Процесс формирования компетенций учащихся, не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. В то же время учителя не всегда готовы отказаться от привычных стереотипов деятельности и педагогического мышления. Как правило, это выражается в том, что в ходе контрольно-оценочных мероприятий по-прежнему проверяются предметные знания и умения, а не компетенции, принижается роль самостоятельной работы учащихся, не уделяется внимание формированию интегрированных качеств личности.
Эта проблема наиболее подробно рассматривается в работах М. М. Шалашовой [6, 12]. По мнению автора, компетентность, как интегрированное качество личности, практически не поддаётся прямой диагностике. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций. В статье [6] приводятся характеристики наиболее эффективных, по мнению автора, средств измерения компетенций учащихся: портфолио, интегрированных и ситуационных заданий, тестов минимальной компетентности, и др., приводятся конкретные примеры.
При оценивании выполнения тестов следует учитывать, что поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (в качестве критерия рассматриваются знания, умения и компетенции, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентности можно считать выполнение заданий теста на 60-70%.
Для оценивания интегрированных и практико-ориентированных заданий автор предлагает использовать несколько критериев, оцениваемых в 0-2 балла (0 - признак не сформирован, 1 балл - чётко не выражен, 2 балла - выражен чётко):
Формулирование представленной информации в виде проблемы;
Предложение способа решения проблемы;
Обоснование способа решения проблемы;
Демонстрация способа решения проблемы.
Для оценивания ситуационных заданий автором предложена следующая шкала:
0 баллов - учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании;
1 балл - ученик формулирует поставленную задачу, у него сформированы изолированные знания и умения, однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено;
2 балла - задание выполнено, ученик применяет знания для решения поставленной проблемы, однако не сформированы компетенции, вследствие чего учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи;
3 балла - задание выполнено как в теоретическом, так и в практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.
При рассмотрении вопроса субъекта оценивания отмечается, что данную задачу при компетентностном подходе могут выполнять педагогический и ученический коллективы, сам учащийся [12]. Это говорит о необходимости обучения школьников навыкам индивидуальной и коллективной самооценки. Это тем более важно, что способность к самооценке является одним из универсальных учебных умений.
Для оценки уровня сформированности всей совокупности ключевых образовательных компетенций Аргуновой М.В. [8] предложена система трехуровневых критериев. Их использование, по мнению автора, позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств учащихся, наметить пути их личностного роста.
В школьном образовании химия - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования основных компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности школьника, выпускника и будущего специалиста. Воплотить эти возможности в жизнь - задача современного учителя.
В сб. "Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании". Материалы областной научно-практической конференции. 12-13.10.2010 г.
Тюмень, ТОГИРРО, 2010, с.80