Назад
9 класс
10 класс
11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по химии 2005/2006 г

Областной этап.  Экспериментальный тур.
Деcятый класс.

.

Определение содержания меди

Задание 1. На склянке с зеленым порошком, нерастворимым в воде, обнаружена надпись «углекислая медь». Медь образует несколько карбонатов, общую формулу которых можно представить как nCu(OH)2*CuCO3. Вы должны определить массовую долю меди в этом веществе и дать обоснованное заключение о его составе.

Известно, что растворимые соли меди(II) взаимодействуют с иодидом калия с выделением йода, а йод быстро и количественно реагирует с тиосульфатом натрия:

I2 + 2Na2S2O3 = 2NaI + Na2S4O6

В Вашем распоряжении навеска вещества, раствор тиосульфата натрия с известной молярной концентрацией, растворы KI, H2SO4, крахмала, необходимое оборудование.

Используя эту информацию, составьте план анализа, напишите схемы реакций. На выполнение этого задания Вам отводится 20-30 минут.

Если вы справились раньше – сдайте отчет и получите у преподавателя задание 2.

 

"- - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Задание 2. (Выдается отдельно, после выполнения задания 1)

Взаимодействие солей меди с иодид ионами можно выразить уравнением:

2Cu2+ + 4 I- = 2CuI + I2

Выделившийся йод окрашивает раствор и осадок в желтый цвет. Определение количества йода основано на титровании пробы раствором тиосульфата натрия до исчезновения окраски. Для более точного определения используется индикатор – крахмал.

Растворение навески, приготовление рабочего раствора. Выданную навеску вещества полностью перенесите в мерную колбу на 100 мл и растворите, постепенно приливая примерно 25 мл 10%-ного раствора серной кислоты. Дождитесь полного растворения осадка, затем доведите объем раствора до 100 мл и тщательно перемешайте.

Проведение анализа. В колбу для титрования отмерьте мерной пипеткой 10 мл рабочего раствора и добавьте 10 мл 15%-ного раствора KI (мерным цилиндром). Перемешайте смесь, закройте колбу и оставьте в темноте на 15 минут. За это время подготовьте бюретку, заполните ее раствором тиосульфата натрия. Перемешивая, титруйте смесь до желтого окрашивания. Чтобы уменьшить адсорбцию йода на осадке, добавьте в колбу 10 мл раствора роданида аммония, затем несколько капель раствора крахмала. Продолжайте титровать при тщательном перемешивании до исчезновения синей окраски. Запишите объем раствора тиосульфата Vт.

Повторите титрование еще 2-3 раза до получения сходящихся результатов. Для расчетов используйте средние значения. Проведите холостой опыт. Для этого отмерьте в колбу для титрования 10 мл раствора KI, добавьте крахмал, и, если появилось синее окрашивание, оттитруйте до обесцвечивания. Запишите объем раствора тиосульфата V0. Повторите титрование еще 2-3 раза до получения сходящихся результатов.

Уберите рабочее место.

Оформление отчета. Напишите уравнения реакций, и все данные титрования: объем пробы – объем раствора тиосульфата. Выведите формулы для расчета массовой доли меди (учтя массу навески mнав, объем мерной колбы (Vк) и пробы (Vпр), раствора тиосульфата Vт и V0, концентрацию тиосульфата ст).

Проведите необходимые расчеты, сделайте вывод о вероятной формуле исследуемого вещества.

 

"- - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Решения экспериментального тура.

Задание 1.  План, методика, схемы реакций ясны из задания 2.

Задание 2.  Пример вычислений:

Согласно уравнению реакции n(Cu2+) = n(Na2S2O3), то n(Cu2+) = ст(Vт-V0)/1000

Учитывая объем пробы и мерной колбы, получаем количество вещества меди в навеске:

n(Cu) = ст(Vт-V0)Vк/1000Vпр;

тогда масса меди в навеске равна m(Cu) = M*n = M(Cu) ст(Vт-V0)Vк/1000Vпр

и, окончательно, массовая доля: w(Cu) = M(Cu) ст(Vт-V0)Vк/1000(Vпрmнав)

Подставив некоторые численные данные, формулу можно упростить:

w(Cu) = 0,635ст(Vт-V0)/mнав

Пусть масса навески 0,96 г, на титрование пробы рабочего раствора израсходовано Vср.т=8,8 мл раствора тиосульфата с концентрацией 0,1моль/л, V0=0,1 мл.

Подставляя эти значения получим: w(Cu) = 0,575 = 57,5%

Исходя из общей формулы nCu(OH)2*CuCO3: w(Cu) = (n+1)*63,5/(n*97,5+123,5); откуда

n = (123,5w(Cu)-63,5)/63,5-97,5*5w(Cu)) = 1

Формула соли Cu(OH)2*CuCO3 или (CuOH)2CO3

Оценивание:

Задание 1. План анализа 5 баллов

Задание 2. Отчет 5 баллов, расчеты 2 балла, техника работы 5 баллов,

Дополнительные баллы участникам, первыми закончившим эксперимент, за быстроту и аккуратность в работе, при условии правильного выполнения и достаточно полного описания хода работы – до 3 баллов

   Суммарная оценка 20 баллов.


Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

.


Hosted by uCoz