Карта сайта
Олимпиада

Решения
Поделиться в
Внимание:
Таинственный металл в проекте ХЭлПВиС

Олимпиада школьников основной школы по химии
Восьмой класс.

Приключения на затерянной планете.

После многих месяцев пути космический корабль землян приближался к далекой планете затерянной в глубинах космоса. Планета эта давно изучалась беспилотными кораблями, но результаты были противоречивы. По одним данным в ее атмосфере могли быть хлор и озон, по другим - аммиак и аргон, по третьим - метан, вода и азот. А тут еще Инженер доложил Командиру, что после шального удара метеорита дистанционный газоанализатор корабля может определять только простые вещества.

Помогите Командиру корабля понять, сколько веществ из перечисленных, сможет определить анализатор перед посадкой? Запишите это число в таблицу ответов в клетку 1.

И вот корабль осуществил успешную посадку. Оказалось, что атмосфера планеты вполне безопасна, хотя и не поддерживала дыхания, поскольку состояла в основном из азота и углекислого газа. Не обнаруживалось, к сожалению Биолога, и живых организмов. Однако недалеко виднелось что-то, напоминающее гигантское здание, путь к которому преграждали скалы из серого минерала. Формула вещества, образующего минерал, была быстро определена - СаСО3, а вот с названием возникли трудности: каждый член экипажа предлагал свое название земного минерала, который, по его мнению, отвечал этому составу. Когда список названий был составлен, его передали Геологу корабля для окончательного выбора.
Помогите Геологу выбрать из этого списка номера трех названий земных минералов, отвечающих составу СаСО3:
1. сильвинит     2. мел     3. кварц     4. известняк     5. мрамор     6. гранит
и запишите все эти 3 номера в клеточке 2 таблицы ответов.

"Скалы можно резать при помощи лазерной пушки" - сказал Энергетик, "но в баках осталось всего 5,5*107 кДж энергии, и из них 5,3*107 кДж надо оставить на обратный полет к Земле". А ведь для прохода придется разложить не меньше 1 тонны минерала! Провести необходимые расчеты поручили Химику. Тот записал термохимическое уравнение: СаСО3 = СаО + СО3 - 180 кДж и задумался.
Помогите Химику рассчитать, какую массу минерала можно разложить, с учетом того, что должна остаться энергия на обратный полет. Полученное значение, в килограммах, округленное до целого числа запишите в клеточке под номером 3.

Результаты расчетов всех обрадовали, и вскоре исследователи стояли перед таинственным зданием. Однако вход в него закрывала металлическая плита, прочно приваренная к стенам здания. Поскольку лазерная пушка была уже бесполезна, взгляды всех с надеждой опять обратились к Химику. Прежде всего, он предложил тщательно осмотреть плиту, и вскоре на ней был обнаружен таинственный полустершийся рисунок. Штурман предположил, что это изображение звездной системы пришельцев, но Химик сказал, что рисунок позволяет ему легко назвать химический элемент, из которого состоит металлическая плита. Запишите символ элемента, названного Химиком в клеточке под номером 4.

"Этот металл неплохо растворяется в кислотах" - продолжил Химик, и отправился на базу за подходящим реактивом для кислотного резака. В бортовой компьютер корабля видимо проникли космические вирусы, во всяком случае, список реактивов был несколько перепутан. Впрочем, Химика это не остановило. "Это вот вообще не кислоты" - сразу пробормотал он, и убрал часть веществ из списка.
1. CH3COOH     2. HNO3     3. H2SiO3     4. NH4HSO4     5. HCl     6. CaOHCl
Определите номера веществ, не являющихся кислотами
и запишите все эти номера в клеточке под номером 5.

"Эта кислота слабая, эта будет загрязнять атмосферу вредными веществами, эта вообще не подойдет" - продолжал Химик, - "а вот эта - в самый раз!"
Запишите формулу вещества, выбранного Химиком, в клеточку под номером 6.

Вскоре при помощи кислотного резака в плите было вырезано аккуратное отверстие и люди вошли в большой темный зал. В центре зала на небольшом возвышении стояло что-то очень напоминающее земной компьютер: темный экран, клавиатура с непонятными значками, и даже мышка, напоминающая гигантского таракана. Но никакие нажатия кнопок не оживляли этот компьютер. Все провода от него вели к небольшому блоку, на передней панели которого была табличка с непонятными значками. Пришлось прибегнуть к помощи робота-переводчика, в памяти которого хранилось несколько миллионов языков различных цивилизаций. Он быстро справился и с этой надписью:

"Резервный блок питания. Для приведения в действие залить 460 г раствора медной соли серной кислоты. Содержание соли в растворе 7,5%. Несоблюдение условий приведет к разрушению информационного центра. Будьте внимательны…"

Тут же луч фонарика осветил полку с замысловатыми сосудами, наполненными красными, желтыми, белыми, синими, черными кристаллами. "А вот и медная соль" - уверенно сказал Химик и взял одну из банок. "Правда, не чистая соль, это медный купорос, тут еще 5 молекул воды" - продолжал он. Какого цвета кристаллы выбрал Химик в качестве медной соли? Запишите номер нужной окраски в клеточку 7.
1. красные     2. желтые     3. белые     4. синие     5. черные

Химик тем временем начал рассчитывать массу медного купороса, нужную для приготовления раствора. Помогите ему закончить расчет и запишите найденную массу (в граммах, округлить до десятых) в клеточку 8 .

"Надеюсь, вы не ошиблись" - сказал Командир и нажал самую большую кнопку. Замигали разноцветные огоньки, засветился экран, и по нему побежали непонятные значки. Но робот-переводчик был уже наготове:

    "... Помогите. Наша экспедиция блуждает в космосе и не может найти свою родную планету. Ее координаты были зашифрованы числом, показывающим массу соединения элементов номер 8 и номер 13. Общее число атомов в этой порции вещества равно 45*1023, но сбой в бортовом компьютере не дает рассчитать ее массу. Запасы элемента номер 8 в системе жизнеобеспечения заканчиваются. Если Вы разумные существа, рассчитайте это число и введите его в информационно-передающий модуль. Помогите…"

О каком соединении идет речь в послании? Впишите его формулу в клетку 9. Вместе с Химиком рассчитайте массу порции вещества с указанным числом атомов и запишите полученное число в клетку 10.

Вскоре, рассчитанное Химиком и переведенное роботом-лингвистом, число было отправлено терпящим бедствие инопланетянам. Земляне тоже поспешили к своему кораблю. И спустя некоторое время два космических корабля уже летели к своим планетам. Химик в своей лаборатории готовил праздничные фейерверки, а Командир еще раз проверял таблицу ответов, в которой были записаны решения всех проблем межзвездной экспедиции:

10
          

А ваша таблица уже заполнена?
Проверить

Когда полет был завершен, исследования были продолжены в химической лаборатории Космоцентра... Задания II этапа >>


Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

.
Hosted by uCoz