На главную страницу
 

Единый ГЭ
"Любимый... Потому что единый!"

Обновлено:

Основные

Типы заданий, ошибки, советы

Основные итоги

 Сроки    Правила    Документы 

 Задания А    Задания В    Задания С   2006   2007   2008   2009   2010   >> 

Результаты ЕГЭ по химии в 2008 году

На этой странице представлены некоторые общероссийские результаты ЕГЭ по химии
и данные по Тюменскому региону



Россия

Информация об итогах проведения ЕГЭ (по состоянию на 6.06.2008)

В экзамене по химии участвовали 30037 чел. из 69 регионов России ..(в 2007 году – 30133 чел. из 65 регионов).

Шкала перевода баллов в отметки по химии
(Распоряжение Рособрнадзора 23.05.2008 № 1062-08):

  • 0 - 35 баллов – отметка «2»;
  • 36 - 55 баллов – отметка «3»;
  • 56 - 72 баллов – отметка «4»;
  • 73 - 100 баллов – отметка «5».
По сравнению с прошлым годом шкала пошла вверх, это говорит о том, что задания этого года были менее сложными.
Распределение участников ЕГЭ-2008 по баллам
(в %, для сравнения данные предыдущих лет):
Отметка "2" "3" "4" "5" Ср.балл
2008 11,6 37,9 33,9 16,6 55,7
2007 14,9 36,6 31,7 16,8 49,3
100 баллов набрали 40 учащихся (в 2007 году - 73)

В связи с тем, что в разных регионах разные выборки учащихся судить о качестве обученности выпускников предметам на основе результатов ЕГЭ 2007 года некорректно. Также некорректны любые сравнения регионов. -->
Официальная информация с портала ЕГЭ.
.

Тюменский регион

Предварительная информация


В экзамене по химии участвовали 227 человек юга Тюменской области.


100 баллов по югу области не набрал никто. 1 ученик набрал 94 балла (66 первичных из 67)



Распределение участников ЕГЭ-2008 по баллам
(в %, для сравнения с предыдущим годом, без учета апелляций):
Отметка "2" "3" "4" "5" Ср.балл
2008 5,0% 33,5% 37,1% 24,4% 60,3
2007 4,1% 30,8% 36,9% 28,1% 56,5

Результаты в баллах несколько понизились, но ведь и шкала изменилась.


Города и сельские районы.

 

Продолжается снижение числа участников ЕГЭ по химии, рост среднего балла можно объяснить скорее не лучшей подготовкой, а менее сложными заданиями. Судя по 5-бальной шкале результаты выпускников несколько снизились.

В этом году особенно резко, почти в полтора раза сократилось число участников ЕГЭ в г. Тюмени, вообще не сдавали ЕГЭ по химии ученики Ялуторовска. Поэтому, хотя число сельских школьников продолжало уменьшаться, их доля, по сравнению с прошлым годом увеличилась с 31% до 34%.

 

Тем не менее, как и в прошлом году выпускники некоторых районов (Юргинского, Казанского и Ялуторовского) вообще не участвовали в ЕГЭ по химии.

        Хотя разрыв между учениками сельских и городских школ сохраняется, особенно по доле отличных оценок (диаграмма 3), но по среднему баллу это отставание незначительно и продолжает сокращаться от 6 баллов в 2006 году, 4,5 баллов в 2007, до 2,5 баллов в текущем. Если судить по среднему балу, многие сельские районы показали результаты превышающие общероссийский уровень.

        Наиболее значительный рост среднего балла ЕГЭ наблюдался в этом году Ишиме, Вагайском, Аромашевском, Голышмановском, Тюменском районах. Стабильно высокие результаты показывают выпускники г. Тобольска и Тюмени.


Вторая волна ЕГЭ по химии

На протяжении всех лет проведения ЕГЭ по химии, результаты второй волны показывают, что участие в ней принимает наименее подготовленная часть абитуриентов. Скорее всего, это школьники, которые сориентировались с выбором вуза в последний момент, и вместе с этим столкнулись с необходимостью сдавать в форме ЕГЭ экзамен по химии.

Понятно, что за недели и даже за 1-2 месяца качественно подготовиться к экзамену нельзя. Отсутствует, как правило, и помощь учителя, как у основной массы выпускников. Все это приводит к очень слабым результатам этой части участников экзамена.

.

В 2008 году по югу Тюменской области во второй волне ЕГЭ по химии участвовало 45 человек. Их результаты представлены в таблице:
Отметка "2" "3" "4" "5" Ср.балл
2008 51,1% 40,0% 8,9% - 38,2

Успешность ответов участников 2-й волны на задания части А - 40,3%, части В - 25,8%, части С - 8,0%.



Часть А: задания с выбором ответа

По результатам первой волны успешность ответов выпускников на вопросы части А колеблется от 88,7% до 55,2%. Cреднее значение: 74,8% против 73,3% в 2007 году.


Достаточно успешно выпускники справились с многими элементами знаний, относящимися к курсу общей химии (успешность ответов более 85%):

  • Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
  • Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.];
  • Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты;
  • Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная;
  • Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов;
  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

На многие вопросы школьники отвечали значительно лучше, чем в прошлом году, например:

  • Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. (+15,5%)
  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых в-в (металлов и неметаллов). (+15,0%)
  • Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов и предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Мыла. Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды (+12,5%).

Меньше было допущено ошибок и при решении расчетной задачи (А30, +10,8%). Надо отметить, что не всегда тип задачи отвечал заявленному в спецификации "расчету по термохимическому уравнению реакции". Во многих вариантах это были задачи на расчет массы, объема участника реакции, задачи на объемные отношения газов.

.

Как и в прошлые годы к наиболее сложным для испытуемых вопросам относятся вопросы, посвященные кислородосодержащим органическим веществам:

  • Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических соединений. Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. (А16, 55,2%);
  • Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов, предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Моносахариды. Дисахариды, полисахариды (А17, 62,0%);
  • Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27, 63,6%);

Трудными оказались и вопросы, связанные с практическим применением веществ и химических реакций:

  • Общие научные принципы химического производства (А29, 58,4%).
  • Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Индикаторы. Качественные реакции (А29, 62,4%).

Из области неорганической химии наиболее сложными были вопросы по теме «Оксиды»:

  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных). (А10, 64,3%).

На ряд вопросов успешность ответов была значительно ниже, чем в прошлом году:

  • Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Индикаторы. Качественные реакции (- 19,3%).
  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных). (- 15,7%).

Наибольшие затруднения школьников вызывали, как правило, вопросы сложные по форме (вопросы с отрицанием, анализ двух суждений)

Задать вопрос
Наверх


Часть В: задания с кратким ответом

Часть В - успешность  ответов в сравнении с 2007 г  

Как и в прошлом году, верное выполнение заданий В1-В8 оценивалась 2 баллами, а заданий В9 и В10 - 1 первичным баллом.

Успешность выполнения части В оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. Для участников первой волны она составила в среднем 52,3% против 57,6% в 2007 году.

На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части В в сопоставлении с заданиями прошлого года, проверявшими аналогичные элементы знаний.

Как видно из диаграммы, по пяти вопросам из 10 участники ЕГЭ 2008 года показали худшие результаты, чем в прошлом году. Особенно заметно отставание по вопросам:

  • В1. Многообразие неорганических и органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.
  • В2. Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
  • В3. Электролиз растворов и расплавов солей.
  • В4. Гидролиз солей.
  • В5. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
  • В6. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии.
  • В7. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений.
  • В8. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения азотсодержащих соединений. Амины. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
  • В9. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
  • В10. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
.
  • В6 «Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов» (–37,8%). Этот вопрос оказался самым сложным для участников экзамена.
  • В8 – «Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты, белки» (–22,5%);
  • В5 - посвященные свойствам неорганических веществ различных классов (–21,2%)
  • В7, посвященные кислородсодержащим органическим соединениям (–20,1%).

Менее успешно справились выпускники и с задачами на использование понятия "массовая доля" - В9 (–9%).


Существенно лучше, чем в прошлом году, выпускники справились с решением задачи В10 (+23%). Но, как и в части А, тип задач отличался от заявленного в спецификации. В вариантах первой волны ЕГЭ это были элементарные задачи на расчет массы или объема одного из участников реакции.


Нестабильность результатов выполнения части В показывает, что выпускники имеют пробелы по отдельным разделам школьного курса химии, что особенно проявляется при выполнении заданий повышенной сложности.


Часть С: задания с развернутым ответом

Успешность выполнения заданий части С оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. В 2008 году она составила в среднем 45,8%, что на 3,8% меньше, чем в предыдущем году.

На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части C в сопоставлении с результатами прошлого года.

По четырем из пяти заданий части С наблюдается отрицательная динамика по сравнению с 2007-м годом

  Часть С - успешность  ответов в сравнении с 2007 г
  • С1. Реакции окислительно-восстановительные (расстановка коэффициентов методом электронного баланса). (66,5%)
      - Тема повторяется уже на протяжении нескольких лет, поэтому результат достаточно высокий. Тем не менее он примерно на 8% ниже, чем в прошлом году. Сложность заданий не увеличилась, в большинстве случаев были указаны основные продукты, так что оставалось посчитать степени окисления и написать уравнения электронного баланса.
      - Ошибки традиционные: в определении степеней окисления, числе отданных - принятых электронов, в понятиях "окислитель" и "восстановитель", в определении возможных продуктов реакции с учетом среды или подборе нужной среды, для получения указанных продуктов.
      - Так, самой сложной из предложенных ОВР оказалась реакция между нитритом и дихроматом калия, где нужно было правильно определить среду, чтобы она отвечала указанному продукту реакции (нитрату хрома(III)).
  • С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. (30,2%)
      - Самая заметная отрицательная динамика (-14,3%). Такой низкий результат в какой то мере объяснялся тем, что задания этого года действительно были сложными, в большинстве из них требовалось увидеть возможность протекания нескольких ОВР, не всегда связанных со школьной программой, и правильно написать уравнения этих реакций. Сложность заданий была различна, в некоторых вариантах, кроме реакций, предложенных критериями, можно было написать еще 1-2, в других и 4 уравнения было написать сложно.
      - Типичные ошибки: школьники не видят возможность взаимодействия амфотерных оксидов и щелочей, не видят окислительные свойства нитрат-иона, восстановительные иодид-иона, путают продукты реакций с азотной кислотой, допускают ошибки в определении коэффициентов, особенно в уравнениях реакций с перманганатом, дихроматом, хлоратом калия.
      - Наиболее сложным оказалось задание С2, в котором были предложены следуюшие вещества: фосфор, вода, азотная кислота, серная кислота (конц). Сложность задания в том, что здесь нет кислотно-основного или обменного взаимодействия, и чтобы написать все 4 уравнения надо было учесть неоднозначность азотной кислоты в зависимости от концентрации, а также возможность реакции фосфора с водой (при высокой температуре).
  • С3. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических соединений. (37,4%)
      Успешность выполнения примерно на уровне 2007 года (-1,7%). Большинство уравнений реакций, включенные в эти цепочки, отвечали базовому курсу органической химии, наиболее типичным свойствам органических веществ. К новым типам реакций, которые встретились в этом году, можно отнести реакции циклизации и разрушения циклов.
      - Как и в прошлом году отмечаются ошибки в понимании номенклатуры органических веществ, в определении направления реакции (галогенирование алканов). Иногда вместо структурных формул школьники пишут молекулярные, не показывая строение образующихся веществ. Камень преткновения для многих участников - окисление органических веществ перманганатом калия.
      - Примером наиболее сложной цепочки может служить следующая:
      1,3-дибромбутан =(Zn)=> X1 => 2-бромбутан =(Na)=>
      => X2 => 1,2-диметилбензол =(KMnO4,H2SO4,to)=> X3
  • .
  • С4. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). (49,2%)
      - Успешность решения комбинированных расчетных задач увеличилась по сравнению с прошлым годом (+8%). Однако задачи, по мнению комиссии, были менее сложными, чем аналогичные задания предыдущих лет. Как правило, требовалось составить всего одно уравнение реакции, определить, какое вещество прореагирует полностью и определить состав полученного в ходе реакции раствора. Химическая сторона в большинстве вариантов ограничивалась обычными обменными реакциями.
      - По-прежнему, во многих работах отразилось незнание формул хорошо известных веществ (карбид – карбонат), неумение школьников учитывать состав раствора, использовать для расчетов молярные отношения, правильно определять вещество, полностью вступившее в химическую реакцию.
      - Самой сложной оказалась задача на взаимодействие карбида кальция с бромоводородной кислотой. При ее решении надо было определить избыток кислоты и массу полученного раствора, учитывая, что в ходе реакции выделяется ацетилен. Это и было чаще всего встречающейся ошибкой: школьники не учитывают выделения из раствора газов или выпадения осадков, иногда забывают учитывать и воду.
       
  • С5. Нахождение молекулярной формулы вещества. (45,9%)
      - Задачи этого года были вполне стандартными: определение формул по продуктам сжигания. Несколько нестандартной была следующая задача, которая и оказалась самой сложной:
       
      - При сжигании органического вещества массой 1,78 г в избытке кислорода получили 0,28 г азота, 1,344 л (н.у.) СО2 и 1,26 г воды. Определите молекулярную формулу вещества, зная, что в указанной навеске вещества содержится 1,204*1022 молекул.
       
      - Вся ее нестандартность заключалась, впрочем, в необходимости использования постоянной Авогадро для нахождения количества вещества.
      - Другие замечания по решению этих задач: выпускники не всегда правильно представляют алгоритм решения, забывают о молекулярном строении простых веществ (N2), теряют водород, который при сжигании галогенсодержащих веществ переходит в галогенводород, допускают грубое округление в расчетах, приводящее к искажению результата.


      Результаты выполнения части С показывают, что, несмотря на более высокий средний балл, уровень подготовки выпускников к экзамену несколько снизился.
      Рост балла в основном обусловлен более успешным выполнение самой простой части КИМ, части А. Поскольку баллы по заданиям части А ценятся также, как и по заданиям части С, а их доля существенно выше, наблюдается рост среднего балла. Но в более сложных заданиях проявляется и наличие пробелов в знаниях выпускников, и их неумение применять эти знания в условиях ЕГЭ по химии.


  • Задать вопрос
    Наверх

    [AD] [AD]





    Hosted by uCoz