Современное общество, все в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями. Проблема формирования компетенций, реализации компетентностного подхода в образовании вообще, и в обучении химии в частности, рассматривается во многих публикациях журнала "Химия в школе". Краткий обзор этих публикаций предлагается в данной статье.
Основные понятия
Большинство авторов отмечают, что в современном обществе коренным образом изменились задачи образования. В качестве основных задач образования О. С. Габриелян и В.Г. Краснова [1] выделяют: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. Это требует перехода от знаниево-ориентированной к компетентностно-ориентированной парадигме образования.
Различие между понятиями компетентность и компетенция подчеркивается в работе М.В. Аргуновой [8]: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В статье М.М. Шалашовой [6] компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей. Данное понятие включает в себя не только знания и практические умения, но и систему жизненных ценностей и установок.
В многих публикациях приводится система трехуровневой иерархии компетенций, предложенной А.В. Хуторским. В ней, в соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, выделяются:
ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования,
общепредметные - к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию и
предметные, которые являются частными по отношению к двум предыдущим уровням, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. К данной группе можно отнести и химическую компетенцию.
Авторы [1] приводят состав ключевых компетентностей, предложенный в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.":
математическая - умение работать с числами, числовой информацией;
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
информационная - умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
автономизационная - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная - умение жить и работать с людьми: с близкими, в трудовом коллективе, в команде;
продуктивная - умение работать и зарабатывать, способность создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.
При этом в статье отмечается, что необходимо выделить как ключевую и химическую компетенцию. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды.
М.В. Аргунова [8] приводит список и характеристики семи ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; личностного самосовершенствования.
В работе Шалашовой М.М. [6] также раскрывается понятие ключевых компетенций и дается их классификация на учебно-познавательные, гражданско-политические, информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.
К учебно-познавательным относят компетенции ученика в сфере познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации, планирования идей, анализа, рефлексии и самооценки деятельности, интеллектуальные способности к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненные установки и готовность к дальнейшему самообразованию.
Гражданско-политические компетенции связаны с ценностными ориентирами школьника, его способностью выражать свою гражданскую позицию, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умением выбирать целевые установки для своих поступков.
Информационные и коммуникативные компетенции предполагают способность и готовность отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её. Сформированность коммуникативных компетенций предусматривает владение необходимыми языками, способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.
Социально-трудовые компетенции означают применение знаний и опыта в сфере общественных отношений, в вопросах экономики, права, в области профессионального самоопределения.
То, что пока не сложилось однозначного подхода к определению ключевых компетенций, отмечают и Н.А. Заграничная, Р.Г. Иванова в статье [13]. В качестве ключевых компетенций, которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в обществе, они выделяют следующие: компетентность в решении проблем, коммуникативная и информационная компетентность. По мнению авторов, компетентность в решении проблем включает в себя:
знания о проблемах (проблемы познания, моделирования и практического преобразования действительности), причинах их возникновения, , интенсивности, масштабах и т. д.;
знания о способах решения проблем и владение ими;
опыт решения проблем (ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем, эмоциональная оценка проблемной ситуации, удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом);
готовность к решению проблем (наличие эмоциональных стимулов, мобилизация энергии, настойчивость, целеустремлённость, уверенность в способности преодолеть трудности, осознание ценности многообразия вариантов, способов, путей достижения цели).
Отсюда делается вывод о необходимости проблематизации содержательной стороны образования, использование проблемного и ситуативного подхода к организации учебного процесса.
Компетентностный подход, как отмечают в своей статье Н.А. Заграничная и Р.Г. Иванова [13], предполагает приоритет единых и целостных новых образовательных результатов, затрагивает не только цели, содержание, но и организационные формы, методы и средства обучения, а также оценку достижений ученика, а значит, требует серьёзной перестройки всех элементов системы образования.
Отличие компетентностного подхода от традиционного рассматривается в работе [6]. Компетентностный подход расширяет, дополняет знаниево-ориентированный, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Автор характеризует четыре направления реализации компетентностного подхода: для формирования ключевых компетенций, обобщённых предметных умений, прикладных предметных умений, жизненных навыков. При этом главным для всех перечисленных направлений называется вопрос формирования ключевых компетенций.
В качестве наиболее важных дидактических условий отбора содержания образования для реализации компетентностного подхода называются [13]:
опора на субъектный опыт учащихся;
использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для её непосредственного решения;
соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования;
использование открытых (с не определённым заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;
использование избыточной информации для выработки навыков работы в условиях неопределённости.
В этой же работе приводится характеристика процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода:
преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, своё видение проблемы и т.д.);
целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников;
использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, т. е. субъектную, оценку деятельности учащихся;
организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.
Характеристика различных видов компетенций, их связь со школьным курсом химии дается в работе О.С. Габриеляна и В.Г. Красновой [1]:
Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Предметная образовательная компетенция применительно к химии включает в себя:
Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира. Химия - наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.
Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических понятиях, способность говорить и думать на химическом языке.
Понимание роли химии в повседневной жизни, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.
Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуации учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом, в том числе и выбор элективных курсов на заключительном этапе обучения в основной школе, выбор профиля обучения в старшей школе и, наконец, выбор профиля вуза.
Общекультурная компетенция. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. Это сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Это знание необходимых языков, в том числе и химического, а также способов взаимодействия с людьми непосредственно и на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Чтобы учащиеся освоили эту компетенцию, важно зафиксировать необходимое и достаточное число реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения.
Социально-трудовая компетенция. Это владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В процессе изучения химии школьник знакомится с основами химических производств, знания о которых помогут ему осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химическими технологиями.
Социальную компетентность как предпосылку ("предиктор") жизненного успеха рассматривает в своей статье А. И. Савенков [7]. Автор отмечает, что "знать о своих и чужих эмоциях, правилах и нормах социального взаимодействия очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностью их применять". В связи с этим предлагается три группы критериев для диагностики и развития социальной компетентности: когнитивные (кристаллизованные знания), регуляторные (способности управлять своими эмоциями и воздействовать на эмоциональную сферу других), поведенческие (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем).
Компетенция личностного самосовершенствования. Это освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и химически безопасного поведения в окружающем мире.
В сб. "Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании". Материалы областной научно-практической конференции. 12-13.10.2010 г.
Тюмень, ТОГИРРО, 2010, с.80