Главная страница
Назад

8 класс
9 класс
10 класс
11 класс




Рейтинг@Mail.ru

-

Химия. 8-11 классы. Рабочие программы по учебникам О.С.Габриеляна. ФГОС.
.
Информация:
А свияш книги читать онлайн: скачать бесплатно книгу.
Строительные сетки тут работаем во всех городах Украины - доставка в Ивано-Франковске.
 

Федеральный стандарт и преподавание курса химии в основной школе

Конспект выступления О.С. Габриеляна на семинаре
"Содержание и методика преподавания химии...", АПКиППРО, 14.11.06


 

Преподавание курса химии в основной школе должно строится на основе федерального стандарта и входящего в его состав базового минимума. Это приводит к новым сокращениям содержания. Ничего хорошего в этом нет, но это действительно разгружает курс основной школы, котрорый сохранял весь материал еще от программы 3+2 часа.

Основные сокращения:

  • представление об s-, p- подуровнях, электронах. Осталось распределение электронов по слоям (2,8,6), схемы внешнего электронного слоя с изображением электронов точками
  • химическая кинетика. Осталось курсивом понятие о скорости - качественно, катализ.
  • электролиз, гидролиз (только представление)
  • удобрения (только упоминание);
  • химическое производство (только химизм);
  • коррозия и жесткость воды - с этим мне согласиться труднее всего, поскольку это процессы наиболее тесно связаны с жизнью учащихся и многими профессиональными направлениями (автослесарь);
  • задачи на избыток-недостаток, выход продукта, расчет по термохимическим уравнениям.

Как быть с ЕГЭ? Те, кто пойдут на наш профиль, будут изучать эти вопросы в старшей школе. Те, кто не пойдут - не выберут химию на ЕГЭ.

Как быть с аттестацией школы, учителя по контрольным работам от проверяющих? Результаты любой аттестации можно опротестовать, если задания срезовых работ не соответствуют федеральному стандарту.

Как быть с олимпиадами? Учитель не обязан на уроках готовить к олимпиадам. Подготовка к олимпиадам этто индивидуальная штучная работа, которая должна проводиться в отдельное время и это время должно быть учителю оплачено. Нельзя пенять учителю на отсутствие такой подготовки, если эта нагрузка не оплачивается.

В разработанный нами учебно методический комплект для 8 класса входит переработанный учебник "Химия-8", рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных и практических работ, сборник контрольных и проверочных работ.

Изменение содержания привело к коррекции тематического планирования курса химии 8 класса. Содержательная часть учебника при этом изменилась мало. Существенно обновлен иллюстративный материал - пополнен большим числом цветных фотографий.

Планирование и некоторые вопросы методики курса химии 8 класса.

Введение.

    Раздел дополнен методологией химии.
    1. Предмет химии. Вещества, свойства веществ, химический элемент и формы его существования.
    2. Превращения веществ, хемофилия и хемофобия, исторические сведения по химии.
    3. Таблица Д.И.Менделеева. Символы химических элементов.
    4. Химические формулы, атомные и молекулярные массы. Массовая доля элемента в веществе.

Следующие несколько тем составляют раздел "Химическая статика"

Тема 1. Атомы химических элементов.

    1. Краткие сведения о строении атома, изотопы. Можем использовать опорный конспект.
    2. Строение электронных оболочек первых 20 элементов Периодической системы.
    3. Положение элементов в Периодической системе и свойства образуемых ими простых веществ.
    4. - 7 . Виды химической связи. Ионная, ковалентная неполярная и полярная связи. Металлическая связь.
    1. Обобщение и подготовка к контрольной работе.
    2. Контрольная работа №1 (согласно учебному плану 2 КР в год)

Тема 2. Простые вещества.

    1. Металлы
    2. Неметаллы. Изучение этих групп веществ идет по общему плану:
      • положение в Периодической системе, строение атома, природа химической связи,
      • типичные представители, физические свойства, аллотропия
    3. Количество вещества, молярная масса.
    4. Молярный объем.
    5. Основные и производные единицы измерения массы, объема, количества вещества.
    6. Упражнения и проверочная работа по расчетам связанным с понятием "количество вещества".

Тема 3. Сложные вещества.

    1. Степень окисления.
      С понятием валентность мы не работаем, используем при изучении органической химии. Названия веществ "Оксид серы -шесть" а не "оксид серы шестивалентной" Отработываем основы номенклатуры бинарных соединений по ИЮПАК. Используем межпредметные связи с русским языком (графические обозначения частей слова).

    2-3. Оксиды.

    4-5. Основания.

    6-7. Кислоты.

    8-9. Соли.

    Рассмотрение этих групп веществ идет по общему плану:

    • состав,
    • природа химической связи
    • название
    • классификация
    • попутное повторение: расчеты
    • типичные представители.

      Например, урок "Основания". Вызываем ученика к доске, просим составить формулу из атомов натрия, водорода и кислорода. Каковы связи в этом веществе? И ионная, и ковалентная. А какие ионы? Оказываются, ионы могут быть не только простые, но и сложные. Проработка различия понятий заряд и степень окисления. Это нужно разделить. Обозначение зарядов ионов (у ионов только + или 2+, степень окисления +1, +2)

      Номенклатура:

      Затем - гидроксид кальция, разбираем составление формулы. Для нас это ерунда, а для ребенка - первый раз - как можно показать в формуле несколько сложных ионов.

      Устанавливаем генетические связи: поставь стрелочку напиши формулу оксида, которому соответствует этот гидроксид.

      Классификация: растворимые и нерастворимые. Расчеты: по массе найти количество вещества, число ионов каждого вида.

      Вводим новые понятия: "качественные реакции", "индикаторы".

      Эти идеи продолжаем развивать при изучении следующего класса веществ "Кислоты".

      Соли рассматриваются как производные кислот. Заполняется вместе с учениками табличка:

      Кислота

      Ион

      Название

      Пример

      H2SO4

      SO42-

      сульфат

      Al2(SO4)3 - сульфат алюминия

      Одновременно ученики знакомятся со шпаргалкой №3 - таблицей растворимости.

      Второй урок посвящаем отработке генетической связи. Вместе с учениками создаем схему:

      Идет отработка таких схем. и работа по повторению с помощью этих схем (Кальций, азот - тип связей, оксиды, основания, кислоты, и так до нитрита кальция. Из каких ионов состоит? Сколько ионов? каковы заряды? Из скольких атомов? Степень окисления?)

    1. Типы кристаллических решеток. Рассматриваем кристаллическое и аморфное состояние твердых веществ, различие в их строении и свойствах. Знания о кристаллических решетках систематизируем (это важно!) в форме таблицы:

        Тип

        Узлы

        Связи

        Типичные свойства

        Примеры

        Ионная

        Ионы

        Ионная

        Тв, Тугопл, не Лет …
        … ...

        NaCl
    2. Чистые вещества и смеси. Характеристика состава смеси
    3. Решение задач и упражнений. Расчеты, связанные с понятием "доля".
    4. Подготовка к контрольной работе.
    5. Контрольная работа №2.

Этой темой заканчивается изучение раздела "Химия в статике" Прошло 33 урока, первое полугодие учебного года. Со следующей темы начинается изучение изменений веществ, "Химии в динамике"

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.

    1. Физические явления в химии. Способы разделения смесей. Рассматриваем виды смесей, способы разделения, их применение в промышленности и в быту. Дистилляция воды - радиатор. Разгонка нефти, получение кислорода, пылесос, респиратор и противогаз, сливки, сепаратор и стиральная машина (центрифуга…).
    2. Признаки и условия протекания химических реакций.
    3. Закон сохранения массы, химические уравнения. Даем правила расстановки коэффициентов в уравнениях реакций
    4. Расчеты по химическим уравнениям. Нахождение массы, объема, количества вещества участника химической реакции.
    5. Реакции разложения. Разложение воды на два простых вещества. Пероксида водорода - на простое и сложное. Попутно ввводим понятие катализ. Гидроксида меди - на два сложных вещества. Идет постепенное усложнение реакций, уравнений.
    6. Реакции соединения. Демонстрации и уравнения для цепочки превращений: Р ® Р2O5 ® Н3РО4;
      В заключение записываем уравнение реакции образования азотной кислоты: NO2 + O2 + H2O ® НNО3 (учим уравнивать) и формулируем определение.
    7. Реакции замещения.
      Демонстрация реакции цинка с соляной кислотой. И опять от простого к сложному, "косичка":
      Zn+HCl - HCl+Al - Al+H2SO4
      - отрабатываем методику расстановки коэффициентов.
      Правила уравнивания:
      1. Если в уравнении встречается соль - уравнивать начинаем с соли,
      2. Если две и более соли - с более сложной.
      3. В последнюю очередь проверяем кислород, это индикатор уравнивания.
      Учим работать рядом активности металлов, прогнозировать возможность протекания реакции замещения.
    8. Реакции обмена. Возможность протекания - правило Бертолле.
    9. Типы химических реакций на примере свойств воды. Электролиз. Фотолиз. Реакции с оксидами металлов и неметаллов - понятие "гидроксиды". Реакции замещения - реакции со щелочными и щелочноземелными металлами. Реакции обмена - гидролиз карбида кльция, сульфида алюминия. Большую часть реакций можно показать в демонстрационном эксперименте. Для повышения наглядности - использовать графопроектор или способ "zerkalo na puze".
    10. Подготовка к контрольной работе.
    11. 11. Контрольная работа №3.

Тема 5. Практикум №1.

В программе 5 работ, но две из них можно передать на домашний эксперимент: "Наблюдения за горящей свечой" и "Анализ почвы и воды". Освободившиеся часы можно использовать для отработки навыков по предыдущей теме.

Тема 6. "Теория электролитической диссоциации".

Это - важнейшая тема 8 класса, ради нее строился весь курс химии 8 класса. Чего нет у меня: молекулярных представлений о реакциях в растворе. Сразу раскрывается истинный механизм реакции в растворах: это ионное взаимодействие.

    1 урок. Сформулируем четыре основных положения ТЭД:

    1. Все вещества по поведению в водных растворах делятся на электролиты и неэлектролиты.
      - Электролиты: щелочи, растворимые соли, кислоты.
      - Неэлектролиты: нерастворимые кислоты, соли, основания, оксиды, простые вещества.
    2. Электролиты диссоциируют на ионы. Ионы можно классифицировать:
      • по составу: на простые и сложные;
      • по заряду: на катионы (Mn+, Н+, NH4+) и анионы (Acn-, OH-)
      • по отношению к воде: гидратированные и негидратированные (выход на механизм диссоциации);
    3. Электролиты диссоциируют на ионы по разному. По этому признаку они делятся на
      - сильные (степень диссоциации равна 1, процесс диссоциации необратим) и
      - слабые (процесс диссоциации обратим, степень диссоциации меньше 1).
    4. К электролитам относятся вещества трех классов:
      • основания (Mn+ + OH-)
      • кислоты (Н+ + Acn-)
      • соли (Mn+ + Acn-)

      Эксперимент: прибор с лампочкой для демонстрации электропроводности. Простой опыт для демонстрации различия свойств ионов и молекул: концентрированная соляная кислота имеет резкий запах - разбавленная практически нет. Уксусная кислота и при сильном разбавлении имеет заметный запах, обусловленный недиссоциированными молекулами.

      Параграф ионные уравнения опускаем, этот материал отрабатывается в ходе следующих уроков.

    Уроки 2-5. Кислоты.

      Проблемный эксперимент: два неподписанных пузырька, в одном соляная, в другом серная кислота. Добавим кусочки цинка. Протекает одинаковая реакция, выделяется газ, водород. (Лучше с помощью кодоскопа)
      - Вопрос: С какой частицей в этих растворах взаимодействует цинк?
      Запишем: …. + Zn = H2 ­ + …
      Подвожу к пониманию, что взаимодействуют с цинком ионы водорода.

      Следующий опыт - три пробирки с CuO, три кислоты, везде наблюдаем образование голубого раствора, записываем:
      … + CuO = Cu2+ + …
      Какая часть кислоты вступила в реакцию? Подводим к уравнению
      2H+ + CuO = Cu2+ + H2O

      Три урока распределяются по плану:

      1. Объяснение
      2. Отработка
      3. Зачетный - каждый ученик вытягивает у меня билетик с формулой кислоты и должен устно рассказать свойства и, письменно, написать пять уравнений реакции тогда оценка 5. Три уравнения - тройка.

      Что хотите делайте но добейтесь, чтобы свойства кислот были выучены пусть на это уйдет четыре урока, дальше будет проще работать.

    6-7 уроки - Основания. По той же схеме.

    9-10 уроки - Оксиды

    11-13 уроки. Соли.

    14 урок. Окислительно-восстановительные реакции. Уметь распознать, без требования расстановки коэффициентов(?).

    15-16 уроки. Подготовка к контрольной работе.

    17 урок. Контрольная работа №3.

    18-19. Практические работы.




Главная страница
Назад
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс


-
 

Планирование и некоторые вопросы методики курса химии 9 класса.

Один из сложных вопросов методики 9-го класса - как читать органику. Я разложу все по полочкам.

Введение (6 часов)

    1 урок. Металлы.

    2 урок Неметаллы. Вы должны сказать при самоанализе этих уроков: "Уроки были построены на развитии мышления". Основные этапы уроков:

    Элемент:

    Положение в ПС®

    Строение атома ®

    Восстановительные св-ва®
    Окислительные св-ва®

    Степени окисления

    Простое вещество:

    Вид химической связи ®

    Тип крист. решетки ®
    Аллотропия ®


    Свойства

    Далее рассматривается изменение по периодам и группам свойств соединений: оксидов, гидроксидов, водородных соединений, генетический ряд элемента.

    Урок 3. Амфотерность. (ознакомительно).

    Урок 4. Периодическая система и периодический закон в свете строения атома.

    Урок 5. Подготовка к контрольной работе.

    Урок 6. Констатирующая КР №1.

Тема 1. Металлы. (9 часов)

Металлы даются в общем плане, без дробления на группы. Это обусловлено сложностью девятого класса: класс в определенном смысле выпускной, предпрофильный, ученикам не хватает ориентиров, они не хотят учить и т.п.

    Урок 1. Положение в Периодической системе, строение атома и кристаллические решетки, общие физические свойства металлов. Сплавы.

    Метод: беседа, демонстрация коллекций. Новым для школьников является понятие сплавы. Рассматриваем как твердые растворы, металлическая связь и металлическая КР. Классификация сплавов:

      • черные - чугун (>2% улерода) и сталь (<2%);
      • цветные - медные (бронза), алюминиевые (дюраль).

    Урок 2-3. Общие химические свойства металлов.

    Урок 4. Металлы в природе, общие способы получения металлов.

    Урок 5. Коррозия и способы защиты от нее. Как уже говорилось, этот вопрос не входит в федеральный стандарт, но я считаю необходимым его рассмотреть. Рассматриваем как ОВР: Мео - ne = Men+. На простейшем примере (литий). Отмечаем, что коррозия не только зло но и благо: процессы в гальванических элементах по сути своей тоже коррозия. Приводим интересные факты (одна из причин гибели "Титаника", как полагают, химические ошибки при проектировании и строительстве, заклепки корпуса были изготовлены из другого металла, что способствовало коррозии).

    Урок 6. Жесткость воды. Тема также введена вопреки стандарту, в связи ее большой значимостью. Методы смягчения воды (кипячение, "калгон" - фосфаты калия(?)).

    Урок 7. Практическая работа.

    Урок 8. Подготовка к контрольной работе.

    Урок 9. КР №2.

Тема 2. Неметаллы.

    Урок 1. Положение в Периодической системе, строение атомов и кристаллические решетки, аллотропия, физические свойства неметаллов. (кислород, фосфор, углерод).

    Урок 2. Общие химические свойства неметаллов. Отмечаем, что дляних характерны как окислительные (реакции с металлами, водородом) так и восстановительные (реакции со фтором, кислородом, сложными веществами окислителями). Есть и свой ряд активности (для галогенов).

    Урок 3. Неметаллы в природе, общие способы получения неметаллов. Что такое литосфера? Оксиды кремния и металлов. Гидросфера - вода. Получение - реакции восстановления и окисления (разложение воды, например).

    Урок 4. Водород.

    Урок 5. Галогены.

    Урок 6. Кислород.

    Урок 7. Сера.

    Урок 8. Сероводород, сульфиды.

    Урок 9. Оксиды серы.

    Урок 10. Серная кислота и ее соли.

    Урок 11. Серная кислота как окислитель, получение применение серной кислоты.

    Урок 12. Азот.

    Урок 13. Аммиак.

    Урок 14. Соли аммония.

    Урок 15. Оксиды азота.

    Урок 16. Азотная кислота как электролит, получение.

    Урок 17. Азотная кислота как окислитель, применение.

    Урок 18. Нитраты и нитриты.

    Урок 19. Фосфор.

    Урок 20. Кислородные соединения фосфора.

    Урок 21. Углерод - еще раз останавливаемся на аллотропии. Кокс, сажа, тушь, древесный уголь, активированный уголь, адсорбция, противогазы.

    Урок 22. Оксиды углерода.

    Урок 23. Угольная кислота, ее соли.

    Урок 24. Кремний.

    Урок 25. Кислородные соединения кремния.

    Урок 26. Силикатная промышленность.

    Урок 28-30. Практические работы. Среди них работа по получению, собиранию, распознаванию газов.

    Урок 32. Подготовка к контрольной работе.

    Урок 33. КР №3.

Тема 3. Органические соединения (8 уроков - 8 пишем, 7 в уме)

    Урок 1. Предмет органической химии, понятие о валентности и химическом строении.
    Урок строется на сопоставлении и сравнении органических и неорганических веществ.

      • Неорганические: около 100 элементов, около 100 тысяч веществ, Менделеев, степень окисления;
      • Органические: химия улерода и еще 2-4 элементов, около 30 млн, Бутлеров, валентность.

    Отмечаем несовпадение понятий степень окисления и валентность, как
      • N2 - стОк= 0, вал=3;
      • NH3 - стОк= -3, вал=3;
      • NH4+ - стОк= -3, вал=4.

    Урок 2. Углеводороды. Метод: беседа, работа учащихся Насыщенные: метан, этан - ученики записывают развернутые структурные формулы. Что будет, если от молекулы этана оторвать два атома водорода? "От голода" образуется еще одна связь между углеродными атомами - приходим к понятию ненасыщенные углеводороды: этилен, ацетилен. Качественные реакции без записи уравнений реакций. "Голодные" молекулы способны присоединяться друг к другу - реакция полимеризации, полиэтилен - пример применения углеводородов. Горение углеводородов и их применение как источника энергии.

    Урок 3. Спирты. Мостик с предыдущего урока гидратация этилена:

    СН2=СН2 + НОН « СН3-СН2ОН; затем формулы: С2Н5ОН; R-ОН
    Вводим понятия радикал и функциональная группа. Рассматриваем метанол как производное метана. Не забываем про антиалкогольное воспитание (Исполняется ария: "Не пей Иванушка, козленочком станешь")

    Даем общее представление о многоатомных спиртах, рассматривая в качестве представителя широко применяемый глицерин. Качественная реакция с гидроксидом меди.

    Урок 4. Карбоновые кислоты. Даем представление о функциональной группе и общей формуле карбоновых кислот R-COOH, в качестве представителя рассматриваем уксусную кислоту. Напоминаем общие свойства кислот и вводим новое свойство: реакция этерификации и знакомим с классом сложных эфиров. На словах объясняем образование жиров при взаимодействии жирных кислот с глицерином:
    Жирные к-ты + глицерин « жир + вода
    Цепочка понятий: кислоты - карбоновые кислоты - этерификация - эфиры - жиры - жировой обмен.

    Урок 5. Аминокислоты и белки. Приводим формулы простейших аминокислот и рассматриваем их взаимодействие между собой. Отмечаем, что при этом выделяется вода ("конденсируется") вводим термин реакция поликонденсации. Отмечаем роль этой реакции в синтезе природных веществ - белков. Записываем словами и отмечаем обратимость процесса:
    Аминокислоты « белок и вода
    Гидролиз белков как одно из их основных свойств. Обсуждаем свойства белков и материалов на их основе:

    1. горение, характерный запах, распознавание (шерсть)
    2. растворимость - нерастворимость, денатурация: эксперимент: три пробирки с раствором белка, одну из них нагреваем, в другую добавляем раствор соли свинца, в третью спирт. Опять "Не пей Иванушка, козленочком станешь".
    3. Качественные реакции

    Отмечаем биологические функции белков: строительные, ферментативные и др., в том числе имунная функция (антитела, антитоксины).

    Урок 6. Углеводы. От названия к формуле Cn(H2O)m, и С6Н12О6. Основные свойства глюкозы - реакция с гидроксидом меди без нагревания и с нагреванием.
    Отмечаем способность глюкозы (моносахарида) к поликонденсации:
    6Н12О6. «6Н10О5)n + nН2О с образованием полисахаридов, крахмала и целлюлозы. В сравнении рассматриваем их основные свойства, биологическую роль

    Урок 7. Практическая работа №5. Идентификация органических соединений. Качественные реакции. Используем также для подготовки к контрольной работею

    Урок 8. КР №4 Готовлю конвертики, откуда ученики вытаскивают карточки с названиями или формулами веществ. Задания:

      • Написать формулу (или дать название) вещества;
      • Назвать класс, группу веществ
      • Охарактеризовать значение, применение вещества.
      • На дополнительную оценку - написать уравнение, схему реакции, характеризующей свойства или получение вещества.

Итого в представленных темах 6+9+33+8=56 часов. Оставшиеся 12 часов можно рассматривать как резервные, можно использовать для рассмотрения тем одной из тем-модулей, включенных в программу: "Химические вещества в сельском хозяйстве" или "Химия и экология" (для городских школ).



Конспект подготовлен автором сайта.

Наверх


 
 
 
 
Hosted by uCoz