Статьи
Главная страница
Карта сайта





[AD]
Поделиться в
Информация:
Патрикеева И.Д., Панкова О.Б.: ФГОС НОО. Осваиваем деятельностный подход. Книга для учителя
 

Деятельностный подход в обучении химии


28 ноября 2012 в Тюмени прошел семинар учителей химии
и других предметов естественнонаучного цикла
"Деятельностный подход в обучении".
Семинар провела Дерябина Наталья Евгеньевна,
член редколлегии журнала "Химия в школе",
к.п.н., доцент кафедры психологии образования
и педагогики факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова.
Краткий конспект этого семинара предлагается читателям.


Говоря о деятельностном подходе в обучении химии, давайте задумаемся, прежде всего, о том, что мы понимаем под словом «деятельность». Какой вид деятельности должен организовывать учитель на своем уроке? Учебную деятельность. А какие еще виды деятельности вы знаете? В чем состоит отличие учебной деятельности от трудовой, или от игровой деятельности? Ведь и в этих видах деятельности человек тоже может получать какой-то объем знаний, чему-то учиться? Допустим человек изготавливает табуретку, на уроке труда и делает тоже самое на мебельной фабрике, чем будут отличаться эти два вида деятельности?

Наверное, правильно будет сказать, что главное отличие этих видов деятельности в их целях, в планируемом результате. На мебельной фабрике таким основным результатом является табуретка, ее качество и их количество. Даже если рабочий в процессе их изготовления чему-то обучается, то это лишь побочный результат деятельности. Деятельность же на уроке труда, учебная деятельность имеет своей целью научиться делать табуретки, это будет ее основным результатом. Отличие учебной деятельности от других заключается в том, что ее целью является изменение субъекта деятельности, изменение, развитие процессов, которые протекают в его головном мозге. А эти процессы изучает наука психология.

С точки зрения психологии можно выделить два этапа учебной деятельности: исследовательский, или ориентировочный и исполнительский, преобразующий. Прежде чем исполнять какие-то поручения (выполнять упражнения, решать задачи), как то преобразовывать внешние объекты, внешнюю информацию, человек должен иметь некоторые ориентиры, информацию о внешних объектах, их свойствах, правилах, требованиях. Все это составляет ориентировочную основу деятельности (ООД). Дадим определение этому понятию:
Ориентировочная основа деятельности – это совокупность условий, на которые ориентируется человек в своей деятельности.

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы деятельность его учеников была успешной. Следовательно, целью обучения при деятельностном подходе должно стать формирование ООД. А для этого надо знать основные характеристики ООД, отличие одних видов ООД от других.

Первый вариант классификации ООД основан на степени полноты. С этой точки зрения различаются полная ООД, неполная, и избыточная. Чтобы понять различие этих ООД, проведем небольшой эксперимент, в ходе которого вы должны выполнить под моим руководством небольшое задание, не задавая вопросов и не общаясь друг с другом.

Возьмите небольшой листок бумаги, сложите его вдвое. Потом сложите еще вдвое. Затем оторвите угол и передайте мне, то, что вы в результате получили.

А теперь проанализируем результаты эксперимента. Все вы выполнили это несложное задание, но в большой группе людей мы видим большое число самых разных результатов: ромбики, восьмиугольники, листочки с одним уголком, только уголки, листочки с дырочками …

Так и учитель, проверяя контрольную работу удивляется порой разнообразию результатов и говорит своим ученикам: «Что же вы такие, я вам так объясняла, а вы мне такой разной ерунды написали!»

А в чем же причина разнообразия результатов нашего эксперимента? В том, что вам была дана неполная ООД. А кто давал вам эту ООД? Я, учитель. Значит, кто виноват в таких результатах. Учитель.

При традиционном обучении оказывается, что у многих учеников класса формируется неполная ООД их учебной деятельности. Задача учителя при деятельностном подходе стремиться к формировании возможно более полной ООД.

При ошибках в формировании ООД может сформироваться избыточная ООД – ООД содержащая неверные или несущественные для данной деятельности условия. Такая ООД также может приводить к ошибкам в деятельности ученика, или затруднять, замедлять его работу.

Второй способ классификации ООД – по мере их обобщенности. По этому критерию можно выделить обобщенные ООД и необобщенные, частные. Поясним их различие на примере, понятном любой домашней хозяйке.

Существует 25-томная энциклопедия, где собрано громадное число рецептов выпечки самых различных кулинарных изделий. Далеко не каждая хозяйка сможет воспользоваться ею, даже при наличии средств и времени. Не исключено, что найдя вроде подходящий рецепт, она не сможет его использовать т.к. в его составе может оказаться то, что в данный момент нет у нее на кухне. А чем его можно заменить – в рецепте не указано. А другой рецепт не подойдет по предполагаемому цвету изделий. А как можно добиться другого цвета – в рецепте нет. Наряду с этим, есть сравнительно небольшие по объему кулинарные учебники, где даются общие принципы подбора компонентов, подготовки теста, выпечки, изготовления изделий с нужными свойствами. Затратив меньшее время можно, изучив этот учебник, выпечь любое изделие с нужными свойствами, даже такое, рецепта которого нет в 25-томной энциклопедии.

Традиционное обучение в основном сводится к формированию частных ООД. Задача деятельностного подхода – формирование обобщенных ООД, содержащих наборы основных условий деятельности и законы их сочетания. Формирование таких ООД позволяет уменьшить затраты сил и времени, но позволяет человеку решать более широкий круг задач.

Третий критерий классификации ООД – по способу получения. Это могут быть ООД, полученные в готовом виде, и ООД разработанные самостоятельно. Разумеется, в учебном процессе эта самостоятельность относительна, так как формирование ООД все равно идет под руководством учителя. Опять обратимся к жизненному примеру.

Допустим, вас пригласили в гости в незнакомом городе. Хозяйка, зная что вы человек приезжий, встретила вас у станции метро, и, занимая приятной беседой, привела к себе домой. Возможен и второй вариант. Чрезвычайна занятая хозяйка, сообщила вам по телефону, что от метро надо пройти два квартала прямо, затем повернуть налево, возле синего киоска опять налево, войти в третий подъезд, подняться на второй этаж … . Вы тоже прибыли на место и встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. И вот когда она подошла к концу, хозяйка прощаясь с вами у порога, говорит: «Заходите еще, теперь Вы дорогу знаете!».

В каком случае ваша деятельность по возвращению обратно к нужной станции метро будет успешней, в первом или во втором варианте? Разумеется во втором. А почему? Потому, что самостоятельно освоенная ООД (даже если она и не была полностью самостоятельной) дает более полный образ действительности. В учебной деятельности самостоятельное формирование ООД создает еще и чувство удовлетворения, внутренние мотивы познавательной деятельности. Создавать условия для самостоятельного формирования ООД – еще одна задача деятельностного подхода к обучению.

Теперь, когда виды ООД выявлены,и задачи поставлены, пришло время поговорить о практических приемах их формирования.

Продолжение следует ...


Конспект подготовлен автором сайта
и отражает его меру понимания данного вопроса.
Вы можете поделиться своим мнением
на странице "Обратная связь"


Карта сайта | Главная страница | Статьи |

 
 
 
 
Hosted by uCoz