Карта сайта
|
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014/2015 г.Девятый класс.Задача 9-1.Юному химику Васе поручили приготовить 200 мл раствора, в каждом миллилитре которого должно содержаться 1,5*1019 ионов алюминия. «Это нетрудно» - решил Вася, «в лаборатории должен быть сульфат алюминия, и нужно рассчитать, сколько его взять для приготовления раствора». 1. Напишите уравнение диссоциации сульфата алюминия и рассчитайте его массу, необходимую для приготовления 200 мл раствора. Когда расчеты были проведены, Вася пошел за реактивом, но нашел только банку с частично потертой этикеткой, на которой удалось только прочитать: «Al? (SO4)3* ?? H2O»з> «Это кристаллогидрат, его формулу придется определить и массу пересчитать» - подумал Вася. Он отвесил немного вещества, растворил его в воде и добавил избыток раствора хлорида бария. Выпавший осадок был отфильтрован, высушен и взвешен, причем оказалось, что его масса в 1,05 раза больше, чем масса взятого кристаллогидрата. 2. Определите формулу кристаллогидрата и рассчитайте его массу, необходимую для приготовления заданного раствора. (10 баллов) Задача 9-2.Когда раствор был приготовлен, его принесли на занятие кружка, где предложили получить из него раствор нитрата алюминия, причем кроме этого раствора можно использовать только такие реактивы: соляную кислоту, растворы аммиака, нитрата натрия, нитрата серебра, карбоната натрия, хлорида магния. Предложите один, а лучше два, даже три способа осуществить эти превращения, напишите молекулярные и ионные уравнения предложенных реакций. Задача 9-3.Порошок простого вещества А, поместили в стеклянную трубку, и, пропуская через трубку кислород, начали нагревать. Спустя некоторое время, в трубке образовался черный порошок вещества Б. Источник кислорода отсоединили, и, продолжая нагревать трубку с веществом, стали пропускать через нее аммиак – цвет порошка изменился на розовый. То же самое наблюдалось в другом опыте, где над порошком вещества Б пропускали оксид углерода(II). Полученный в этих опытах розовый порошок растворялся в концентрированной серной кислоте с выделением газа с резким запахом и образованием раствора, имевшего характерную окраску. 1. Определите вещества А и Б, напишите уравнения четырех описанных реакций, 2. Для каждой реакции укажите окислитель и восстановитель, вещество и конкретный элемент с указанием его степени окисления, например: кислород (О0) – окислитель. 3. Какую окраску будет иметь раствор, полученный в последней реакции? Задача 9-4.При нагревании 8 г смеси состоящей из хлорида, карбоната и гидрокарбоната натрия выделилось 680 мл газа и пары воды. Другую такую же порцию смеси обработали избытком соляной кислоты, в результате выделилось 1,68 л газа и получено 84 г раствора. Объемы газов измерены при н.у. Напишите уравнения реакций и определите массовые доли компонентов в исходной смеси. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе? Задача 9-5.Для работы в полевой лаборатории были приготовлены растворы шести веществ: серной кислоты, хлорида бария и хлорида магния, сульфата и карбоната натрия, нитрата калия. Склянки временно пометили номерами, но в экспедиции обнаружилось, что список, где было указано, что под каким номером, взять забыли. Из других реактивов у забывчивого химика был только раствор фенолфталеина. Но он не растерялся и, проведя серию испытаний, определил, что находится в каждой склянке. Предложите и вы самый короткий путь анализа растворов этих веществ, не используя других реактивов. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, объясняющие те признаки, по которым вы распознали вещества. (10 баллов)
|