Россия
Информация
об итогах проведения ЕГЭ
(по состоянию на 8.06.2006)
В экзамене по химии участвовали 30 360 чел. из 58 регионов России (в 2005 году – 27 370 чел. из 54 регионов).
По химии установлена следующая шкала перевода баллов в отметки:
- 0 - 30 баллов – отметка «2»;
- 31 - 49 баллов – отметка «3»;
- 50 - 66 баллов – отметка «4»;
- 67 и более баллов – отметка «5».
Распределение участников ЕГЭ-2006 по баллам
(в %, для сравнения данные 2004 и 2005 годов ):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
2006
|
15,0
|
36,5
|
30,5
|
18,0
|
2005
|
12,5
|
39,0
|
33,7
|
14,8
|
2004
|
14,9
|
39,2
|
29,6
|
16,3
|
100 баллов получили 43 человека (0,14% от общего числа). В 2005 году 100 баллов получили 16 человек (0,06%).
Следует подчеркнуть, что на основе результатов ЕГЭ 2006 года судить о качестве обученности выпускников иностранным языкам, обществознанию, химии, географии, биологи и литературе некорректно, т.к. выборка учащихся в регионах чрезмерно мала и нерепрезентативна.
|
.
|
Тюменский регион
Предварительная информация
В экзамене по химии участвовали 401 человек из г. Тюмени и юга Тюменской области (в 2005 году – 621, в 2004 - 754 человек). Уменьшение числа участников можно было легко предвидеть - биофак ТюмГУ решил отказаться от экзамена по химии как одного из вступительных. Дальше цепочка очевидна: Не нужно для поступления - не нужно сдавать, не нужно сдавать - не нужно учить...
Будущие биологи этого года бросили учить химию в 11 классе, биологи следующего - бросили это дело в 10-м классе...
Распределение участников ЕГЭ-2006 по баллам
(в %, для сравнения данные 2004 и 2005 годов ):
Отметка
|
"2"
|
"3"
|
"4"
|
"5"
|
2006
|
8,0
|
31,9
|
41,4
|
18,7
|
2005
|
15,5
|
44,3
|
30,7
|
9,5
|
2004
|
21,9
|
48,4
|
22,9
|
6,8
|
(данные без учета апелляций)
Cредний балл по югу области 53,0 (в 2005 г - 45,8).
Положительная динамика налицо. Можем себя поздравить?
|
|
Уменьшение числа участников ЕГЭ по химии особенно сказалось на сельских
районах (почти вдвое). Выпускники двух районов, Казанского и Уватского, вообще не участвовали в экзамене, еще 7 районов представлены 1-4 выпускниками. Помимо уже названной причины, сказывается и сокращение числа часов для изучения химии в старших классах многих школ до 1 часа в неделю.
Сравнение результатов показывает легко объяснимое отставание сельских районов, особенно заметное в доле отличных оценок. Печально, что этот разрыв увеличивается, так отставание среднего балла сельских школ в 2006 году составило 6 баллов, против 2 баллов в 2005 году.
Впрочем, не все так однозначно. Результаты выпускников 7 сельских районов оказались выше среднего по области, а областной центр с баллом 53,5 занял последнее, четвертое место в рейтинге городов юга области, пропустив вперед Ишим (66), Ялуторовск (59), Тобольск (57,4)...
Также надо учитывать, что "... что на основе результатов ЕГЭ 2006 года судить о качестве обученности выпускников ... химии ... некорректно, т.к. выборка учащихся в регионах чрезмерно мала и нерепрезентативна."
|
Задать вопрос
Наверх
|
|
По результатам первой волны успешность ответов школьников на вопросы части А колеблется от 52,1% до 83,0%.
Cреднее значение: 70,1% против 63,3% в 2005 году.
|
Достаточно успешно выпускники справились с вопросами по элементам знаний:
-
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.] (А2);
- Классификация неорганических веществ. (А6);
- Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура. (А15)
- Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. (А22).
Значительно лучше, чем в прошлом году школьники отвечали на вопросы по элементам «Общие научные принципы химического производства» (А29, +34%), «Особенности химического и электронного строения углеводородов» (А16, +13%) «Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов» (А26, +14%), «Гидролиз солей» (А25, +15%), решали задачи на расчет по термохимическим уравнениям (А30, +18%).
|
.
|
Наиболее сложными для испытуемых оказались вопросы, относящиеся к темам:
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых) (А12 52,1%);
- Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. (А20 52,6%);
- Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27 52,9%);
- Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки (А5 61,8%).
Отрицательная динамика наблюдалась по элементам - «Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная» (А3, –7%)
- «Реакции ионного обмена» (А23, –7%)
|
Задать вопрос
Наверх
|
|
Успешность выполнения части В оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. Для участников первой волны она составила в среднем 51,8% против 31,6% в 2005 г.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части В в сопоставлении с заданиями прошлого года, проверявшими аналогичные элементы знаний.
|
- В1.
Многообразие неорганических и органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.
- В2. Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
- В3. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых). Гидролиз солей.
- В4. Электролиз растворов и расплавов солей.
- В5. Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола; альдегидов и предельных карбоновых кислот
- В6. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых веществ; оксидов (основных, амфотерных, кислотных) оснований , амфотерных гидроксидов, кислот;.
- В7. Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов, их свойства. Бензол – ароматический углеводород (электронное строение и свойства). Толуол – гомолог бензола.
- В8. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения азотсодержащих соединений. Амины. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
- В9. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
- В10. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
|
.
|
Лучше всего школьники справились с заданием по элементам:
- «Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов» (В2 66,6%),
- «Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений» (В5, 64,3%),
- «Особенности химического и электронного строения углеводородов» (В7, 64,2%).
Наиболее сложными для испытуемых оказались
- тема «Электролиз растворов и расплавов солей» (В4, 16,8%)
В предыдущие годы задания по этой действительно сложной теме присутствовали в основном в части С. А поскольку предложенные задания на установление соответствия требовали рассмотреть сразу несколько реакций электролиза - низкая успешность не удивительна; - расчетные задачи (В9, В10). Эти задания вызывали затруднения и у выпускников предыдущего года. Характер задач существенно не изменился, потому приятно отметить, что задачи школьники решали все же значительно успешнее, чем в 2005 году.
Отмечая в целом успешное выполнение части В в 2006 году, следует учитывать возможность того, что значительно лучшие результаты школьников в части В по сравнению с предыдущим годом могут объясняться и неравноценностью предложенных заданий и изменившимся подходом к их оцениванию.
|
Задать вопрос
Наверх
|
|
Успешность выполнения заданий части С оценивалась как отношение числа набранных баллов к максимально возможному числу баллов. В 2006 году она составила в среднем 38,1%, что на 14% лучше, чем в предыдущем году.
На диаграмме представлена успешность ответов на отдельные задания части C в сопоставлении с результатами прошлого года.
|
С1. Реакции окислительно-восстановительные (расстановка коэффициентов методом электронного баланса). (52,5%)
Как и в прошлом году, выпускники справились с заданиями С-1 успешнее всего. Этой теме уделяется достаточно много времени в школьном курсе химии и непосредственно при подготовке к экзамену, к тому же она повторяется уже на протяжении 2-х лет, поэтому достаточно высокий результат легко объясним. Наиболее сложными из предложенных оказались ОВР с участием соединений хрома.
С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. (27,1%)
Задания С-2 оказались самыми сложными заданиями этого года, возможно причиной этого оказалась их новая форма. Испытуемым предлагался набор 3-5 веществ, для которых надо было написать 4 уравнения возможных реакций. Алгоритм выполнения таких заданий предложен здесь.
Многие выпускники затрудняются определять возможность протекания реакций, правильно определять продукты взаимодействия веществ. Часто записываются реакции меди с соляной кислотой, металлов с азотной кислотой с выделением водорода и т.п. При подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на зависимость продуктов реакции азотной кислоты с металлами от активности металла и концентрации кислоты, а также на реакции азотной и концентрированной серной кислот с неметаллами, их соединениями.
Одновременно комиссия отмечает неравноценность предлагаемых в заданиях наборов веществ (в одних вариантах могло быть три вещества, в других пять), и предполагаемых реакций между ними. Неоднозначность протекания многих химических реакций (металл + азотная кислота) создает дополнительные трудности при их проверке.
Наиболее сложным оказалось задание С2, в котором предложены следуюшие вещества: сера, сероводород, азотная кислота (конц), серная кислота (конц).
С3. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических соединений. (44,7%)
По заданию С3 положительная динамика наиболее значительна. Надо отметить, что цепочки, предложенные в этом году, больше отвечали базовому курсу органической химии, содержали наиболее типичные реакции органических веществ (исключением явилась цепочки некоторых вариантов, где надо было написать уравнение реакции окисления этилена в ацетальдегид в присутствии солей Pd(II)).
В то же время часть школьников затруднялась в написании формулы карбида алюминия, в определении продуктов галогенирования алкилароматических соединений при различных условиях проведения реакции.
|
.
|
С4. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). (29,1%)
Задания С-4 этого года, по мнению комиссии, были по сложности близки к заданиям 2005 года, и то, что успешность их выполнения несколько возросла, показывает лучшую подготовку участников экзамена. К недостаткам выполнения расчетной части решения задач следует отнести неумение некоторых выпускников использовать для расчетов молярные отношения, правильно определять вещество, полностью вступившее в химическую реакцию. Много ошибок допускается при определении состава раствора, полученного в ходе химической реакции. Школьники не всегда учитывают, изменение массы этих растворов за счет растворения веществ, выделения газов или выпадения осадков. Не учитывается сложный состав таких растворов и при анализе дальнейших химических превращений. Самой сложной, как и в прошлом году, оказалась задача на взаимодействие хлора с раствором щелочи с образованием хлората.
С5. Расчеты: Нахождение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания или элементному составу. (37,2%)
Решение задач на определение формулы вещества может потребовать от ученика умений использовать общие формулы классов веществ, навыков составления и решения алгебраических уравнений. Типичными ошибками в решении этих задач является грубое округление при расчетах, что приводит к неверному соотношению С:Н и, следовательно, к неправильному определению вещества. Комиссия также отмечает, что задача некоторых вариантов позволяла легко догадаться, о каком веществе идет речь (нитрат меди), что делало ее решение формальным. При подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание учеников, что только запись ответа, пусть даже правильного, не является решением задачи в части С, и не оценивается. Если даже ответ кажется очевидным, он должен быть письменно мотивирован исходя из условия задачи.
О росте подготовленности участников ЕГЭ свидетельствует и то, что подавляющее число их приступает к выполнению части С (96%). Конечно, среди этих работ есть и очень слабые, получившие нулевую оценку или 1-2 балла. Тем не менее, это говорит о более серьезном отношении выпускников к экзамену.
|
Задать вопрос
Продолжение следует, а пока: Наверх
Карта сайта
|