Карта
Главная страница

Назад

8 класс
9 класс
10 класс
11 класс




Рейтинг@Mail.ru
Химия. 8-11 классы. Рабочие программы по учебникам О.С.Габриеляна. ФГОС.
.
 

Базовый курс химии в профильной школе (10-11 класс, 1 час в неделю)

Конспект выступления О.С. Габриеляна на семинаре
"Содержание и методика преподавания химии...", АПКиППРО, 15.11.06


 

При переходе к профильному обучению в старшем звене средней школы мы сталкиваемся с тем, что химический профиль создается возможно лишь в 5-7% школ. Во всех остальных школах для учителя химии остается 1 час в неделю. Из учебников расчитанных на непрофильный курс можно отметить учебник Савинкиной и Логиновой. У этого учебника есть гриф министерства, но нет соответствия стандарту. Может использоваться также небольшой по объему учебник Ивановой, при условии переноса курса органической химии на 10 класс.

Нами разработаны наряду с учебниками для химического профиля учебники базового уровня для 10-11 класса., а также подготовлена программа с распределением часов из расчета 1 и 2 (кому удастся их сохранить) часов в неделю. Возможно также проведение курса 10-11 классов за 1 год 2 часа/неделю. При создании учебников базового уровня постарались ничего не потерять из материала учебника Цветкова, но выбросили теорию (электронные эффекты и механизмы реакций). Мы постарались создать целостный и системный курс, полностью соответствующий стандарту и содержащий материал, связанный с повседневной жизнью человека.

Еще одна идея, положенная в основу базового курса, это идея интегрированного курса химии. Речь, во-первых, идет о внутрипредметной интеграции. Это проявляется в частности изучением органической химии в 10-м классе. В этом случае еще можно заставить "работать" те небольшие сведения об органических веществах, которые школьники получили в курсе химии 9 класса, и которые будут неизбежно потеряны, если изучение органической химии вести в 11 классе.

В 11 классе, при изучении курса общей химии идея внутрипредметной интеграции позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать универсальность ее законов и понятий как для неорганической, так и для органической химии.

Одновременно реализуется и межпредметная естественно научная интеграция курса химии с физикой, биологией, географией, позволяющая формировать единую естественнонаучную картину мира.

И, наконец, сделана попытка интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, изобразительным искусством, показать роль химии во всех сферах человеческой деятельности.



.


-
.

 

Планирование и уровень требований курса органической химии.

Урок 1. Предмет органической химии, сравнение органических и неорганических веществ, органические вещества природные, искусственные и синтетические.

Урок 2. Теория строения органических соединений. Восстанавливаем представления о строении представителей ряда алканов метан - этан - пропан - бутан, формулируем основные положения теории Бутлерова:

    1. Атомы соединяются в соответствии с их валентностями, валентность углерода равна 4. Сравниваем валентности и степени окисления атомов углерода в этане, этене, этине, бензоле (формула Кекуле);
    2. Изомерия;
    3. Взаимное влияние атомов

    В ходе урока широко должна быть использована наглядность, шаростержневые модели и модели Бриглеба, картинки в учебниках. Дети немотивированы, им должно быть интересно.

Урок 3. Природный газ, алканы. В основу курса положена идея о природных источниках органических веществ и их превращениях, поэтому начинаем с природного газа. Состав (С14), основы номенклатуры (не обязательно).

    Химические свойства: горение, реакция замещения - только для метана, разложение метана - полное и неполное, дегидрирование этана. Наглядность: коллекции "Природный газ", демонстрация - зажигалка - и жидкие и твердые, твердые - парафин, парафинированые фантики конфет.

Урок 4. Алкены (этилен). Мостик с предыдущего урока дегидратация этана.

    Понятия s- и p- связи не используем.

    Демонстрация: получение этилена дегидратацией спирта. Вместо серной кислоты в этом опыте удобно использовать свежеприготовленный оксид алюминия или глину (голубая глина). Глина высушивается, засыпается на треть пробирки, затем заливается спирт, так, чтобы глина не была полностью закрыта. Нагреваем ту часть пробирки, где нет спирта. Еще один удобный способ получения этилена - деполимеризация полиэтилена при нагревании - лучше использовать гранулы или непищевую пленку.

    Свойства - горение, две качественные реакции, гидратация, полимеризация.

    Коллекции "Полиэтилен и изделия из него"

Урок 5. Диены и каучуки - на примере бутадиена и изопрена.

    Две реакции: присоединение брома (две стадии) и полимеризация в каучуки. Каучуки натуральные и синтетические. Резина.

    Демонстрация: Коллекции, непредельность раствора каучука

Урок 6. Ацетилен, как представитель алкинов.

    Получение из метана и гидролизом карбида кальция. (Вместо воды лучше брать насыщенный раствор хлорида натрия). Свойства: горение, обесцвечивание бромной (иодной) воды, перманганата калия (без уравнения реакции), гидратация (реакция Кучерова), присоединение HCl с образованием винилхлорида, используемого для получения ПВХ.

    Демонстрация опытов, коллекция "ПВХ".

Урок 7. Бензол, рассматриваем получение из ацетилена, из гексана.

    Формула Кекуле и с ароматической связью. Для демонстрации вместо запрещенного бензола можно использовать технический растворитель - сольвент, значительно менее токсичный (60% бензола).

    Свойства: горение (применение как добавка к топливам); нитрование (мостик к анилину), галогенирование.

Урок 8. Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе.

Урок 9. Подготовка к контрольной работе.

Урок 10. Контрольная работа №1. Содержание:

    1. Даны две формулы и два названия. Нужно - дать названия по формулам, написать формулы по названиям.
    2. Для углеводорода С5 или С6 написать все возможные изомеры и два гомолога - старший и младший;
    3. Охарактеризовать химические свойства и практическое значение конкретного углеводорода. Дополнительная оценка - способ получения.
    4. Расчетная задача: "Найти объем воздуха, необходимый для сжигания …"

    Каждое задание оцениваем отдельной оценкой - тем решаем проблему накапливаемости оценок.

Тема: "Кислородсодержащие соединения"

Тема построена нестандартно, проводится мысль, что источник органических веществ - природа. Основная природная реакция, приводящая к образованию кислородсодержащих органических соединений, реакция фотосинтеза. Поэтому изучение темы начинается с углеводов

Урок 11. Углеводы.

    Фотосинтез à глюкоза à полисахариды à дисахариды

    Значение углеводов.

    Коллекция: продукты питания, целлюлоза и изделия из нее.

    Демонстрация: крахмал + иод.

Урок 12. Глюкоза, как моносахарид.

    Я даю только такую формулу: СН2ОН-(СНОН)4-СНО, другие не используем. Вспоминаем реакцию Кучерова, тоже получали вещество с такой группой. Словесно: качественные реакции.

    Химические свойства - восстановление в сорбит, окисление в кислоту (уравнения). Два типа брожения - спиртовое и молочнокислое.

Урок 13. Одноатомные спирты. Мостик с предыдущего урока - реакция брожения, вспоминаем гидратацию этилена.

    Свойства: горение (вид топлива); реакция с натрием, образование эфиров (простые и сложные).

    Демонстрация - окисление, реакция с натрием.

    Коллекции: Спиртосодержащие (хозяйственные!) жидкости и средства.

Урок 14. Многоатомные спирты на примере глицерина.

    Свойства: реакции с натрием, азотной кислотой, карбоновыми кислотами с образованием жиров.

    Демонстрации: качественная реакция.

    Коллекции - Медицинские и бытовые препараты на основе глицерина.

Урок 15. Каменный уголь, фенол.

    Никакого производства, устройства печей и т.п.

    Фенол - рассматриваем взаимное влияние атомов. Гидроксильная группа на ароматическое кольцо (реакция с азотной кислотой - взрывчатка) обратное влияние кольца на гидроксил - реакция фенола со щелочью.

    Фенол + альдегид à фенолформальдегидная смола (описываем словесно)

    Демонстрации: растворимость, качественная реакция (FeCl3).

    Коллекции - Пластики на основе фенолформальдегидных смол и изделия из них.

Урок 16. Альдегиды. Мостик: окисление спиртов, попутное повторение - реакция Кучерова, глюкоза, фенолформальдегидные пластики.

    Свойства: окисление, восстановление, поликонденсация.

    Коллекции: Медицинские и биологические препараты на основе формальдегида.

    Демонстрации: Качественная реакция, формалин + белок.

Урок 17. Карбоновые кислоты. Мостик: получение из альдегидов.

    Уксусная кислота. Напоминаем общие свойства кислот и реакция этерификации. Высшие жирные к-ты (пальмитиновая и стеариновая).

    Коллекции: пищевые продукты, содержащие уксусную кислоту.

    Демонстрации:: общие свойства кислот

Урок 18. Сложные эфиры и жиры.

    Сложные эфиры в природе и их применение. Жиры, твердые и жидкие. Гидролиз, качеств. реакция на ненасыщенность, гидрирование.

    Коллекции: Эфирные масла.

    Демонстрации: Качественная реакция.

Урок 19. Амины, анилин.

    Аминогруппа, анилин, реакция Зелинского, взаимное влияние атомов в молекуле анилина (реакция с бромной водой). Применение.

    Коллекции: Лекарственные средства - производные аминов.

Урок 20. Аминокислоты как продукты гидролиза белков.

    Амфотерность взаимодействие с кислотами, щелочами, друг с другом (поликонденсация). Понятия: пептидная связь, полипептид.

    Коллекции: пищевые продукты содержащие глутаминовую кислоту, ее соли. Синтетические волокна на основе пептидных связей.

Урок 21. Белки.

    Лучшая модель: витой телефонный провод, раскрашенный разными цветами (разные остатки аминокислот, первичная структура) Витки провода образуют вторичную структуру, а скрепляя скрепками провод в клубок, моделируем третичную структуру.

    Химические свойства: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции, биологические функции белков. Демонстрации, как и в 9-м классе:

    1. горение, характерный запах, распознавание (шерсть)
    2. растворимость - нерастворимость, денатурация: эксперимент: три пробирки с раствором белка, одну из них нагреваем, в другую добавляем раствор соли свинца, в третью спирт. Опять "Не пей Иванушка, козленочком станешь".
    3. Качественные реакции

Урок 22. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК и РНК., Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Урок 23. Практическая работа. Идентификация органических соединений. (как и в 9-м классе).

Урок 24. Генетическая связь между классами органических соединений.

Урок 25. Подготовка к контрольной работе.

Урок 26. КР №2 Готовлю конвертики, откуда ученики вытаскивают карточки с названиями или формулами веществ. Задания:

    1. Даны две формулы и два названия. Нужно - дать названия по формулам, написать формулы по названиям. Назвать класс, группу веществ, охарактеризовать значение, применение вещества; Дополнительная оценка - способ получения одного из веществ.
    2. Охарактеризовать химические свойства конкретного вещества.
    3. Генетическая цепочка.

Тема: Биологически активные вещества.

Важная тема, раскрывает связь органической химии с жизнью.

Урок 27. Витамины.

    (Первооткрыватели: польский врач Функ, загадка болезни бери-бери, выделение витамина В из шелухи риса. Русский ученый Лунин (Юрьевский университет)). Классификация: водо- и жирорастворимые (витамин С и витамин А) Отмечаем кислый вкус витамина С и повторяем взаимное влияние. Гипо- и гипервитаминозы.

    ДЗ. - основные положения теории Бутлерова.

Урок 28. Ферменты.

    • Определение;
    • Сравнение с неорганическими катализаторами
    • Роль ферментов

    Демонстрации: ферментативная активность слюны, разложение пероксида водорода каталазой мяса, картофеля.

    Коллекция: медицинские препараты: мезим, энзим, и т.п.

Урок 29. Гормоны - продукт желез внутренней секреции. Классификация: аминокислоты (адреналин), белковые (инсулин), стероиды (половые гормоны). Тестостерон (-он, кетон), эстрадиол (-диол, двухатомный спирт)

Урок 30. Лекарства

  • Определение: химические вещества, которые помогают бороться с болезнями, проявлениями болезни, источником болезни (возбудителем).
  • Химиотерапия - новый этап, начался работами Пауля Эрлиха создателя сольварсана - средства против бледной спирохеты. Антибиотики - самая известная группа химиотерапевтических средств. Дисбактериоз и борьба с ним (бифидобактерин)
  • Наркотики - дверь в одну сторону

Тема. Искуственные и синтетические органические соединения.

Урок 31. Искуственные полимеры, материалы на их основе.

Урок 32. Синтетические полимеры, материалы на их основе.

Урок 33. Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.




Главная страница
Назад
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

 

Планирование курса общей химии (11 класс).

Урок 1. Основные сведения о строении атома (1-4 период).

Урок 2. Строение электронных оболочек, орбитали, электронные формулы, электронно-графические схемы.

Урок 3. Периодический закон и Периодическая система в свете строения атома.

Урок 4. Ионная связь и ионная кристаллическая решетка.

Урок 5. Ковалентная связь. Атомные и молекулярные кристаллические решетки.

Урок 6. Водородная связь. Единая природа химической связи.

Урок 7. Полимеры неорганические и органические.

Урок 8. Газовое состояние вещества. Природные газовые смеси (воздух, природный газ), состав, свойства.

Урок 10. Представители газообразных веществ.

Урок 11. Жидкое состояние вещества. Вода, растворы.

Урок 12. Твердое состояние вещества. Аморфные вещества, жидкие кристаллы.

Урок 13. Дисперсные системы.

Урок 14. Обобщение, подготовка к контрольной работе.

Урок 15. Контрольная работа №1. Вариант:

      1. Записать символы изотопов элемента.
      • Электронную формулу, электронно-графическую схему
      • Дополнительная оценка - валентные возможности атома
      2. По формуле вещества определить тип связи, тип кристаллической решетки, физические свойства вещества
      • Дополнительная оценка - схема образования химической связи
      3. Пример органического или неорганического полимера, значение, применение
      • Дополнительная оценка - для органического - уравнение реакции, тип
      4. Расчетная задача (m -> V)

Урок 16. Классификация реакций в органической и неорганической химии.

Урок 17. Скорость химических реакции и факторы, влияющие на нее.

Урок 18. Обратимые реакции. Химическое равновесие и его смещение.

Урок 19. Основные положения ТЭД, реакции ионного обмена.

Урок 20. Гидролиз органический и неорганический.

Урок 21. Водородный показатель, рН.

Урок 22. Окислительно-восстановительные реакции.

Урок 23. Электролиз расплавов и растворов электролитов.

Урок 24. Практическая работа №1, Химические реакции.

Урок 25. Металлы в органической и неорганической химии.

Урок 26. Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов.

Урок 27. Кислоты органические и неорганические.

Урок 28. Основания органические и неорганические.

Урок 29. Соли органических и неорганических кислот.

Урок 30. Генетическая связь в органической и неорганической химии.

Урок 31. Подготовка к контрольной работе.

Урок 32. Контрольная работа №2. Вариант:

  1. Дать характеристику реакции синтеза аммиака, (оксида серы(VI), метанола…) по всем признакам классификаций реакций.
    • Дополнительная оценка - указать условия смещения равновесия
  2. Указать, с какими веществами будет взаимодействовать данная кислота (основание, органическое, неорганическое). Написать уравнение реакции, ионное уравнение.
  3. Генетическая цепочка превращений, например:
    S -> SO3 -… -> CuSO4 -> Cu(OH)2 -> Cu2O; задания:
    • Ионное уравнение, где возможно;
    • ОВР - электронный баланс, где возможно.
    Дополнительная оценка - решение расчетной задачи по уравнению реакции

Урок 33. Практическая работа №2. Свойства классов органических и неорганических соединений.



Конспект подготовлен автором сайта.

Наверх


 
 
 
 
Hosted by uCoz