Карта сайта
Олимпиада
 
Задания:
| 8 | 9 | 10 | 11 |

Фосфор в проекте ХЭлПВиС
Серебро в проекте ХЭлПВиС

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2011/2012 г.

Девятый класс.

Задача 9-1.

Чтобы приготовить электролит для аккумуляторов мастер использовал 0,5 кг 98% ной серной кислоты. Когда электролит был залит в аккумулятор, стакан с его остатками был случайно опрокинут и кислота вылилась на пол. Для нейтрализации разливов кислоты их засыпают гашеной известью (гидроксид кальция Ca(OH)2).
  а) Какой объем электролита приготовил мастер, если массовая доля серной кислоты в нем 32%, а плотность электролита 1,235 г/мл?
  б) Какая минимальная масса извести необходима для нейтрализации разлива, если на пол вылилось 140 мл 32%-ной кислоты?

(10 баллов)

Задача 9-2.

Для определения состава смеси метана и водорода, образец этой смеси сожгли в избытке кислорода, а продукты сгорания пропустили через два предварительно взвешенных прибора для очистки газов. Первый из этих приборов содержал оксид фосфора(V), а второй - гидроксид калия. После эксперимента приборы взвесили снова, и оказалось, что масса первого увеличилась на 5,76 г, а второго на 5,28 г.
  а) Напишите уравнения реакций, которые проходили при сжигании газов и в приборах для очистки газов.
  б) Рассчитайте объемные доли водорода и метана в исходной смеси, и объем кислорода (н.у.), затраченный на сжигание образца этой смеси.

(10 баллов)

Задача 9-3.

На занятиях химического кружка школьники решили исследовать стружку серебристо-белого металла. При обычной температуре образцы этой стружки не взаимодействовали с водой, концентрированной серной и азотной кислотами. Однако с разбавленной серной кислотой реакция пошла бурно, с выделением бесцветного газа, нерастворимого в воде. Когда для этой реакции взяли 0,135 г стружки, то объем выделившегося газа в пересчете на н.у. составил 168 мл.
  Когда к полученному в ходе реакции раствору школьники стали добавлять раствор гидроксида натрия, то увидели, что при этом выпадает белый студенистый осадок. Однако при добавлении избытка щелочи осадок снова растворялся. Другая порция осадка также легко растворилась при добавлении соляной кислоты.
  а) Какой металл исследовали школьники? Ответ подтвердите расчетом.
  б) Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, проведенных при исследовании раствора.
  в) Чем можно объяснить, что металл хорошо растворялся в разбавленной кислоте, но не растворялся в концентрированных?

(10 баллов)

Задача 9-4.

При коксовании угля образуется коксовый газ, имеющий следующий состав (объемные доли) 60% H2, 25% CH4, 7% CO, 7% CO2, 1% N2. Теплоты сгорания 1 моль водорода, метана и оксида углерода(II) соответственно равны: 243, 892 и 289 кДж.
  а) Напишите термохимические уравнения реакций, протекающих при сжигании коксового газа.
  б) Вычислите сколько теплоты выделится при сжигании 1 м3 (н.у.) коксового газа.
  в) Сравните теплотворную способность (кДж/г) коксового газа и бытового сжиженного газа (50,5 кДж/г). Какой из них является более эффективным топливом?

(10 баллов)

Задача 9-5.

Для проведения исследования ученому потребовался раствор в каждом миллилитре которого содержалось бы 1,5*1020 ионов калия и 2,7*1020 сульфат-ионов, и не содержалось бы никаких других анионов. Из реактивов требуемой чистоты в лаборатории были сульфат и нитрат калия, а также кристаллогидрат Al2(SO4)3*18H2O. Подскажите какие вещества нужно взять, а также массы этих веществ, необходимые для приготовления 300 мл такого раствора. (10 баллов)

(10 баллов)

Задать вопрос

Наверх
Карта сайта


Hosted by uCoz