|
Деятельностный подход в обучении химии
|
Ориентировочная основа деятельности – это совокупность условий, на которые ориентируется человек в своей деятельности. |
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы деятельность его учеников была успешной. Следовательно, целью обучения при деятельностном подходе должно стать формирование ООД. А для этого надо знать основные характеристики ООД, отличие одних видов ООД от других.
Первый вариант классификации ООД основан на степени полноты. С этой точки зрения различаются полная ООД, неполная, и избыточная. Чтобы понять различие этих ООД, проведем небольшой эксперимент, в ходе которого вы должны выполнить под моим руководством небольшое задание, не задавая вопросов и не общаясь друг с другом.
Возьмите небольшой листок бумаги, сложите его вдвое. Потом сложите еще вдвое. Затем оторвите угол и передайте мне, то, что вы в результате получили.
А теперь проанализируем результаты эксперимента. Все вы выполнили это несложное задание, но в большой группе людей мы видим большое число самых разных результатов: ромбики, восьмиугольники, листочки с одним уголком, только уголки, листочки с дырочками …
Так и учитель, проверяя контрольную работу удивляется порой разнообразию результатов и говорит своим ученикам: «Что же вы такие, я вам так объясняла, а вы мне такой разной ерунды написали!»
А в чем же причина разнообразия результатов нашего эксперимента? В том, что вам была дана неполная ООД. А кто давал вам эту ООД? Я, учитель. Значит, кто виноват в таких результатах. Учитель.
При традиционном обучении оказывается, что у многих учеников класса формируется неполная ООД их учебной деятельности. Задача учителя при деятельностном подходе стремиться к формировании возможно более полной ООД.
При ошибках в формировании ООД может сформироваться избыточная ООД – ООД содержащая неверные или несущественные для данной деятельности условия. Такая ООД также может приводить к ошибкам в деятельности ученика, или затруднять, замедлять его работу.
Второй способ классификации ООД – по мере их обобщенности. По этому критерию можно выделить обобщенные ООД и необобщенные, частные. Поясним их различие на примере, понятном любой домашней хозяйке.
Существует 25-томная энциклопедия, где собрано громадное число рецептов выпечки самых различных кулинарных изделий. Далеко не каждая хозяйка сможет воспользоваться ею, даже при наличии средств и времени. Не исключено, что найдя вроде подходящий рецепт, она не сможет его использовать т.к. в его составе может оказаться то, что в данный момент нет у нее на кухне. А чем его можно заменить – в рецепте не указано. А другой рецепт не подойдет по предполагаемому цвету изделий. А как можно добиться другого цвета – в рецепте нет. Наряду с этим, есть сравнительно небольшие по объему кулинарные учебники, где даются общие принципы подбора компонентов, подготовки теста, выпечки, изготовления изделий с нужными свойствами. Затратив меньшее время можно, изучив этот учебник, выпечь любое изделие с нужными свойствами, даже такое, рецепта которого нет в 25-томной энциклопедии.
Традиционное обучение в основном сводится к формированию частных ООД. Задача деятельностного подхода – формирование обобщенных ООД, содержащих наборы основных условий деятельности и законы их сочетания. Формирование таких ООД позволяет уменьшить затраты сил и времени, но позволяет человеку решать более широкий круг задач.
Третий критерий классификации ООД – по способу получения. Это могут быть ООД, полученные в готовом виде, и ООД разработанные самостоятельно. Разумеется, в учебном процессе эта самостоятельность относительна, так как формирование ООД все равно идет под руководством учителя. Опять обратимся к жизненному примеру.
Допустим, вас пригласили в гости в незнакомом городе. Хозяйка, зная что вы человек приезжий, встретила вас у станции метро, и, занимая приятной беседой, привела к себе домой. Возможен и второй вариант. Чрезвычайна занятая хозяйка, сообщила вам по телефону, что от метро надо пройти два квартала прямо, затем повернуть налево, возле синего киоска опять налево, войти в третий подъезд, подняться на второй этаж … . Вы тоже прибыли на место и встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. И вот когда она подошла к концу, хозяйка прощаясь с вами у порога, говорит: «Заходите еще, теперь Вы дорогу знаете!».
В каком случае ваша деятельность по возвращению обратно к нужной станции метро будет успешней, в первом или во втором варианте? Разумеется во втором. А почему? Потому, что самостоятельно освоенная ООД (даже если она и не была полностью самостоятельной) дает более полный образ действительности. В учебной деятельности самостоятельное формирование ООД создает еще и чувство удовлетворения, внутренние мотивы познавательной деятельности. Создавать условия для самостоятельного формирования ООД – еще одна задача деятельностного подхода к обучению.
Теперь, когда виды ООД выявлены,и задачи поставлены, пришло время поговорить о практических приемах их формирования.
Продолжение следует ...
Конспект подготовлен автором сайта
и отражает его меру понимания данного вопроса.
Вы можете поделиться своим мнением
на странице "Обратная связь"