Карта сайта

Интернет химику: полезно и интересно.

<<=    Выпуск № 21    =>>   Содержание

Уважаемые читатели!
Новых открытий и побед в новом учебном году!

Сегодня:
Интернет учителю химии, школьнику:
Интернет-учебники
Разное:
Новые книги, Химики шутят

В следующих выпусках: Новое

Интернет учителю химии, школьнику, студенту:
В кабинете химии


Интернет учителю химии, школьнику:

Интернет-учебники

Учебников по химии и бумажных - учись, не хочу... Разных авторов, разных объемов, разных форматов. Сегодня в заглянем в несколько учебников, встреченных в сети Интернет. Начнем с учебника расположенного на сайте

Химия для школьников.

Этот сайт создал Болотов Дмитрий Валентинович, учитель химии московской школы, специально для того, чтобы помочь усвоить уроки школьного курса химии. Сам учебник представлен разделом "Копилка знаний и умений". Здесь расположен теоретический материал к урокам в восьмом и девятом классах:

8 класс

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ
КИСЛОРОД. ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА. ВОДОРОД

9 класс
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Как видим, в учебнике представлены не все, но достаточно важные темы школьного курса. Текст написан доступным языком и максимально структурирован. Используются таблицы, схемы, правила в стихах, рисунки. Проверить свои знания ученику помогут различные упражнения и тесты, которые расположены после теоретического материала. Достаточно кликнуть по выбранному ответу мышкой и он перекрашивается в зеленый (верно!) или красный (не верно..) цвет.

Для того, чтобы лучше подготовиться к предстоящей контрольной работе создан раздел "Нам контрольная ни по чем". Здесь опубликованы список контрольных работ по всему школьному курсу с 8 по 11 класс, приведены варианты некоторых из них. Перед текстом контрольной работы указаны темы, которые необходимо повторить, чтобы написать работу на более высокую отметку, а для проверки собственного решения прилагается её образец выполнения.

В разделе "Для тех кто любит потруднее" вниманию предлагаются тексты школьной химической олимпиады, проводившейся в нашей школе в 2004 году, а на странице "Экзамены не за горами" опубликованы билеты к экзамену по химии в 9 и 11 классах. К билетам для 9 класса прилагаются решения практических заданий.

К сожалению, проект видимо остановлен, и оставляет впечатление незаконченного. Не всегда формулировки автора кажутся безупречными, ну например: "Молекула вещества серы состоит из одного атома, значит записывается просто знаком элемента серы - S..., ... пять молекул вещества соды...". Одним словом, автор оставил читателям возможности для применения технологии критического мышления!


Обучающие энциклопедии «Химия»

Данный сайт содержит текстовые и графические материалы размещенные на 2-м издании CDROM "Химия для ВСЕХ", выпущенном в 1999 г. РНПО "РОСУЧПРИБОР", а также дополнительные материалы. Написан учебник авторским коллективом Московского Государственного Университета Прикладной Биотехнологии, к.х.н. Маевским Ю.В., Янковским С.А. и Лукьяновым В.Т.

С главной страницы сайта попадаем на страницу, где представлены основные разделы курса химии: ОБЩАЯ ХИМИЯ, НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. Следующим щелчком открываем оглавление нужного раздела, в котором выделены крупные темы, разбитые на более мелкие подтемы, и непосредственно переходим к тексту учебника. Текст хорошо читается, представлен в нескольких цветах, сопровождается уравнениями реакций, таблицами, графиками, необходимыми схемами.

Само содержание иногда заставляет сомневаться, например:
- "Все вещества состоят из молекул."
- "Изотопы - химические элементы с одинаковыми зарядами ядер, но ..."
- "Молекулярная масса серы равна 32 г /моль"
- "Определяем количество г/моль вещества в 6,4 г серы:"
однако это немногие досадные исключения.

Проверить свои знания можно в разделе тестирования на этом же сайте. Правда предложены тесты лишь по нескольким темам общей и неорганической химии (вообще проект тоже выглядит замороженным с 2000 года). Предполагается, что прочитав вопрос, вы отвечаете на листе бумаги, после чего, нажав кнопку "ответ", получаете возможность проверить себя.

Дополнительную информацию можно получить в разделе "СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ". Это и словарь некоторых химических терминов с удобным алфавитным указателем, и справочные таблицы, и биографии великих химиков и летопись химии. В виде отдельных кадров представлен видеоматериал, доступный на CD-ROM "Химия для всех". А вот раздел СТЕРЕОМОДЕЛИ МОЛЕКУЛ к сожалению пуст, по причине, видимо, замороженности проекта.

При необходимости весь текстовый материал сайта (и тексты учебника, и справочные материалы) можно скачать в формате MS Word. Здесь же можно скачать несколько обучающих программ, расчитанных на работу в MS DOS. Есть на сайте и обширный набор ссылок на ресурсы Интернет, как в России, так и за рубежом.


Раздел "Открытого колледжа" «Химия»

На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.5", выпускаемый на компакт-дисках. Сам учебник представлен в Internet-версии, т.е. без интерактивных моделей, трехмерных визуализаторов химических формул, и различных видов учебной активности учащихся. Некоторые из этих моделей можно из отдельного каталога на этом же сайте, где представлена 61 модель по химии, разработанные компанией ФИЗИКОН (большинство, однако, в виде картинок).

Интерактивная "Таблица Менделеева" позволяет подробно ознакомиться со свойствами химических элементов. Для этого достаточно щелкнуть мышкой по любой клетке с элементом и посмотреть описание его свойств. Но чтобы это все работало нужно скачать и установить на компьютер специальное приложение (Java virtual machine). Дополнительный материал к многим учебным темам можно найти в разделе "Хрестоматия", где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов (статей, книг), имеющиеся в сети.

Зарегистрировавшись на сайте можно проверять свои химические знания в On-line тестировании, причем результаты будут храниться в вашем личном журнале, (пока вы их не удалите ;-). Можно сказать, что на этом сайте представлен не просто учебник, а электронный класс, научным консультантом которого является зав. каф. химии МФТИ проф. В.В. Зеленцов.

Есть на сайте и раздел "Учителю". Там можно посмотреть стандарты образования, заглянуть в "Методические разработки" и "Обмен опытом" (впрочем весьма бедные). Раздел "Викторина" работал, увы, последний раз в 2003 году. Постоянно обновляются страницы "Новости" и "Химия в Интернет" (обзор Интернет-ресурсов по химии).


Учебник от «Алхимика»

Есть свой Интернет-класс и свой учебник и на этом сайте. Учитель химии в этом классе и автор учебника Аликберова Людмила Юрьевна – профессор кафедры неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ).

Этот учебник предназначен для изучения начального курса химии. Вам предлагают познакомиться с химическими веществами и химическими реакциями, затем рассматриваются строение атома и Периодический закон, химическая связь и строение молекул, основные законы химии, а также свойства водорода и кислорода. Заканчивается курс изучением классификации химических веществ, их поведением в водных растворах, процессами растворения и кристаллизации.

вода и ее превращения Текст учебника сопровождается многочисленными иллюстрациями, непосредственно в него включены задания, вопросы, отвечая на которые можно убедиться поняли ли вы прочитанный материал. Используя гиперссылки в тексте вы найдете полезные дополнительные сведения в ПРИЛОЖЕНИЯХ (например, по истории химии) или в СПРАВОЧНИКЕ.

В конце каждого параграфа краткое его содержание можно прочитать в конспекте.(вот только ссылка "читайте конспект" не всегда срабатывает)

йод и картошка Есть в учебнике и ПРАКТИКУМ. Это сборник самых простых химических опытов, которые можно сделать даже дома, на кухне, используя вещества, которые всегда под рукой. Чтобы ничего не забыть и не перепутать, вам надо приготовить тетрадь ("ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ") - где вести записи и зарисовки своих наблюдений.

При этом работа в классе предполагает и обратную связь, рисунки, фотографии с результатами опытов, результаты тестов можно выслать своему учителю и получить его рекомендации.

Ну а самым юным химикам предлагается еще один учебник веселаямедвежонок ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА, где тем не менее можно узнать о вполне серьезных вещах, пусть даже... "– Пусть это будет история о медвежонке. Медведи любят мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок будет любителем меда. ..."

Тем же кто постарше поможет научиться решать задачи по химии «Виртуальный репетитор», который расположен на этом же сайте в разделе для абитуриентов. Виртуальный репетитор АЛХИМИКА научит вас решать задачи - сначала по общей и неорганической а затем и по органической химии, определять возможность протекания обменных реакций и составлять уравнения окислительно-восстановительных.

Учитесь на здоровье "Не для муки, а для науки." (народная мудрость от Алхимика).


Заканчивая сегодняшний рассказ об учебниках в Интернете, нельзя не упомянуть об учебнике "Органическая химия" Дерябиной Г.И. и др. Об этом учебнике уже рассказывалось в 18 выпуске нашей рассылки и можно прочитать здесь.

А если у вас есть чем дополнить рассказ об учебниках в сети - пишите!


Новые книги

Неорганикам: Общая и неорганическая химия: в 2 томах, под ред. Воробьева А.Ф., том 2: Химические свойства неорганических веществ. - . .. систематически изложенные в соответствии с Периодической системой элементов Д.И. Менделеева...

и органикам: Ли Дж.Дж. Именные реакции. Механизмы органических реакций: Перевод с английского. - краткая характеристика химической реакции, общая схема и современное толкование механизма, указание некоторых особенностей проведения реакции; (иногда) сравнение различных методов; библиография ("пионерские" работы и особо важные современные публикации - как правило, обзоры; отражены литературные источники вплоть до 2003 г.)...

Подробнее об этих и других книгах >>>


Химики шутят

"Элементарная" история.

По преданию написана студентами Ростовского университета, впервые опубликована в журнале “Химия и жизнь”. Была взята из интернет-учебника Мануйлова А.В., о котором тоже хотелось рассказать, но что-то по прежнему адресу нет уже того, прежнего, учебника. Итак:

Зашли мы как-то с БЕРКЛИЕМ к ВАНАДИЮ на его ФЕРМИЙ. Сидим, скучаем, на душе СЕРА. Тут БЕРКЛИЙ нам вдруг и СКАНДИЙ: "А не сходить ли нам в ЦИРКОНИЙ?" А надо сказать, что от нас неподалеку как раз ЦИРКОНИЙ остановился проездом то ли из ТУЛИЯ в САМАРИЙ, то ли из ФРАНЦИЯ в АМЕРИЦИЙ, а может быть даже из ИНДИЯ в ЕВРОПИЙ.

Мы говорим: "Ну ты, БЕРКЛИЙ, ТИТАН!" Стали считать РУБИДИИ. Как раз на три билета хватило. Тут ВАНАДИЙ и говорит: "А я НЕОДИМ, я с ГАЛЛИЙ". А БЕРКЛИЙ ему: "Раз НЕОДИМ, давай еще рубидии" - и нам подМАРГАНЕЦ. А ВАНАДИЙ, известный ПЛУТОНИЙ, давай АНТИМОНИи разводить: "У меня, мол, одна МЕДЬ АСТАТ, АРГЕНТУМ весь кончился".

Я говорю: "Может, ну ее, ГАЛЛИЙ - вредная она, как МЫШЬЯК!" А ВАНАДИЙ ни в какую - прямо КРЕМНИЙ! Впился в нас, как БОР. Тогда я, как самый АКТИНИЙ, у него ИТТЕРБИЙ: "ПЛАТИНА, - говорю, - и все тут!" С большим трудом ПАЛЛАДИЙ.

"А кто за билетами-то пойдет? - говорит ВАНАДИЙ - Я вчера с ДУБНИЯ упал, совсем ХРОМ..." Тогда БЕРКЛИЙ сБЕРИЛЛИЙ наши РУБИДИИ, сунул их в карман и побежал. А ВАНАДИЙ РАДОН, как ТОРИЙ - давай звонить своей ГАЛЛИЙ и что-то ей там про ИНДИЙ заЛИТИЙ.

Вдруг из окна слышим: "АУРУМ, АУРУМ!" Я говорю: "Никак БЕРКЛИЙ?" А ВАНАДИЙ: "Нет, НЕОН". ГАДОЛИНИЙ мы, ГАДОЛИНИЙ, кто бы это был. Слышим опять: "АУРУМ, АУРУМ!"

Вышли мы во двор и видим - по двору БЕРКЛИЙ кругами бегает, а за ним соседский КОБАЛЬТ АРГОН и ГАФНИЙ, ГАФНИЙ на него. Догнал он БЕРКЛИЯ, да как УКСУС его сзади за карман, где наши РУБИДИИ лежат!. Наш БЕРКЛИЙ парень ЖЕЛЕЗО, не уступает: "СУРЬМА, - кричит, - СВИНЕЦ, ПРАЗЕОДИМ проклятый!" А тот знай его ТЕРБИЙ.

Тут БЕРКЛИЙ совсем ЛЮТЕЦИЙ стал. Руками машет, орет: "Кто мне брюки ЛАНТАН будет?" Ну, думаю, все - сейчас БЕРКЛИЙ ГОЛЬМИЙ останется. Подбегаем мы и видим - РУБИДИИ-то наши уже у КОБАЛЬТА во РТУТИ! Я к нему: "АРГОНЧИК, - говорю, - скажи "ГАФНИЙ", ну, скажи!" А он только сквозь зубы ЦЕЗИЙ: р-р-р...

Вдруг ВАНАДИЙ СТАННУМ на четвереньки да как рявкнет: "ГАФНИЙ!!!" От неожиданности АРГОН наши РУБИДИИ проглотил и бегом со двора. Я - за ним: "ПОЛОНИЙ, кричу, РУБИДИИ на место!" А ВАНАДИЙ грустно так говорит: "Что он тебе, РОДИЙ их, что ли?"

ПЛЮМБУМ мы на вредного КОБАЛЬТА и ушли. Вот так мы ЦИРКОНИЙ посмотрели, не выходя со двора. Чтобы мы еще когда-нибудь БЕРКЛИЯ за чем-нибудь посылали - ни НИКЕЛЬ!"

Задания к сказке из учебника Мануйлова А.В.:

  • Все химические термины, использованные в сказке, обозначают вещества, являющиеся ЭЛЕМЕНТАМИ. Кроме одного, которое является не элементом, а сложным веществом. Найдите его.
  • В сказке используются либо русские, либо латинские названия элементов. Исключение составляют два элемента: название одного из них встречается в русском и в латинском варианте, а другого - в русском и английском. Какие это элементы?

Вы можете задать свои вопросы письмом kontren@mail.ru или с помощью специальной формы на сайте

"КонТрен - Химия для всех"

На этом сайте вы найдете и другие материалы, которые могут быть полезны всем, кто изучает химию, занимается химией сам, или обучает других.
Адрес сайта http://kontren.narod.ru/


До следующих встреч!




Карта сайта     <<=   Наверх  =>>   Содержание

Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 
Hosted by uCoz