Олимпиада
Главная страница
Карта сайта

-

См. также:

Бойко Л. и др.: Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС

Олимпиада школьников основной школы по химии
Восьмой класс.

Приключения Незнайки в химической лаборатории.

В Цветочном городе, где жил Незнайка со своими друзьями, была и своя химическая лаборатория. Всю работу там вел высокий худой коротышка, которого звали Штативчик. Он синтезировал разные лекарства для доктора Пилюлькина и готовил красивые фейерверки для городских праздников. Незнайке давно хотелось побывать в этом интересном месте, и когда однажды Штативчик объявил о записи в химический кружок, Незнайка записался одним из первых. После первого занятия он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, Винтиком и Шпунтиком.

Задача 1.

Прежде всего, Штативчик объяснил, что все вокруг состоит из каких-то маленьких "атомов" - рассказывал Незнайка. Он показал нам вот такую пластинку из алюминия, я ее нарисовал, но никаких атомов в ней не увидел! Штативчик стал записывать, сколько их в этой пластинке, и написал на доске единицу и двадцать пять нулей! Как бы нам тоже сделать такую пластинку!

Послушай, - сказал Шпунтик, - но на твоем чертеже не указана длина пластинки! Верно, - почесал затылок Незнайка, - как это я забыл…. Надо посмотреть в справочнике, - предложил Винтик. Но из справочника друзья узнали только то, что плотность алюминия 2,7 г/см3.

Помогите коротышкам рассчитать длину пластинки в сантиметрах, округлите до десятых и запишите полученное число в бланк ответа.

Задача 2.

Потом, - продолжал Незнайка, - Штативчик повел нас смотреть свою новую ракету. Сначала мы рассмеялись - ракета была сделана из пустой литровой пластиковой бутылки, которая на специальной подставке стояла вверх дном. Но Штативчик сказал, что бутылка не пустая, что он собрал туда 300 мл горючего газа, водорода. А остальное? Остальное - воздух, - сказал он, и поднес к горлышку бутылки длинную горящую лучинку. Ба-бах! И ракета взлетела выше самого высокого дерева!

Здорово! - сказал Шпунтик, - только зачем так много воздуха? Лучше бы горючего газа побольше! Нет - возразил Винтик, - тогда кислорода может не хватить. Ведь его в воздухе 21% по объему.

Рассчитайте, какой объем воздуха нужен для полного сгорания 300 мл водорода. Результат в миллилитрах округлите до целых и запишите в бланк ответа.

Задача 3.

Хорошо бы и нам сделать такую ракету! - загорелись Винтик и Шпунтик, когда расчеты были закончены. Вот только из чего его можно получить, этот водород? Я знаю! - гордо сказал Незнайка. Штативчик нам объяснял, из чего его можно получать, из чего нельзя получать, я даже записал, вот только перепутал … и Незнайка показал друзьям свои записи:
1. 15% раствор NaOH + Al; 2. 10% раствор H2SO4 + Zn
3. 25% раствор HNO3 + Mg;4. 30% раствор CH3COOH + Zn
5. 35% раствор HCl + Cu;6. 20% раствор NaOH + Fe

Помогите друзьям понять, какие три пары веществ можно использовать для получения водорода. Номера правильных вариантов запишите в бланк ответа.

Задача 4.

Не поняв записи Незнайки, друзья решили проверить, что есть в их запасах. Шпунтик нашел в кладовой бутылку с этикеткой "Соляная кислота, 15%", а Винтик предложил для опыта железные опилки, которых было много в мастерской. Убедившись, что реакция идет, друзья решили сделать ракету в 100 раз мощнее и задумались, сколько надо взять веществ, чтобы получить 30 л газа. Незнайка мог лишь посоветовать обратиться к кому-нибудь, кто умеет делать химические расчеты.

Рассчитайте а) массу 15%-ной соляной кислоты и б) массу железных опилок, нужных для получения газа, считая, что его объем будет измерен при нормальных условиях. Результаты в граммах округлите до целых и запишите в бланк ответа.

Задача 5.

А потом, - продолжал свой рассказ Незнайка, - мы сами проводили химическую реакцию! Штативчик привел нас в комнату где на столе стояла банка с водой. Он дал нам длинные трубочки и сказал, чтобы мы вдыхали воздух носом, а выдыхали через эти трубочки опущенные в банку с водой. Как только мы стали это делать, как вода в банке помутнела, и скоро стала белой, как молоко! Но Штативчик сказал нам не останавливаться, и мы еще минут 10 выдыхали воздух через воду в банке. И постепенно вода снова стала светлеть, и опять стала прозрачной!

Странно это! - недоверчиво сказал Шпунтик, - я когда купаюсь, тоже выдыхаю воздух в воду. И никогда она не становилась как молоко. Может это была не вода? - предположил Винтик. Вода, - сказал Незнайка, - правда, Штативчик ее как-то по особому называл, да я не запомнил и не записал, мне же дышать надо было!

Помогите Незнайке вспомнить, как называлась "вода", с которой он, вероятнее всего, проводил реакцию. Запишите ее название в бланк ответа (5а).

Запишите уравнение реакции, в ходе которой при продувании выдыхаемого воздуха эта "вода" побелела (5б). Запишите уравнение реакции, в которой эта "вода" снова стала прозрачной (5в).

Задача 6. А напоследок, Штативчик сказал нам, что скоро между Цветочным и Огуречным городом пройдет химическая олимпиада. И пропуском на участие в ней будет вот этот кроссворд! - и Незнайка достал из кармана еще один листок. Как бы мне хотелось, что бы вы помогли мне попасть на олимпиаду! И друзья начали читать вопросы.

По вертикали
1. Положительная частица в составе атомного ядра
3. Если лакмус синий, значит в растворе ...
5. Состязание юных химиков
7. Желто-зеленый ядовитый газ
9. Составная часть атома

По горизонтали
2. Используется для отделения раствора от осадка
4. Тип реакции между хлоридом натрия и нитратом серебра
6. В этой посудине химики часто проводят реакции
8. Вид атомов с определенными свойствами - это химический ...
10. Русский ученый, один из тех, кто открыл закон сохранения массы
11. Меняет окраску в кислоте и в щелочи
12. Явление возрастания скорости реакции от добавки некоторого вещества, которое при этом не расходуется

Помогите и вы найти правильные ответы на вопросы кроссворда. Найденные ответы перепишите в бланк ответа под теми же номерами.

Ответы и решения
Задания II этапа олимпиады


Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

 
 
 
 
Hosted by uCoz