На главную страницу
Вернуться назад - |
. |
Типичные ошибки части С (2006-2007 г)
Здесь представлены типичные ошибки, допущенные при выполнении части С по химии ЕГЭ-2006. По материалам ЕГЭ-2006 проводилось пробное тестирование в 2007 году, где то в нем принимали участие и учителя химии, и ошибки имеют место быть… Про грубые ошибки (а порой встречаются и формулы NaCl3) говорить не имеет смысла, скорее всего такой человек попал на экзамен случайно, а вот типичные рассмотрим.
Задание С1. Сразу вопрос: не слишком ли зациклились в подготовке к экзамену на достаточно простом варианте: уравнения окислительно-восстановительных реакций? Ведь в заданиях С1 прошлых лет были задания и по гидролизу, и по электролизу, и по равновесию, в том числе в водных растворах? Как бы не сесть в лужу, занимаясь только ОВР. Полезная статья, помогающая вспомнить задания С1 прошлых лет опубликована в журнале «Химия в школе», №3, 2007 год. Тем не менее, если говорить об ОВР: Типичные ошибки: при определении возможных продуктов не учитывается среда реакции, исходные вещества. Например: P + HNO3 -> P2O5 + … - азотная кислота, даже концентрированная всегда содержит воду, оксид фосфора энергично взаимодействует с водой – может ли он образоваться в водной среде? Конечно нет, правильный продукт – H3PO4. K2Cr2O7 + … H2SO4 -> … + Cr(OH)3 + … - гидроксид хрома(III) – основание, пусть и амфотерное, может ли оно получиться в кислой среде? Или оксид Cr2O3? Конечно нет, правильный продукт – Cr2(SO4)3. Обидная ошибка – все как будто правильно, а окислитель-восстановитель не указан, в результате теряется балл. Или написаны буковки “о”-“в”, и разбирайся, что человек понимал под этим: “окислитель” или “окисление”?
Задание С2. Типичная ошибка №1: взаимодействие металлов с азотной кислотой – подавляющее число участников пишет: Me + HNO3 ->… + H2. Конечно, реакция азотной кислоты с металлами протьекает сложно, с образованием, как правило смеси продуктов, среди которых может быть и водород, тем не менее существует ряд правил, позволяющих определить наиболее типичное протекание реакции и основной продукт восстановления. В общем виде это правило можно сформулировать так: При взаимодействии азотной кислоты с восстановителями восстанавливается нитрат-ион. Чем активнее восстановитель, и чем разбавленнее кислота, тем сильнее идет процесс восстановления, тем ниже степень окисления азота в продукте реакции. Вот табличка, которая, конечно, тоже не охватывает всех возможных вариантов протекания реакции:
Типичная ошибка №2: Не учитывается возможность протекания ОВР наряду с реакциями обмена, например: CuS + HNO3 -> Cu(NO3)2 + H2S. – Азотная кислота, как уже говорилось – окислитель, сера в степени окисления (–2) – сильный восстановитель, поэтому протекает не реакция обмена, а ОВР: CuS + HNO3 -> Cu(NO3)2 + H2SO4 + NO2 + H2O. Или: Fe2O3 + HI -> FeI3 + H2O. – Железо (+3) – окислитель, иодид-ион хороший восстановитель, поэтому реальный процесс можно выразить схемой: Fe2O3 + HI -> FeI2 + I2 + H2O. Обидные ошибки: схема реакции верная, а коэффициенты не расставлены. Если не смог, то ничего не поделаешь, а если от невнимательности, то обидно, баллы теряются. Невнимательность, незнание номенклатуры: в условии сульфид меди, пишутся формулы и CuSO3 и CuSO4 …. Это наиболее частое – сульфат-сульфит-сульфид, а есть еще карбид-карбонат, нитрат-нитрит-нитрид и т.д.
Задание С3. Типичная ошибка №1: тоже незнание номенклатуры: в условии метилат калия, пишутся формулы и CH3K, CH33COOK, также путается ацетат и этилат. Типичная ошибка №2: Пишутся упрощенные уравнения реакций, не учитывающие среды, без указания неорганических продуктов:
CH3CHO + Ag2O -> CH3COOH + 2Ag – реакция идет в присутствии избытка аммиака, который, разумеется, реагирует с кислотой, продуктом является соль: Или при окислении перманганатом пишется: C6H5CH3 + [O] -> C6H5COOH - без рассмотрения, что там стало с перманганатом, какие еще продукты образуются…. Типичная ошибка №3: отсутствие коэффициентов.
Задание С4. Здесь также часто подводят и незнание номенклатуры, отсутствие или неверные коэффициенты в уравнении реакции. Типичная ошибка №1: Невнимательность при анализе условия. Например, в условии задачи явно говорится о двух процессах (медь растворили в азотной кислоте, к продуктам добавили раствор гидроксида натрия), а человек старается все изобразить одним уравнением: Cu + HNO3 + NaOH -> Типичная ошибка №2: Плохое представление о реальном поведении веществ, составе растворов и т.п. Часто не учитывается изменение массы растворов в ходе реакции, из-за растворения в них чего-либо, выделения газов, выпадения осадков. Бороться с этой ошибкой можно, например, рисуя задачу (посмотреть здесь). Типичная ошибка №3: Нерациональность, небрежность расчетов, неверное округление и т.п. Случаи, когда человек делает массу расчетов записывая числа до 8-го знака после запятой, а потом округляет до одной значащей цифры (например так: 62,037845/4903,874333 = 0,01), совсем не редки. Даже если это не приводит к непосредственной ошибке, то отнимает лишнее время и помогает запутаться. Внимание! Как показывают обсуждения на интернет-форумах, экспертные комиссии некоторых территорий не засчитывают решения задач С4, если расчет по уравнению реакций выполнен не в МОЛЯХ, а в пропорциях масс, объемов и т.п. По мнению автора сайта это есть некоторый бзик данных экспертных комиссий, поскольку любое правильное решение должно оцениваться максимальным баллом.
Пропорция в единицах массы также оправдана, как и в единицах количества вещества (хотя и менее рациональна).
Задание С5. Здесь ошибка в округлении может все перечеркнуть, привести к неверному определению числа атомов водорода, класса веществ. Обидная ошибка: отсутствие решения, готовый ответ. Задача С5 может оказаться настолько простой, что сильный ученик видит ответ задачи сразу. Но ответ обязательно должен быть мотивирован, подтвержден если не расчетами, то логическими цепочками. Иначе – потеря баллов.
Скорее всего, указанные здесь ошибки не есть что-то новое, о них пишут в пособиях, говорят учителя и репетиторы. Но бороться с ними надо постоянно, и тогда – успех неизбежен! |
||||||||||||||||||||
Г.М. Можаев |
||||||||||||||||||||||