|
Качественные задачи - 2
Г.М. Можаев, Рассмотрим второй, часто встречающийся на олимпиадах тип качественных химических задач.
В условии таких задач обычно говорится о неподписанных склянках, перепутанных этикетках и т.п., а целью задачи является нахождение способа распознания указанных веществ. Список возможных реактивов обычно ограничен - от одного-двух по выбору, до "только индикаторы" и до полного отсутствия каких либо дополнительных реактивов. Подобные задачи могут быть предложены и на экспериментальном туре, тогда они становятся экспериментальными задачами.
Вот достаточно простая задача, предложенная недавно на олимпиаде форума "Шаг в будущее - 2011": Особенностью этой задачи является то, что протекание реакции может определяться порядком смешения реагентов. Построим таблицу возможных взаимодействий в зависимости от порядка смешения: При добавлении по каплям раствора гидроксида натрия в избыток раствора хлорида цинка, достаточно быстро можно заметить образование осадка:
Однако таблица и написанные уравнения реакции еще не дают ясного ответа на вопрос как провести анализ, это не план распознавания.
План распознавания здесь будет состоять из одного пункта: Чаще в подобных задачах дается более обширный список веществ:
Решение подобных задач следует начинать с анализа физических свойств веществ: цвет, запах, растворимость. Чтобы это уверенно делать нужно изучить характерные цвета солей различных металлов, хотя бы самых распространенных (Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu). Характерные запахи могут иметь раствор аммиака и сероводородная вода, раствор йода, уксусной кислоты. Из-за сильного гидролиза заметным запахом будут обладать и растворы сульфидов, карбоната аммония. Растворимость поможет распознать вещества, если они даны в твердом состоянии, органические жидкости.
Но, как правило, распознание веществ только по физическим свойствам не считается полным решением задачи. Его желательно подтвердить характерными химическими реакциями. Если в условии задачи даны какие-либо дополнительные реактивы (среди них может быть вода, индикаторы, растворы каких либо веществ), анализируется возможность их взаимодействия с распознаваемыми веществами. Проще всего это делать в табличной форме, занося предполагаемые признаки реакций или их отсутствие в ячейки таблицы. Анализируя эти признаки можно составить план распознавания веществ.
Если же дополнительных реактивов нет, или реакции с ними не дают полного решения задачи, приходится анализировать возможность взаимодействия веществ между собой. Задача 2.2 - как раз такой случай. По физическим свойствам все предложенные растворы бесцветны и не имеют характерного запаха, дополнительных реактивов нет.
Решение подобных задач начинается с составления матрицы взаимодействий веществ между собой (параллельно записываются уравнения соответствующих реакций: В ячейки матрицы сокращениями или условными обозначениями (стрелки) заносятся признаки протекания реакций - изменение цвета, образование осадков, их возможная растворимость в избытке одного из реактивов, выделение газа, появление запаха. Следует обратить внимание, что не всякая химическая реакция сопровождается заметным эффектом. Так, в ячейке KOH/HCl стоит прочерк: никаких видимых эффектов, кроме крайне незначительного теплового эффекта у этой реакции нет.
В строке "Итог" суммируются все возможные эффекты для данного вещества. Так для нашей задачи указано, что карбонат натрия должен в одном случае дать реакцию с выделением газа, и в другом - реакцию с одновременным выпадением осадка и выделением газа (это результат полного гидролиза при взаимодействии растворов карбоната натрия и сульфата алюминия: В этой задаче итоговая строка показывает, что все вещества отличаются между собой по числу и характеру эффектов. Это позволяет построить достаточно простой план распознавания:
Это полный план распознавания, включающий в себя последовательное изучение взаимодействий всех веществ. Однако в реальной работе он может сильно сократиться в зависимости от характера задачи и последовательности распознавания веществ. Так если нам повезет, и на первом этапе будет обнаружен карбонат натрия, то одновременно с ним мы узнаем еще два вещества: то вещество, какое реагировало с ним, образуя газ - это HCl, а то, которое дало газ и осадок - это Al2(SO4)3. На втором этапе используя уже найденное вещество, сульфат алюминия, как реактив, легко различить KOH и KCl. Т.е. реальный ход работы (если задача будет дана на экспериментальном туре) будет состоять из двух этапов.
Однако могут быть и более сложные задачи, где и полное изучение взаимодействий не приводит к полному решению. Тогда требуются дополнительные исследования. Это может быть зависимость образования осадка от порядка смешения реактивов (задача 2.1), растворение одного из полученных осадков в уже открытом реактиве, или его растворение при нагревании, или изменение цвета. Подсказку может дать и структура осадка: студенистый Возможен и другой вид задач, где уже описаны все или некоторые реакции веществ и нужно по признакам этих реакций определить, в какой склянке находится каждое вещество:
Общий план решения подобных задач аналогичен предыдущему: нужно проанализировать физические и химические свойства указанных веществ, сравнить их с описанными в условии задачи, и на основании этого найти ответы на поставленные вопросы.
Здесь легко ответить на первый вопрос: раз не проводя химических реакций, школьники определили хлорид меди, значит дело в физических свойствах. Действительно, растворы всех веществ бесцветны, а разбавленный раствор хлорида меди(II) имеет голубую окраску, поэтому определить, в какой колбе он находился, не составляло труда.
Матрицу взаимодействий веществ можно представить таблицей: Анализируя эксперимент Маши и возможные реакции остальных веществ, отмечаем, что реакция с выделением газа могла пройти только при смешении растворов K2CO3 и HCl, значит, в эти вещества находятся в первых двух колбах. Из них только карбонат калия может дать белый осадок с гидроксидом бария. Следовательно, в первой колбе - карбонат калия, во второй - соляная кислота, в третьей - гидроксид бария.
Хлорид меди не может быть в четвертой колбе - он был подписан неправильно, значит он в пятой колбе. А в четвертой - раствор иодида калия.
Эксперимент Саши показывает, что для распознания других веществ можно использовать уже найденное, здесь - раствор хлорида меди(II). Анализируя его возможные реакции с другими растворами, видим, что при этом будут наблюдаться различные эффекты:
Задачи на распознавание могут быть предложены и для органических веществ. Здесь, как правило даются дополнительные реактивы:
Задача 2.4 (11 класс, обл., эксп.) Здесь определению веществ также поможет знание их физических свойств. Так, добавив к пробам всех пяти веществ воду, можно легко распознать нерастворимые в воде алкан (легче воды, органический слой сверху) и хлоралкан (тяжелее воды). Из трех оставшихся веществ этанол и уксусная кислота имеют достаточно характерные запахи.
Поскольку задача требует доказательства веществ и химическими способами, можно использовать такой реактив как гидроксид меди, который будет себя по разному вести по отношению к спирту, глицерину и уксусной кислоте. К химическим методам можно отнести и пробу Бейльштейна на галогены: смоченную веществом медную проволочку вносят в пламя спиртовки, наблюдая при наличии галогенов зеленое окрашивание пламени.
Медную проволочку предлагалось использовать и для обнаружения спирта: нагретая окисленная проволочка при опускании в спирт должна стать розовой. Однако здесь похожий эффект можно ожидать и от уксусной кислоты, и от глицерина.
На примере этой задачи можно отметить, что не всякое химическое свойство вещества можно реально использовать для его определения. Так, хлоралканы реагируют с водными растворами щелочей, но реакция идет медленно, заметить внешние признаки ее протекания будет достаточно сложно. Тоже можно сказать и о реакции этерификации (уксусная кислота и этанол) - если вещества даны в виде растворов признаков ее протекания можно и не заметить.
В полном объеме задачи указанного типа не используются в заданиях ЕГЭ и ГИА-9 класса. Но вопросы, посвященные знанию важнейших качественных реакций неорганических и органических веществ есть в части А и части Б этих экзаменов. Поэтому осваивая решения олимпиадных задач, вы одновременно готовите себя и к итоговой аттестации. Желаю удачи!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |