Изменения в КИМ OГЭ-2020 по химии по сравнению с КИМ OГЭ-2019
Главной особенностью проекта КИМ OГЭ-2020 является проведение экзамена по единой модели, включающей в себя реальный химический эксперимент.
В экзаменационную работу 2020 г. по сравнению с работой 2019 г.
внесены следующие изменения.
1. В целях повышения деятельностной составляющей заданий и
снижения вероятности случайного выбора правильного ответа увеличена доля
заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на
установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).
2. Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с
текстовой информацией, отражающей различия в содержательной нагрузке
понятий. В задании требуется выбрать два утверждения, в которых химический
термин используется в определённом смысловом значении.
3. Из части 1 экзаменационного варианта исключено задание,
проверяющее сформированность знаний по разделу «Первоначальные сведения
об органических веществах».
.
4. В часть 2 включено задание 21, предусматривающие проверку
понимания существования взаимосвязи между различными классами
неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения
реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является
умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности
сокращённое ионное уравнение.
5. В экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения
практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24.
В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с
которыми отражает химические свойства указанного в условии задания
вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает
проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям
реакций.
Максимальное количество баллов за выполнение 1 части равно 24, за выполнение
заданий 2 части - 16, всей экзаменационной работы - 40 баллов (в том числе 2 балла за задание 24).
Проект демоверсии КИМ ОГЭ-2020 предложен для обсуждения.
Замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru до 01 октября 2019 г.
Изменения в КИМ OГЭ-2019 по химии по сравнению с КИМ OГЭ-2018
Согласно проекту КИМ 2019 года в содержании и структуре ОГЭ по химии изменений нет.
Как и в предыдущие годы предлагаются две модели проведения ОГЭ: - модель 1 (без реального эксперимента) – 22 задания, - модель 2 (с реальным экспериментом) – 23 задания.
.
Максимальное количество баллов за выполнение всей экзаменационной работы также осталось без изменения:
- модель 1 (без реального эксперимента) – 34 балла,
- модель 2 (с реальным экспериментом) – 38 баллов.
Проект демоверсии КИМ ОГЭ-2019 предложен для обсуждения.
Замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru до 01 октября 2018 г.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов (ГИА-9)
ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и
математике и экзамены по другим предметам, в том числе и по химии, которые выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору
С 2014 года основной формой ГИА выпускников IX классов является ОГЭ - основной государственный экзамен (Приказ МОН №1394 от 25.12.2013).
В чем особенности этой формы итоговой аттестации?
Во-первых, экзамен проводится в письменной (тестовой) форме.
Во-вторых, экзамены проводатся, как правило, не в своей школе, а в специально оборудованном пункте (какая-то одна школа в районе, городе).
В-третьих, проводят экзамены и оценивают не свои учителя, а независимые государственные комиссии (на региональном или муниципальном уровне).
Форма используемых КИМов и организация проведения аттестации напоминает ЕГЭ выпускников 11-х классов. Для особых групп учащихся ГИА-9 может проводиться в форме ГВЭ - государственных выпускных экзаменов, письменных или устных.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
На сайте ФИПИ публикуются документы, регламентирующие разработку КИМ для проведения аттестации учащихся 9 класса: кодификаторы, спецификации, демоверсии. На основании этих документов на региональном уровне разрабатываются рабочие варианты КИМ для проведения аттестации.
С 2015 года структура КИМ по химии, описаная в спецификации, состоит из двух частей и включает:
Часть I: задания с кратким ответом (выбор одного ответа из четырех, множественный выбор, соответствие),
Часть II: задания с развернутым ответом (качественные и расчетные задачи, возможен реальный эксперимент)
В соответствии с проектом КИМ OГЭ-2020 проведение экзамена по химии в 2020 году будет осуществляться по единой модели, обязательно включающей в себя реальный химический эксперимент (задания 23 и 24 части II).
.
Содержание заданий аттестации по химии
Содержание КИМ ОГЭ-2020 определяется на основе документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
В КИМ ОГЭ-2020 обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
При подготовке к экзаменационной работе можно использовать все комплекты учебников по химии для основной школы, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ.
Открытый банк заданий ГИА 9 класса по химии
Открытый банк заданий ГИА 9 класса по химии формируется на сайте ФИПИ с октября 2014 года и содержит в настоящее время задания экзаменов прошлых лет. Все задания распределены по основным пяти блокам кодификатора ГИА:
(1) Вещество; (2) Химическая реакция; (3) Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах; (4) Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; (5) Химия и жизнь
В дальнейшем планируется открыть представление заданий по конкретным позициям кодификатора.
Открытый банк заданий позволяет познакомиться с заданиями каждого отдельного блока, отобрать из блока подборку заданий и открыть ее в отдельном окне, распечатать эту подборку или, через функционал печати, сохранить ее в формате *.pdf на своем компьютере.
Задания базового уровня сложности могут предусматривать нахождение одного или двух правильных вариантов ответов из нескольких предложенных. Примером задания с множественным выбором является задание 1 (2020 г.):
1. Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как о химическом элементе.
1) Железо реагирует с хлором.
2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе.
3) Пирит является сырьём для получения железа.
4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород.
5) В состав ржавчины входит железо.
Иногда, чтобы найти правильный вариант нужно что-то посчитать, например:
4. В каком соединении степени окисления химических элементов равны - 3 и + 1?
1) NF3 2) PH3 3)
N3O3 4) AlCl3
В вопросах может проверяться знание способов получения и распознавания веществ:
13. В приборе, изображённом на рисунке,
Или умение написать уравнение электролитической диссоциации:
14. При полной диссоциации 1 моль каких двух из представленных веществ образуется 2 моль анионов?
1) нитрат магния 2) гидроксид бария 3) хлорид натрия
4) фосфат калия 5) сульфат натрия
Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых следует оценить:
17. Верны ли следующие суждения о правилах хранения витаминов и предназначении моющих средств?
А. Хранение витаминов не требует строгого соблюдения указанных в
инструкции правил.
Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно
использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Наконец, последний вопрос части I - это задача на вычисление массовой доли химического элемента в веществе:
19. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу фосфата аммония?
Это задание сопровождается рисунками четырёх круговых диаграмм, показывающих составы различных веществ, из которых надо выбрать нужную и указать ее номер (здесь 4).
Задания базового уровня в основном оцениваются в 1 балл, неполный ответ, или ответ с одной правильной цифрой, где их предполагалось две, оценивается в 0 баллов
Задание на установление соответствия, где требуется указать три цифры, оцениваются максимально в 2 балла. При наличии одной ошибки оценка снижается до 1 балла.
.
Часть I, повышенный уровень
В заданиях повышенного уровня представлены вопросы с множественным выбором, и задания на установление соответствия позиций, представленных в двух колонках, например:
10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Для каждой буквы из левой колонки надо найти цифру в правой. Правильный
ответ записывается в виде набора цифр (здесь 124). Цифры в ответе могут повторяться!
Часть II, высокий уровень
Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции:
20.Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
HI + H2SO4 > I2 + H2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
Судя по приведенным критериям, это задание будет оцениваться в три первичных балла.
Взаимосвязь между различными классами неорганических веществ, ионное уравнение реакции (2020 г.):
21. Дана схема превращений:
Fe(NO3)2 → Fe(OH)2 → X →t→ Fe2O3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте
сокращённое ионное уравнение реакции.
Это задание будет оцениваться в 4 первичных балла.
Задача на расчет по уравнению реакции для веществ находящихся в растворе. Массовая доля.
22. 170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.
Судя по приведенным критериям, это задание также будет оцениваться в три первичных балла.
Часть II, Практическая часть (2020 г.)
Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата
калия.
23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
24. Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания 24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе
проведённых реакций.