Карта сайта
Олимпиада

-

-

Решения

Олимпиада школьников основной школы по химии
Восьмой класс.

Задачи исследователя-практиканта.в химической лаборатории

Когда межзвездная экспедиция возвратилась на Землю, она передала для исследования в химическую лабораторию Космоцентра образцы веществ, собранных на заброшенной планете. Начальник лаборатории поручил провести часть исследований практикантам, кандидатам на должность Химика в экипажи следующих космических кораблей.
Вот эти задачи:

Задача 1. В одном из контейнеров была обнаружено пять ампул. В четырех из них были бесцветные растворы, а пятая оказалась разбитой. Из переведенной этикетки на контейнере удалось установить названия пяти веществ: серная кислота, карбонат натрия, хлорид алюминия, нитрат калия, гидроксид натрия. Испытание лакмусом показали, что пробы веществ из 1-й и 2-й ампулы изменяют его окраску на красную, а пробы из 3-й и 4-й ампулы - на синюю.

При добавлении к раствору из 1-й ампулы раствора из ампулы 3 наблюдалось выпадение белого осадка. Кроме того наблюдалось выделение пузырьков газа. Когда к полученному осадку добавили раствор из ампулы 4 - осадок растворился.

В отчете указать:
а) Формулы веществ, растворы которых находились в контейнере, уравнения реакций, которые могут протекать при смешении этих растворов.
б) Причину изменения окраски лакмуса в каждой пробирке, если нужно - с уравнением реакции;
в) Формулы осадка и газа, полученного в проведенном испытании и уравнение реакции растворения этого осадка.
г) Какое вещество находилось в разбитой ампуле, и какое - в каждой из 4-х оставшихся.

Задача 2. Следующий образец представлял собой пакет с порошком. Под микроскопом удалось установить, что это смесь металлических крупинок двух видов: розового и белого цвета. Белый металл был вскоре установлен, им оказался магний. Для определения состава смеси 2 г порошка были загружены в анализатор и обработаны соляной кислотой. При этом смесь растворилась частично, а объем газа, собранный специальным устройством и измеренный при нормальных условиях оказался равным 700 мл. Для продолжения исследования необходимо определить:
а) какой из металлов мог входить в состав смеси и почему он не растворился в соляной кислоте;
б) какова массовая доля этого металла в смеси;
в) можно ли для его растворения использовать концентрированную азотную кислоту, и если да - написать уравнение протекающей при этом реакции.

неизвестный раствор для химического анализа Задача 3.В бутылке замысловатой формы оказалось 430 мл бесцветного раствора с нейтральной реакцией. Анализатор частиц показал, что в растворе кроме молекул воды содержались еще два сорта частиц - положительные и отрицательные. Несмотря на разный заряд, электронная оболочка этих частиц имела одинаковое строение 18 электронов на трех электронных слоях. Общее число частиц в растворе оказалось равным 9*1022, причем отрицательных было вдвое больше, чем положительных. Вы должны определить:
а) какие нейтральные, положительные и отрицательные частицы могут иметь указанное электронное строение (по одному примеру);
б) какие частицы находятся конкретно в этом растворе, какова формула вещества, которое было использовано для приготовления раствора;
в) чему равно количество вещества находящегося в растворе и какова его молярная концентрация.

Задача 4.Еще один контейнер тоже содержал ампулы, и по виду совершенно пустые. Но надпись на контейнере предупреждала о какой-то опасности, связанной с этими ампулами. Испытания показали, что в ампулах содержатся три разных газа. При этом относительная плотность газов А и Б по гелию оказалась одинаковой и равной 7, а 1 л газа В при нормальных условиях имел массу 0,714 г. Газ А оказался негорюч, а газы Б и В воспламенялись и сгорали, давая при этом одинаковый объем газа Г.

При пропускании газа Г в известковую воду выпадал белый осадок, который затем растворялся при пропускании избытка газа.

В отчете нужно ответить на вопросы:
а) какие газы были обозначены буквами А, Б, В? Ответ нужно подтвердить расчетом молекулярных масс этих газов;
б) Какие реакции протекают при сжигании газов Б и В? Почему при этом образуются одинаковые объемы газа Г?
в) Что такое газ Г и белый осадок, получаемый при его пропускании в известковую воду? Почему этот осадок затем растворяется? Ответ подтвердить уравнениями реакций.
г) Какую опасность могут представлять эти газы? Какой из них наиболее опасен и почему?

Отчет по каждой задаче оценивается в 25 галактических кредитов. И только один из претендентов, кто наберет максимальное число кредитов, причем, если этих кредитов окажется больше 50, может быть включен в состав следующей космической экспедиции. Надеемся, что эта удача улыбнется именно Вам!

Вы уже подготовили свой отчет?
Проверить >>

Задания I этапа >>


Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

.
Hosted by uCoz