Всероссийская олимпиада школьников по
химии
| |||||||||||||||||||||||
|
Десятый класс.Задача 10-1.Четыре колбы объемом по 500 мл заполнены при стандартных условиях (р = 105 Па, t = 25°C) высшими водородными соединениями элементов с порядковыми номерами 6-9. Вопросы. (10 баллов) Задача 10-2.При растворении навески 1,4850 г галогенида А (содержит 64,19 масс. % металла X) в избытке концентрированного раствора аммиака получили бесцветный раствор, верхняя часть которого быстро посинела на воздухе. Через полученный раствор пропустили избыток сероводорода. Из раствора выпал осадок смеси бинарных соединений Б и В (содержание металла X в соединении Б 79,85 масс. %). Осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и взвесили. Его масса составила 1,2419 г. Вопросы. (10 баллов) Задача 10-3.В таблице приведенные данные по примерным температурам замерзания четырех растворов:
1. Вычислите моляльные концентрации этих растворов. (Моляльная концентрация показывает, сколько моль вещества растворено в 1 кг растворителя). Плотность воды принять равной 1 г/мл. (10 баллов) Задача 10-4.Большинство современных автомобилей работает за счёт сгорания бензина, что приводит к загрязнению окружающей среды. Экологически чистым топливом является водород, однако получение его из воды сопряжено с большими трудностями. 1. Оцените температуру, при которой реакция разложения воды H2O(г) = H2 + 1/2O2 станет термодинамически возможной (т. е. температуру, при которой DrG = 0). Возможно ли проводить промышленный процесс при такой температуре? 2. Элегантным подходом к решению проблемы является использование циклов. Один из таких циклов основан на реакции Бунзена (взаимодействие SO2 с I2 в присутствии воды): 3. При практическом проведении данного цикла сложность вызывает переход от стадии 3 к стадиям 1 и 2. В чём состоит эта сложность? Как её можно преодолеть? Какая дополнительная стадия, на которой не происходит химических превращений веществ, необходима, чтобы получился цикл? 4. Даёт ли использование данного цикла выигрыш в энергии по сравнению с непосредственным термическим разложением воды? Если нет, то в чём заключается смысл его применения? 5. Какие другие проблемы возникают при использовании водорода в качестве топлива? Укажите одну, на ваш взгляд, наиболее важную из них.
Необходимые уравнения: (10 баллов) Задача 10-5.Нагревание изопрена в присутствии никелевого катализатора приводит к образованию смеси продуктов его димеризации, которая при разделении дала две фракции. Первая содержала два вещества А и В. При озонолизе этой фракции с последующим окислительным расщеплением озонида образуются гексан-2,5-дион, янтарная (бутандиовая) кислота и левулиновая (4-кетопентановая) кислота: Вторая фракция содержала вещества С и D в соотношении 2:1. При обработке 13,6 г этой фракции избытком подкисленного раствора перманганата калия выделилось 2,24 л газа. При длительном нагревании другого образца данной фракции в закрытом сосуде в присутствии палладия давление не изменилось; образовавшаяся смесь не обесцвечивала бромную воду. Вопросы. (10 баллов) |
||||||||||||||||||||||
|
По материалам пособия: |
|||||||||||||||||||||||
| . | |||||||||||||||||||||||