Карта сайта
|
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015/2016 г.Девятый класс.Задача 9-1.На чашках весов уравновешены две колбы, в которые налито по 100 мл одного и того же раствора серной кислоты. В одну из колб опустили 1 г алюминия, который полностью растворился. Какую массу карбоната магния надо добавить во вторую колбу, чтобы восстановить нарушенное равновесие? Задача 9-2.Древнейший белый пигмент, дошедший до нас в произведениях станковой живописи, формально состоит из двух связанных соединений одного и того же двухвалентного металла; мольное соотношение соединений в пигменте 1:2. Оба соединения растворяются в азотной кислоте, при этом одно из них - без выделения газа. При растворении 15,5 г пигмента в азотной кислоте выделяется 896 мл газа (н.у.) с плотностью по водороду 22. Если полученный раствор обработать избытком раствора сульфата натрия, то можно получить 18,18 г осадка. Установите состав пигмента. (10 баллов) Задача 9-3.Хлорофилл является важным пигментом, обеспечивающим зеленый цвет листьев растений и процесс фотосинтеза. При сжигании 89.2 мг хлорофилла в избытке кислорода образуются следующие четыре вещества: 242 мг газа, которым газируют напитки, 64.8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5.6 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4.00 мг белого порошка, который является оксидом металла, у которого число протонов в ядре атома в 6 раз больше числа электронов на внешнем слое электронной оболочки. Вопросы: (10 баллов) Задача 9-4.Вам выдана смесь следующих сухих солей: сульфата аммония, сульфата меди, сульфата цинка и сульфата бария. Кроме того, в вашем распоряжении вода, разбавленные растворы едкого калия и серной кислоты, необходимое лабораторное оборудование. Составьте описание работы по разделению смеси и получению исходных солей в чистом виде. Напишите уравнения реакций, которые вы будете проводить при этом. Составьте список минимально необходимого оборудования. (10 баллов) Задача 9-5.В четырех пробирках находятся прозрачные растворы четырех веществ с концентрацией 0,1 моль/л. Известно, что в этих растворах можно обнаружить катионы водорода, цинка, бария и натрия и анионы хлорида, сульфата и карбоната. Известно также, что хлорид-ион есть только в одном растворе. 1) Какие вещества могут находиться в каждой пробирке? Является ли предложенный вариант единственным? Объясните свой выбор. 2) Опишите последовательность действий, позволяющих определить, какое вещество находится в каждой пробирке, не прибегая к помощи других реактивов. 3) Напишите уравнения предложенных вами реакций в молекулярном и ионном виде и укажите признаки их протекания. (10 баллов) Итого 50 баллов. |