Карта сайта
|
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2009/2010 г.Деcятый класс.Задача 10-1.В вашем распоряжении 1 м3 раствора (плотность 1,23 г/см3), содержащего 20,7% хлорида натрия и 4,3% хлорида магния. а) Определите молярные концентрации солей в этом растворе, а также молярную концентрацию хлорид-иона в нем. б) Предложите два способа получения газообразного хлороводорода из этого раствора - при наличии источника электрического тока и при его отсутствии. Напишите соответствующие уравнения реакций. в) Какой объем будет занимать этот хлороводород при нормальных условиях и при 25oС и 104 кПа? (10 баллов) Задача 10-2.При взаимодействии алкена А с хлором получено вещество Б, содержащее 55,9% хлора. Определите молекулярную формулу алкена, напишите уравнение реакции его хлорирования. Какие изомеры возможны для алкена такого состава? Напишите их структурные формулы и названия. Кроме алкенов, существует еще два вещества такого же состава, но не содержащие двойных связей. Напишите их структурные формулы и названия. (10 баллов) Задача 10-3.В колбе А, снабженной пробкой с газоотводной трубкой, при небольшом нагревании смешали 112,5 г 20%-ного раствора сульфата аммония и 150 г 12%-ного раствора NaOH. Выделившийся газ поступал в колбу Б, где он был поглощен раствором ортофосфорной кислоты. а) Напишите уравнение реакции, которая протекала в колбе А. Рассчитайте массовые доли веществ, которые будут содержаться в растворе, полученном в этой колбе в результате реакции. б) Какие вещества могут образовываться в колбе Б в зависимости от количества содержащейся там кислоты? Напишите уравнения реакций и назовите продукты. в) Какова природа связи, обуславливающей образование иона аммония при взаимодействии аммиака с растворами кислот? (10 баллов) Задача 10-4.Смесь нитратов натрия и меди(II) массой 122,6 г прокалили, полученные газы пропустили через промывную склянку с водой, причём 11,2л (при н.у.) газа не поглотилось. Твердый остаток от прокаливания обработали избытком воды, и полученный при этом раствор А добавили к раствору перманганата калия, подкисленному серной кислотой. Наблюдали обесцвечивание раствора перманганата. а) Напишите уравнения реакций, протекавших при прокаливании смеси и при пропускании полученных газов в воду. Определите состав исходной смеси (массовые доли веществ). б) Какие вещества будут в твердом остатке, и что будет содержаться в растворе А? в) Какая реакция протекала при взаимодействии раствора А с раствором перманганата калия? Назовите окислитель и восстановитель и напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса. (10 баллов) Задача 10-5.Теплоты сгорания ацетилена и паров бензола составляют соответственно 1300 кДж/моль и 3270 кДж/моль. а) Напишите термохимические уравнения этих реакций; б) Различные виды топлив обычно характеризуют "теплотворной способностью" выражая ее в кДж/г. Найдите эту характеристику для ацетилена и паров бензола. Какое из этих веществ более эффективно в качестве топлива? в) Для чего обычно используется ацетиленовая горелка? Какой объем ацетилена (н.у.) необходим, чтобы разогреть 100 г железа от 20oC до температуры плавления 1540oC, если удельная теплоемкость железа равна 0,65 Дж/гК? г) Напишите уравнение реакции образования бензола из ацетилена и рассчитайте тепловой эффект этой реакции. (10 баллов) |
||||
Скачать решения (архив, 20 кб) |
|||||