Олимпиада школьников основной школы по химии
Восьмой класс.
Незнайка в химической лаборатории - 2.
После экскурсии в химическую лабораторию Незнайке так понравилась химия, что он уговорил Штативчика взять его помощником, лаборантом. Не сразу согласился на это Штативчик, не все сразу получалось и у Незнайки, но постепенно он стал справляться со все более сложными заданиями.
Задача 1.
Это было одно из первых заданий порученных Незнайке. Штативчик дал ему склянку, на дне которой оставалось немного жидкости. Это 36%-ная серная кислота, сказал Штативчик., здесь ее 120 грамм. Приготовь мне для завтрашних опытов пять скляночек, и чтобы в каждой было по 75 г 10%-ной кислоты. А все что останется - сдашь обратно, строго добавил он.
Как вы думаете, справился ли Незнайка с этим заданием, сколько 10%-ного раствора он приготовил, сколько воды ему для этого потребовалось, и сколько кислоты он вернул Штативчику? Ответ подтвердите расчетами.
Задача 2.
А это задание Незнайке пришлось переделывать. Задание было простым - приготовить 8% раствор сульфата меди из медного купороса. Незнайка отвесил 8 г голубых кристаллов, отмерил цилиндром 100 мл воды. "Теперь все смешаю в этом алюминиевом стаканчике", решил он. Но при перемешивании с раствором начало происходить что-то странное…
Какие ошибки допустил Незнайка в своих расчетах и в приготовлении раствора? Что произошло у него при растворении медного купороса? Напишите уравнение реакции. Сколько воды надо было взять, чтобы приготовить 8% раствор сульфата меди из 8 г медного купороса?
Задача 3.
Самый обидный провал получился у Незнайки на самом простом задании: Штативчик поручил ему отнести в лабораторию чашечку, где лежало 30 мг тщательно взвешенного золотого порошка. Незнайка нес порошок очень осторожно, но тут прямо на нос ему уселся солнечный зайчик, и… Ап-чхи! Весь золотой порошок разлетелся по комнате.
"Но там же его немного, всего 30 мг", оправдывался Незнайка. "Это в граммах немного! А сколько там золотых атомов! Сколько электрончиков!" - чуть не плакал расстроенный Штативчик.
А в самом деле, сколько, примерно, атомов и сколько электронов разлетелось по комнате от неосторожного Незнайкиного чиха?
Задача 4.
Однажды Штативчику поступил заказ: определить содержание магния в смеси магниевого порошка и мела. Разделить смесь Штативчику не удалось, но он установил, что при растворении 8 г смеси в соляной кислоте выделяется 6,048 л газа (н.у.). Выполнить необходимые расчеты он поручил Незнайке.
Помогите и вы Незнайке: напишите уравнения реакций, которые прошли при растворении смеси и рассчитайте а) Сколько газа выделилось бы, если бы смесь состояла из чистого магния? б) Какова массовая доля магния в смеси?
.
Задача 5.
В другой раз Штативчик сказал: "Для завтрашнего эксперимента мне нужен раствор хлорида магния, а банка с этим веществом пуста! Посмотри в наших шкафах, подбери вещества, из которых проще всего получить раствор хлорида магния!"
"Раз хлорид магния, значит, там должен быть магний и хлор" - решил Незнайка и открыл шкаф с реактивами. Скоро на столе перед ним стояли две группы банок. С одной стороны там были гидроксид магния, его карбонат, сульфат и ортофосфат, манганат калия. С другой - соляная и хлорная кислоты, хлориды натрия, калия, бария.
Напишите формулы веществ, которые достал Незнайка. Какие из них не имеют отношения к заданию Штативчика?
Помогите Незнайке выбрать пары реагентов, при взаимодействии которых можно получить чистый раствор хлорида магния. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Приведите 2-3 пары веществ, которые не подойдут для этой цели. Объясните, почему.
Какая из возможных реакций самая удобная для решения поставленной задачи? Объясните свой выбор.
Постепенно Незнайка становился все более опытным химиком, и уже начал подумывать о победах в химической олимпиаде!
Ответы и решения
Задания I этапа олимпиады
|