Карта сайта
|
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015/2016 г.Десятый класс.Задача 10-1.Образец щелочного металла А массой 9,2 г прореагировал с водой, при этом выделилось 4,48 л газа (н.у.) и образовался прозрачный раствор. Полученный раствор прилили в голубой раствор сульфата двухвалентного металла Б. При этом раствор стал бесцветным, а выпавший сначала синий осадок после кипячения смеси стал черным. Этот осадок отделили, и раствор упарили до массы 200 г. Масса осадка после высушивания оказалась равной 9,6 г. 1) Определите, о каких металлах идет речь, напишите уравнения реакций 2) Определите массовые доли веществ в полученном растворе. (10 баллов) Задача 10-2.1) Наиболее известные оксиды углерода это угарный и углекислый газ. С какими из перечисленных оксидов взаимодействует, а с какими не взаимодействует каждый из этих газов (если необходимо, то при нагревании): а) Na2O; б) Fe3O4; в) I2O5; г) SrO? 2) Два одинаковых образца графита массой 3 г сожгли, причем в первый раз взяли явный избыток кислорода. Тем не менее, оба образца сгорели полностью, но при сгорании выделилось разное количество теплоты, соответственно 98,37 кДж и 70,08 кДж. При пропускании через избыток известковой воды продуктов сгорания второго образца было получено 15 г осадка. Напишите уравнения реакций, протекавших при сжигании образцов графита, и рассчитайте тепловые эффекты этих реакций. 3) Определите тепловой эффект и напишите термохимическое уравнение сгорания угарного газа в избытке кислорода. (10 баллов) Задача 10-3.При нагревании бесцветного кристаллического вещества А до 400К оно разложилось с образованием только газообразных продуктов. После охлаждения до 273К объем газов уменьшился более чем втрое. Оставшийся газ Б пропустили над раскаленными магниевыми стружками, затем эти стружки обработали водяным паром и получили газ В, объем которого в два раза больше, чем объем газа Б. Газ В поглотили азотной кислотой и получили соединение Г, имеющее тот же качественный состав, что и соединение А, но образующее при разложении другую смесь газов. Задания: 1. Определите вещества А - Г; 2. Напишите уравнения упомянутых реакций; 3. Известно, что вещество Г образуется также при реакции очень разбавленной азотной кислоты с магнием. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение этой реакции, укажите окислитель и восстановитель. 3 (10 баллов) Задача 10-4.В Вашем распоряжении находятся 9 пронумерованных пробирок с порошками цинка, оксида цинка, безводного сульфата меди(II), карбоната кальция, карбоната калия, нитрата натрия, сульфата натрия, а также с растворами гидроксида натрия и гидроксида бария. Как по физическим и химическим свойствам определить содержимое каждой пробирки без использования других реактивов, кроме дистиллированной воды? Опишите последовательный ход анализа, напишите молекулярные и ионные уравнения предполагаемых реакций, укажите признаки, позволяющие определить каждое вещество. (10 баллов) Задача 10-5.Даны три элемента: A, B, C. Простые вещества А и В при взаимодействии образуют соединение, полностью гидролизующееся водой. При этом образуется горючий газ с неприятным запахом. Элементы А и С образуют соединение, которое относится к наиболее твердым веществам. При взаимодействии простых веществ образованных элементами В и С образуется газ, растворимый в воде, причем в этом растворе лакмус приобретает красную окраску. Соединение всех трех элементов является бесцветной, растворимой в воде солью, причем и в этом растворе лакмус краснеет. Определите элементы, мотивируйте Ваш выбор и напишите уравнения упомянутых реакций. (10 баллов) Итого 50 баллов. |
|||