Статьи
Главная страница
Карта сайта





- Основные понятия
- Формирование
компетенций

- Измерение и
оценивание

- Использованные
источники

[AD]

-

.
Информация:
Ефремова Надежда: Компетенции в образовании: формирование и оценивание
 

О компетентностном подходе в обучении химии
(обзор публикаций - часть 3)


Г.М. Можаев,
кафедра ЕМО, ТОГИРРО.


Измерение и оценивание компетенций учащихся

Процесс формирования компетенций учащихся, не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. В то же время учителя не всегда готовы отказаться от привычных стереотипов деятельности и педагогического мышления. Как правило, это выражается в том, что в ходе контрольно-оценочных мероприятий по-прежнему проверяются предметные знания и умения, а не компетенции, принижается роль самостоятельной работы учащихся, не уделяется внимание формированию интегрированных качеств личности.

Эта проблема наиболее подробно рассматривается в работах М. М. Шалашовой [6, 12]. По мнению автора, компетентность, как интегрированное качество личности, практически не поддаётся прямой диагностике. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций. В статье [6] приводятся характеристики наиболее эффективных, по мнению автора, средств измерения компетенций учащихся: портфолио, интегрированных и ситуационных заданий, тестов минимальной компетентности, и др., приводятся конкретные примеры.

При оценивании выполнения тестов следует учитывать, что поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (в качестве критерия рассматриваются знания, умения и компетенции, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентности можно считать выполнение заданий теста на 60-70%.

Для оценивания интегрированных и практико-ориентированных заданий автор предлагает использовать несколько критериев, оцениваемых в 0-2 балла (0 - признак не сформирован, 1 балл - чётко не выражен, 2 балла - выражен чётко):

  • Формулирование представленной информации в виде проблемы;
  • Предложение способа решения проблемы;
  • Обоснование способа решения проблемы;
  • Демонстрация способа решения проблемы.

Для оценивания ситуационных заданий автором предложена следующая шкала:

  • 0 баллов - учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании;
  • 1 балл - ученик формулирует поставленную задачу, у него сформированы изолированные знания и умения, однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено;
  • 2 балла - задание выполнено, ученик применяет знания для решения поставленной проблемы, однако не сформированы компетенции, вследствие чего учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи;
  • 3 балла - задание выполнено как в теоретическом, так и в практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.

При рассмотрении вопроса субъекта оценивания отмечается, что данную задачу при компетентностном подходе могут выполнять педагогический и ученический коллективы, сам учащийся [12]. Это говорит о необходимости обучения школьников навыкам индивидуальной и коллективной самооценки. Это тем более важно, что способность к самооценке является одним из универсальных учебных умений.

Для оценки уровня сформированности всей совокупности ключевых образовательных компетенций Аргуновой М.В. [8] предложена система трехуровневых критериев. Их использование, по мнению автора, позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств учащихся, наметить пути их личностного роста.

В школьном образовании химия - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования основных компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности школьника, выпускника и будущего специалиста. Воплотить эти возможности в жизнь - задача современного учителя.

Читать далее:


В сб. "Реализация компетентностного подхода
в школьном естественно-математическом образовании".
Материалы областной научно-практической конференции.
12-13.10.2010 г.
Тюмень, ТОГИРРО, 2010, с.80


Карта сайта | Главная страница | Статьи | По страницам журнала

.

 
 
 
Hosted by uCoz