Россия
Информация
об итогах проведения ЕГЭ
(по состоянию на 6.06.2008)
В экзамене по химии участвовали 30037 чел. из 69 регионов России ..(в 2007 году – 30133 чел. из 65 регионов).
Шкала перевода баллов в отметки по химии (Распоряжение Рособрнадзора 23.05.2008 № 1062-08):
- 0 - 35 баллов – отметка «2»;
- 36 - 55 баллов – отметка «3»;
- 56 - 72 баллов – отметка «4»;
- 73 - 100 баллов – отметка «5».
По сравнению с прошлым годом шкала пошла вверх, это говорит о том, что задания этого года были менее сложными.
Распределение участников ЕГЭ-2008 по баллам
(в %, для сравнения данные предыдущих лет):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
Ср.балл
|
2008
|
11,6
|
37,9
|
33,9
|
16,6
|
55,7
|
2007
|
14,9
|
36,6
|
31,7
|
16,8
|
49,3
|
100 баллов набрали 40 учащихся (в 2007 году - 73)
В связи с тем, что в разных регионах разные выборки учащихся судить о качестве обученности выпускников предметам на основе результатов ЕГЭ 2007 года некорректно. Также некорректны любые сравнения регионов.
-->
Официальная информация с портала ЕГЭ.
|
.
|
Тюменский регион
Предварительная информация
В экзамене по химии участвовали 227 человек юга Тюменской области.
100 баллов по югу области не набрал никто. 1 ученик набрал 94 балла (66 первичных из 67)
Распределение участников ЕГЭ-2008 по баллам
(в %, для сравнения с предыдущим годом, без учета апелляций):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
Ср.балл
|
2008
|
5,0%
|
33,5%
|
37,1%
|
24,4%
|
60,3
|
2007
|
4,1%
|
30,8%
|
36,9%
|
28,1%
|
56,5
|
Результаты в баллах несколько понизились, но ведь и шкала изменилась.
|
Продолжается снижение числа участников ЕГЭ по химии, рост среднего балла можно объяснить скорее не лучшей подготовкой, а менее сложными заданиями. Судя по 5-бальной шкале результаты выпускников несколько снизились.
|
В этом году особенно резко, почти в полтора раза сократилось число участников ЕГЭ в г. Тюмени, вообще не сдавали ЕГЭ по химии ученики Ялуторовска. Поэтому, хотя число сельских школьников продолжало уменьшаться, их доля, по сравнению с прошлым годом увеличилась с 31% до 34%.
Тем не менее, как и в прошлом году выпускники некоторых районов (Юргинского, Казанского и Ялуторовского) вообще не участвовали в ЕГЭ по химии.
|
|
Хотя разрыв между учениками сельских и городских школ сохраняется, особенно по доле отличных оценок (диаграмма 3), но по среднему баллу это отставание незначительно и продолжает сокращаться от 6 баллов в 2006 году, 4,5 баллов в 2007, до 2,5 баллов в текущем. Если судить по среднему балу, многие сельские районы показали результаты превышающие общероссийский уровень.
Наиболее значительный рост среднего балла ЕГЭ наблюдался в этом году Ишиме, Вагайском, Аромашевском, Голышмановском, Тюменском районах. Стабильно высокие результаты показывают выпускники г. Тобольска и Тюмени.
|
Вторая волна ЕГЭ по химии
На протяжении всех лет проведения ЕГЭ по химии, результаты второй волны показывают, что участие в ней принимает наименее подготовленная часть абитуриентов. Скорее всего, это школьники, которые сориентировались с выбором вуза в последний момент, и вместе с этим столкнулись с необходимостью сдавать в форме ЕГЭ экзамен по химии.
Понятно, что за недели и даже за 1-2 месяца качественно подготовиться к экзамену нельзя. Отсутствует, как правило, и помощь учителя, как у основной массы выпускников. Все это приводит к очень слабым результатам этой части участников экзамена.
|
.
|
В 2008 году по югу Тюменской области во второй волне ЕГЭ по химии участвовало 45 человек. Их результаты представлены в таблице:
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
Ср.балл
|
2008
|
51,1%
|
40,0%
|
8,9%
|
-
|
38,2
|
Успешность ответов участников 2-й волны на задания части А - 40,3%, части В - 25,8%, части С - 8,0%.
|
По результатам первой волны успешность ответов выпускников на вопросы части А колеблется от 88,7% до 55,2%. Cреднее значение: 74,8% против 73,3% в 2007 году.
Достаточно успешно выпускники справились с многими элементами знаний, относящимися к курсу общей химии (успешность ответов более 85%):
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
-
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.];
- Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты;
- Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная;
- Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов;
- Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
На многие вопросы школьники отвечали значительно лучше, чем в прошлом году, например:
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. (+15,5%)
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых в-в (металлов и неметаллов). (+15,0%)
- Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов и предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Мыла. Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды (+12,5%).
Меньше было допущено ошибок и при решении расчетной задачи (А30, +10,8%). Надо отметить, что не всегда тип задачи отвечал заявленному в спецификации "расчету по термохимическому уравнению реакции". Во многих вариантах это были задачи на расчет массы, объема участника реакции, задачи на объемные отношения газов.
|
.
|
Как и в прошлые годы к наиболее сложным для испытуемых вопросам относятся вопросы, посвященные кислородосодержащим органическим веществам:
- Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических соединений. Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. (А16, 55,2%);
- Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов, предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Моносахариды. Дисахариды, полисахариды (А17, 62,0%);
- Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27, 63,6%);
Трудными оказались и вопросы, связанные с практическим применением веществ и химических реакций:
- Общие научные принципы химического производства (А29, 58,4%).
- Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Индикаторы. Качественные реакции (А29, 62,4%).
Из области неорганической химии наиболее сложными были вопросы по теме «Оксиды»:
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных). (А10, 64,3%).
На ряд вопросов успешность ответов была значительно ниже, чем в прошлом году:
- Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Индикаторы. Качественные реакции (- 19,3%).
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных). (- 15,7%).
Наибольшие затруднения школьников вызывали, как правило, вопросы сложные по форме (вопросы с отрицанием, анализ двух суждений)
|
|
|
Как и в прошлом году, верное выполнение заданий В1-В8 оценивалась 2 баллами, а заданий В9 и В10 - 1 первичным баллом.
Успешность выполнения части В оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. Для участников первой волны она составила в среднем 52,3% против 57,6% в 2007 году.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части В в сопоставлении с заданиями прошлого года, проверявшими аналогичные элементы знаний.
Как видно из диаграммы, по пяти вопросам из 10 участники ЕГЭ 2008 года показали худшие результаты, чем в прошлом году. Особенно заметно отставание по вопросам:
|
- В1.
Многообразие неорганических и органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.
- В2. Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
- В3. Электролиз растворов и расплавов солей.
- В4. Гидролиз солей.
- В5. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
- В6. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии.
- В7. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений.
- В8. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения азотсодержащих соединений. Амины. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
- В9. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
- В10. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
|
.
|
- В6 «Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов» (–37,8%). Этот вопрос оказался самым сложным для участников экзамена.
- В8 – «Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты, белки» (–22,5%);
- В5 - посвященные свойствам неорганических веществ различных классов (–21,2%)
- В7, посвященные кислородсодержащим органическим соединениям (–20,1%).
Менее успешно справились выпускники и с задачами на использование понятия "массовая доля" - В9 (–9%).
Существенно лучше, чем в прошлом году, выпускники справились с решением задачи В10 (+23%). Но, как и в части А, тип задач отличался от заявленного в спецификации. В вариантах первой волны ЕГЭ это были элементарные задачи на расчет массы или объема одного из участников реакции.
Нестабильность результатов выполнения части В показывает, что выпускники имеют пробелы по отдельным разделам школьного курса химии, что особенно проявляется при выполнении заданий повышенной сложности.
|
Часть С: задания с развернутым ответом
Успешность выполнения заданий части С оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. В 2008 году она составила в среднем 45,8%, что на 3,8% меньше, чем в предыдущем году.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части C в сопоставлении с результатами прошлого года.
По четырем из пяти заданий части С наблюдается отрицательная динамика по сравнению с 2007-м годом
|
|
|
С1. Реакции окислительно-восстановительные (расстановка коэффициентов методом электронного баланса). (66,5%)
- Тема повторяется уже на протяжении нескольких лет, поэтому результат достаточно высокий. Тем не менее он примерно на 8% ниже, чем в прошлом году. Сложность заданий не увеличилась, в большинстве случаев были указаны основные продукты, так что оставалось посчитать степени окисления и написать уравнения электронного баланса. - Ошибки традиционные: в определении степеней окисления, числе отданных - принятых электронов, в понятиях "окислитель" и "восстановитель", в определении возможных продуктов реакции с учетом среды или подборе нужной среды, для получения указанных продуктов. - Так, самой сложной из предложенных ОВР оказалась реакция между нитритом и дихроматом калия, где нужно было правильно определить среду, чтобы она отвечала указанному продукту реакции (нитрату хрома(III)).
С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. (30,2%)
- Самая заметная отрицательная динамика (-14,3%). Такой низкий результат в какой то мере объяснялся тем, что задания этого года действительно были сложными, в большинстве из них требовалось увидеть возможность протекания нескольких ОВР, не всегда связанных со школьной программой, и правильно написать уравнения этих реакций. Сложность заданий была различна, в некоторых вариантах, кроме реакций, предложенных критериями, можно было написать еще 1-2, в других и 4 уравнения было написать сложно.
- Типичные ошибки:
школьники не видят возможность взаимодействия амфотерных оксидов и щелочей, не видят окислительные свойства нитрат-иона, восстановительные иодид-иона, путают продукты реакций с азотной кислотой, допускают ошибки в определении коэффициентов, особенно в уравнениях реакций с перманганатом, дихроматом, хлоратом калия. -
Наиболее сложным оказалось задание С2, в котором были предложены следуюшие вещества: фосфор, вода, азотная кислота, серная кислота (конц). Сложность задания в том, что здесь нет кислотно-основного или обменного взаимодействия, и чтобы написать все 4 уравнения надо было учесть неоднозначность азотной кислоты в зависимости от концентрации, а также возможность реакции фосфора с водой (при высокой температуре).
С3. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических соединений. (37,4%)
Успешность выполнения примерно на уровне 2007 года (-1,7%). Большинство уравнений реакций, включенные в эти цепочки, отвечали базовому курсу органической химии, наиболее типичным свойствам органических веществ. К новым типам реакций, которые встретились в этом году, можно отнести реакции циклизации и разрушения циклов. -
Как и в прошлом году отмечаются ошибки в понимании номенклатуры органических веществ, в определении направления реакции (галогенирование алканов). Иногда вместо структурных формул школьники пишут молекулярные, не показывая строение образующихся веществ. Камень преткновения для многих участников - окисление органических веществ перманганатом калия. -
Примером наиболее сложной цепочки может служить следующая:
1,3-дибромбутан =(Zn)=> X1 => 2-бромбутан =(Na)=> => X2 =>
1,2-диметилбензол =(KMnO4,H2SO4,to)=> X3
|
.
|
С4. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). (49,2%)
- Успешность решения комбинированных расчетных задач увеличилась по сравнению с прошлым годом (+8%). Однако задачи, по мнению комиссии, были менее сложными, чем аналогичные задания предыдущих лет. Как правило, требовалось составить всего одно уравнение реакции, определить, какое вещество прореагирует полностью и определить состав полученного в ходе реакции раствора. Химическая сторона в большинстве вариантов ограничивалась обычными обменными реакциями.
- По-прежнему, во многих работах отразилось незнание формул хорошо известных веществ (карбид – карбонат), неумение школьников учитывать состав раствора, использовать для расчетов молярные отношения, правильно определять вещество, полностью вступившее в химическую реакцию.
- Самой сложной оказалась задача на взаимодействие карбида кальция с бромоводородной кислотой. При ее решении надо было определить избыток кислоты и массу полученного раствора, учитывая, что в ходе реакции выделяется ацетилен. Это и было чаще всего встречающейся ошибкой: школьники не учитывают выделения из раствора газов или выпадения осадков, иногда забывают учитывать и воду.
С5. Нахождение молекулярной формулы вещества. (45,9%)
- Задачи этого года были вполне стандартными: определение формул по продуктам сжигания. Несколько нестандартной была следующая задача, которая и оказалась самой сложной:
- При сжигании органического вещества массой 1,78 г в избытке кислорода получили 0,28 г азота, 1,344 л (н.у.) СО2 и 1,26 г воды. Определите молекулярную формулу вещества, зная, что в указанной навеске вещества содержится 1,204*1022 молекул.
- Вся ее нестандартность заключалась, впрочем, в необходимости использования постоянной Авогадро для нахождения количества вещества.
- Другие замечания по решению этих задач: выпускники не всегда правильно представляют алгоритм решения, забывают о молекулярном строении простых веществ (N2), теряют водород, который при сжигании галогенсодержащих веществ переходит в галогенводород, допускают грубое округление в расчетах, приводящее к искажению результата.
Результаты выполнения части С показывают, что, несмотря на более высокий средний балл, уровень подготовки выпускников к экзамену несколько снизился.
Рост балла в основном обусловлен более успешным выполнение самой простой части КИМ, части А. Поскольку баллы по заданиям части А ценятся также, как и по заданиям части С, а их доля существенно выше, наблюдается рост среднего балла. Но в более сложных заданиях проявляется и наличие пробелов в знаниях выпускников, и их неумение применять эти знания в условиях ЕГЭ по химии.
|
|