Главная страница
 
УМК О.С.Габриеляна
Химия 8-9
Химия 10-11
 
См. также:
Федеральный перечень УМК




Рейтинг@Mail.ru

-
 

Проблемы и пути развития школьного курса химии

Конспект выступления О.С. Габриеляна на семинаре
"Содержание и методика преподавания химии...", АПКиППРО, 14.11.06

 

Мы - последние могикане: учителя химии обречены на вымирание. Нам остается только 2 часа в 8-9 классах, в результате учителя химии как класс могут исчезнуть. Либо они уйдут из школы из-за нехватки нагрузки, либо потеряют квалификацию, вынужденные преподавать одновременно историю и географию.

Через 1,5 года среднее образование перейдет на профильную школу. Это хорошо в плане подготовки к ЕГЭ, сейчас обеспечить подготовку за 2 часа трудно. А если профиль гуманитарный, у учителя химии нет ответственности за подготовку к ЕГЭ. Пришли, показали значение химии и ушли. Плохо, что при этом падает нагрузка. Как бороться с сокращением числа часов и числа учителей?


Первый путь. Методисты и учителя-химики должны отстаивать пусть одночасовой, но курс "Химии", против введения курса «Естествознание». Курс «Естествознание» не готов:

  • - нет учебников;
  • - нет методики;
  • - нет дидактики;
  • - и главное, нет учителей.

Для введения курса «Естествознание» необходима серьезная подготовка. Иначе его будут вести физики, биологи, кто угодно – что для учителя химии дальнейшее сокращение нагрузки. Поэтому надо отстоять хотя бы этот один час для учебного предмета «Химия». Понятно, что этого мало. Откуда взять дополнительные часы?

Второй путь. Элективные курсы. Это могут быть:

- Предпрофильные курсы, в 9 классе, короткие (7-12 часов). Имеют важное значение для распределения школьников по профилям, а значит для формирования нагрузки учителя химии в дальнейшем.

- Профильные предметы – на них отводится около 20% учебной нагрузки в старшей школе 140-200 часов. В чем их отличие от факультативов? Профильные элективные предметы – обязательный компонент учебного плана, каждый ученик обязан выбрать и изучить 3 элективных предмета. Виды профильных элективных курсов:

  • - Профессиональное образование («Аналитическая химия», «Химическая технология», и т.п.). Такие элективные курсы пойдут в школе, где есть специализированный химический профиль.
  • - Подготовка учащихся к ЕГЭ ("Избранные главы", "Решение задач") такие курсы будут нужны школьникам и не химического профиля, которым тем не менее химия нужна для поступления в вуз (и для успешной учебы в нем) медицинский, сельскохозяйственный и т.п.
  • - Общего развития учащихся ("Пищевые добавки", "Химия и здоровье человека") - курсы полезные и интересные для учащихся любого профиля.

Набрав учеников на элективные курсы учитель-химии компенсирует потерю 2-х часов. Какие сложности возникают у учителя на этом пути?

По этим предметам нет учебников, методик. Плохо, когда учителя обязывают разрабатывать элективные курсы. Это не входит в его обязанности и заставлять нельзя, хотя если учитель берется за это – можно только приветствовать.

- Сейчас можно найти программы многих элективных курсов, но там только названия тем и список литературы, часто труднодоступной. Возникает сложная проблема подготовки к занятиям. Учителя просят: дайте нам учебник. Желательно иметь две книги:

  • - Книга для учителя – программа, тематическое планирование, методики эксперимента;
  • - Книга для ученика – подборки материалов из различных источников по учебным темам.

Такие пособия, совместно с учителями-авторами по некоторым элективным курсам мы подготовили и будем продолжать эту работу.

Третий путь сохранения полноценного курса химии – пропедевтика химии. Если начать изучение химии на год раньше, это компенсирует потерю часов в старшем звене. Федеральный БУП такой возможности не дает. Но в ряде регионов нашли возможность ввести пропедевтические курсы за счет регионального и школьного компонента.

Учебник «Химия. Вводный курс. 7 класс» в соавторстве с И.Г. Остроумовым и А.К. Ахлебининым писался 12 лет. Сложность в том, что пропедевтика не везде, и надо сохранить равные условия для школьников приходящих в 8-й класс. Основные идеи этого учебника представлены в его четырех главах:

- Идея №1. Химия в центре естественных наук. Ничего нового здесь не дается, обобщается и актуализируется химический материал других учебных предметов: природоведение, биология, география, физика…
- Также здесь рассматриваются общие вопросы методологии естественных наук: что такое наблюдения, что такое модели…

- Идея №2. Западает в основном курсе решение расчетных задач, в основном из-за слабой математической подготовки учащихся. Этим обусловлен раздел «Математика в химии», где актуализируются основные способы – часть от целого и пропорции. Рассматриваются массовая доля элемента в веществе, вещества в растворе, примесей.

- Идея №3. Мы не успеваем ставить полноценный химический эксперимент в основной школе: страдают «Химические ручки». Эту проблему призваны помочь решить практические работы пропедевтического курса. «Наблюдения за горящей свечой», «Приготовление растворов», «Выращивание кристаллов», «Очистка поваренной соли», «Изучение коррозии железа».

- Идея №4. Заинтересовать, мотивировать, воспитывать. Отсюда раздел «Рассказы по химии»: «Рассказы об ученых», «Рассказы о элементах и веществах» «Рассказы о реакциях»

Но если курс 7 класса становится повсеместным и стабильным, он может решать уже другие задачи. Поэтому сейчас совместно с И.Г. Остроумовым разработан новый учебник 7 класса, который был представлен в газете «Химия» под названием «Старт в химию». Учебное пособие к такому курсу вышло в издательстве «Сиринъ према» под названием «Введение в химию вещества». Оно содержит большое число цветных иллюстраций, посвященных конкретным химическим веществам. В этом учебнике в курс химии 7 класса переносится из основного курса раздел «Химия в статике»:

    строение вещества (атомы, молекулы, ионы - без строения атома и химической связи), смеси веществ и их разделение, простые вещества (металлы и неметаллы), сложные вещества (4 класса неорганических веществ, валентность).

Такое перераспределение материала сделает курс 8 класса менее нагруженным.

Итак, основные пути сохранения и развития школьного курса химии в условиях перехода на профильное обучения следующие:

  • - сохранение индивидуального курса химии в старшем звене средней школы независимо от профиля;
  • - развитие системы элективных химических курсов, ориентированных на учащихся не только химического, но и любого другого профиля;
  • - переход к более раннему началу изучения химии в основной школе.

Эти меры должны помочь сохранить школьное химическое образование и учителей химии в средней школе.



Конспект подготовлен автором сайта.

Наверх


 
 
 
 
Hosted by uCoz