащих соединений. Амины. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
- В9. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
- В10. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
|
.
|
Положительная динамика наблюдалась в ответах школьников по большинству заданий части В. Особенно можно отметить элементы:
- «Электролиз растворов и расплавов солей» (В3, +39,3%),
- «Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях» (В10, +16,5%)
Успешно также отвечали школьники на вопросы В1 и В6 (71,4% и 69,3% соответственно).
Наиболее сложными для испытуемых оказались темы:
- Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов (В2, -15,6%),
- Основные свойства и способы получения кислородсодержащих органических соединений (В7, -5,2%).
По-прежнему остаются трудными для многих - расчетные задачи, прежде всего связанные с вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.(В9, 46,8%).
|
|
|
Успешность выполнения заданий части С оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. В 2007 году она составила в среднем 49,6%, что на 11,5% лучше, чем в предыдущем году.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части C в сопоставлении с результатами прошлого года.
|
С1. Реакции окислительно-восстановительные (расстановка коэффициентов методом электронного баланса). (74,9%)
- Тема повторяется уже на протяжении 3-х лет, поэтому достаточно высокий результат легко объясним и обольщаться им не следует. К тому же в заданиях этого года, как правило, были указаны основные продукты реакции, что облегчало их выполнение. - Некоторые школьники пытаются вместо метода электронного баланса использовать метод полуреакций. Недостаточно уверенное владение этим методом может приводить к излишней трате времени и служить причиной дополнительных ошибок. - Наиболее сложной из предложенных оказалось ОВР взаимодействия оксида азота(II) и хлорной кислоты.
С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. (44,8%)
- Выпускники справились с заданиями С-2 значительно успешнее, чем в прошлом году (+17,7%). Форма и сложность этих заданий примерно соответствовала прошлогодним, испытуемым предлагался набор 3-5 веществ, для которых надо было написать 4 уравнения возможных реакций. Алгоритм выполнения таких заданий предложен здесь. -
В работах некоторых школьников отразилось незнание тривиальных названий хорошо известных веществ (едкий натр, гидрокарбонат натрия, дихромат калия). -
Трудным элементом для многих оказалось взаимодействие металлов и неметаллов (цинк, кремний) со щелочами. -
Наиболее сложным оказалось задание С2, в котором предложены следуюшие вещества: углерод, водород, серная кислота (конц.), дихромат калия.
С3. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических соединений. (39,1%)
Это задание оказалось самым сложным для выпускников 2007 года и показало отрицательную динамику (-5,6%). Объективно цепочки превращений, предложенные в этом году, вполне отвечали базовому курсу органической химии, содержали наиболее типичные реакции органических веществ, многие из которых встречались и в заданиях прошлых лет. -
Как и в прошлом году отмечаются ошибки в понимании номенклатуры (винилацетилен), кислотно-основных свойств органических веществ (этановая кислота + аммиак), написании полных уравнений ОВР органических веществ.
|
.
|
С4. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). (41,2%)
Успешность решения комбинированных расчетных задач существенно увеличилась, что несомненно показывает лучшую подготовку участников экзамена. Неплохо (53,6%) справились участники и с новым типом задач С4, который был представлен в некоторых вариантах - определение состава смеси.
Тем не менее остаются трудности в решении задач С4 и, прежде всего, в анализе их химической стороны. Так самой сложной оказалась задача, в которой "в 18%-ной ортофосфорной кислоте растворили оксид фосфора(V) и полученный раствор прокипятили...затем добавили NaOH". Многие участники не учли ни возможности реакции оксида фосфора(V) с водой, ни возможности образования разных солей при реакции ортофосфорной кислоты со щелочью. Другой вариант показал, что почти никто не знает формулу кристаллогидрата сульфата меди...
По-прежнему часть выпускников не умеют использовать для расчетов молярные отношения, правильно определять вещество, полностью вступившее в химическую реакцию, изменение массы растворов в ходе химической реакции.
С5. Нахождение молекулярной формулы вещества. (48,1%)
В задачах этого года требовалось использовать расчет по уравнению реакции и общую формулу определенного класса органических веществ. В целом школьники справились с этим заданием более успешно, чем в прошлом году (+10,9%). Но комиссия экспертов отметила существенную неравноценность разных типов задач С5, что сказалось в различной успешности их решения – от 36% до 61%.
Наиболее трудной оказалась задача, где формулу сложного эфира надо было вывести из суммы молярных масс радикалов. В другой задаче школьники забывали проверять наличие кислорода в составе сожженного вещества.
Всего приступило к выполнению части С 97% участников первой волны, 90% набрало более 1 балла, 7 человек выполнили часть С без ошибок.
|
Задать вопрос
Продолжение следует, а пока: Наверх
Карта сайта
|
|