Авторы этого Интернет ресурса предполагают его как учебное пособие к элективным курсам "Введение в нанотехнологии" которые могут иметь физическую, химическую и биологическую направленность. В соответствии с этим на сайте размещены сразу три учебных пособия, методические указания и ссылки на другие сайты аналогичной направленности.
Откроем раздел посвященный химии. В 10 главах рассказывается об основных объектах и понятиях нанотехнологии, вводится понятие "нанохимия", рассказывается об основных способах получения наночастиц, наноматериалов и перспективах их применения. Уходя в сторону биологии, несколько глав посвящено медицинским аспектам, роли нанотехнологий в борьбе с онкологическими заболеваниями, в генной инженерии, в экологии.
Заканчивается все главой, посвященной "философские аспектам развития" нанобиотехнологии.
Каждая глава состоит из нескольких разделов. Разделы неоднородные, от одного - двух абзацев до нескольких страниц достаточно сложного текста, с большим количеством незнакомой учащимся терминологии. Облегчает понимание наличие красивых схем, фотографий, рисунков моделей и т.п. Сопровождает каждую главу и раздел с вопросами для контроля знаний. Структура ресурса основана на Wiki-технологии, т.е. обеспечивает его комментирование, дополнение, правку. Но это увеличивает объем и аморфность его содержания.
Дополнительный материал по нанотехнологиям можно найти и в других разделах. Так в разделе Физика интересна хронология развития нанотехнологий от знаменитой лекции Фейнмана до практически наших дней. В разделе Биология можно прочитать, например, о молекулах биополимеров, как составляющих наномира, об использовании бактерий в нанотехнологиях (внутриклеточная доставка лекарств; создание наночастиц; бактерии как источник энергии).
Методические указания ориентируют на изучение этого материалы в 16 часовом курсе, 2 часа в неделю, используя лекционный и семинарский методы обучения (предлагаются подробные планы уроков). Объем материала для этого, пожалуй, великоват. Да и язык пособия труден для школьника обычной школы. Некоторые фразы вообще просятся на эстраду. Например то (см. Заключение), что в итоге ля-ля-ля "Сформируется новая экономика, основанная на нанотехнологиях". Так и хочется добавить, что это будет видимо нано-экономика, в рамках которой все будут получать свои нано-доходы и нано-зарплаты :).
Тем не менее, уже появились бравые отчеты об успешной апробации этих курсов (причем за одну-две недели вместо восьми). Не хочется умалять важности нанотехнологий вообще, и значимости данного ресурса как информационного источника в частности. Возможно, в профильном лицее, при 3-4 часах химии в неделю, такой курс будет полезным дополнением. Но в обычной школе, где на базовый курс химии отводится 1 час в неделю, идея подобного электива выглядит если не вредной, то бесполезной. Это, впрочем, лишь мое мнение, а чтобы выработать свое, имеет смысл
Один из разделов сайта Санкт-Петербургской школы № 316 называется "Уроки химии", основным автором которых является учитель химии Лохонова Ирина Николаевна. Начинаются эти уроки внешне невзрачной страницей, содержащей перечень презентаций по химии и разделов, которые непосредственно можно увидеть на сайте.
Одним из наиболее проработанных разделов является пожалуй "Урок-конференция "Сера. Элемент и простое вещество".
На отдельных страничках, в сопровождении забавных смайликов представлена структура урока и задания для учащихся. Остальные страницы можно рассматривать как своеобразное учебное пособие по теме. Оно хорошо иллюстрировано рисунками и фотографиями и рассказывает о истории, нахождении в природе, строении, физических и химических свойствах, получении применении серы. К уроку есть справочный материал в котором можно найти дополнительную информацию о смысле отдельных терминов, жизни и деятельности ученых и т.п.
Еще один мини-учебник сайта называется Вещества (Введение В Химию). Здесь, на уровне 8 класса (или даже для пропедевтики) рассказывается о строении и классификации веществ, их свойствах о физических и химических явлениях. Рассказывается и о важнейших количественных отношениях в химии: химических формулах, индексах и коэффициентах, относительных массах атомов и молекул. Все это дается в сопровождении наглядных схем и рисунков.
Как электронные учебные пособия можно рассматривать и некоторые презентации размещенные на страницах учителя. Скачивая презентацию "Оксокислоты", я, думал, что это что-то из вузовской органической химии. Но нет, здесь вполне школьные кислоты: серная, азотная, муравьиная и уксусная. Во введении автор дает историческую справку, современную характеристику и классификацию кислот. А затем идет подробный рассказ о свойствах, способах получения и применении каждого вещества. По преобладанию текста (хотя иллюстрации тоже присутствуют) это именно учебное пособие, а не мультимедийное сопровождение урока, хотя и на уроке может быть использовано. Презентация снабжена слайдом содержания и удобными средствами навигации.
Есть здесь и раздел, непосредственно посвященный серной кислоте. Это сайт "Серная кислота" Н.Ю. Игнатенко - видимо ученика (или ученицы?) Ирины Николаевны. Тоже интересный информационный ресурс, на страницах которого рассказывается о серной кислоте в природе, ее истории, свойствах, получении и применении. Автор отмечает, что "сайт создан для помощи учителю химии в проведении уроков по теме "Серная кислота", а также для всех любопытных и интересующихся химией "
Раздел "Химия: по страницам журналов" (видимо тоже разрабатываемый учениками) несколько выпадает из общего направления "Уроки химии". Как видно из названия, он служит собранием статей из журналов, так или иначе связанных с химией (фарфор, чернение серебра, сероводород в Черном море). Многие разделы этого сайта недоработаны (пока?). Наиболее полный раздел посвящен статьям о М.В. Ломоносове.
Вот так, незаметная как будто страничка познакомила с собранием многих интересных материалов. Не верите -
Посмотрите своими глазами (ресурс прекратил работу или сменил адрес)
Портал химиков-аналитиков
15.11.08 -
На главной странице этого профессионального ресурса представлены тематические новости, из которых можно узнать о последних прощедших и намечающихся выставках и семинарах, о новых методиках анализа. Так, отзвуком меламинового скандала представлено сообщение о том, что "С 1 октября 2008 года на территории Российской Федерации утверждено и с 1 ноября 2008 года вступит в силу «Дополнение № 11 к СанПиН 2.3.2.1078-01», согласно которому не допускается наличие меламина в пищевых продуктах (допустимый уровень - менее 1 мг/кг) и о современных методах его определения."
Не все запланированные на портале разделы получили достаточное развитие. Так, раздел Журналы предполагал регулярное издание двух журналов. Но один из них представлен лишь первым номером за 2005 год, второй - первым номером 2004 года, после чего выход журнала был "временно прекращен ввиду увеличения(!!) числа подписчиков."
В разделе Лаборатории размещается информация о лабораториях, готовых выполнять заказные аналитические исследовательские работы или рутинные анализы. Москва, Владимир, Краснодар... Время размещения этой информации неизвестно, но заинтересованный посетитель сможет выяснить ее актуальность по имеющимся контактным данным.
Один из объемных разделов портала раздел "Литература". Здесь можно познакомиться с книжными новинками (последняя - 2006 года), ссылками на аналитические журналы в свободном доступе,
статьями, некоторым количеством методик, справочными и учебными материалами. Однако, часть ссылок на HTML-ресурсы оказались неработающими, и не все удалось посмотреть, что хотелось.
Раздел ОБОРУДОВАНИЕ временно закрыт на реконструкцию... Но активно работает Доска объявлений по покупке и продаже оборудования Б/У. Здесь свежие объявления от желающих что-то продать, не обязательно аналитическое, и от желающих что-то купить ("Продается склад реактивов" - "куплю амплификатор"). Раздел РАБОТА - еще одна доска объявлений, в которой размещается информация о вакансиях для химиков аналитиков и заказах на исполнение аналитических работ. Встречаются впрочем и предложения от интернет-лохотронщиков.
Активно работает и ФОРУМ портала. Здесь есть и обсуждение профессиональных вопросов, и дискуссии по спорным темам, и раздел "Юмор" с попыткой собрать химические песни, и раздел "Химические задачи", куда можно обращаться за помощью в решении задач. Впрочем, для профессионалов форума этот раздел тоже служит в основном для проявления своего чувства юмора. И как не смеяться над тем, кто не удосуживаясь заглянуть в учебник, ищет готовых решений от добрых дядей?
Итак, если вы химик-аналитик, вы, вероятно уже посетитель этого портала. А если вы еще думаете, не аналитик ли вы, тогда зайдите,
Под этим названием можно было ожидать собрание сайтов образовательных организаций Перми или Пермской области. Но нет - данный ресурс больше всего напоминает небольшую электронную библиотеку, целью создания которой является: "Формирование образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности, Популяризация научного подхода к окружающей действительности, а также Распространение научных знаний в современной и доступной форме, ну и конечно же Проявление «человеческого лица» научного мира: «знакомство» как с выдающимися учёными прошлого, так и с людьми, играющими определяющую роль в современной науке."
На портале три основных раздела: книги, журналы и "Избранное", в котором представлены мультимедиа ресурсы: фильмы, записи телепередач, аудио-книги. Все ресурсы доступны к бесплатному скачиванию в виде WinRAR-архивов, в форматах pdf и DjVu. Ссылки на скачивание программ для чтения этих файлов дружелюбно предлагает небольшой раздел помощи по сайту, он же объясняет порядок бесплатного скачивания ресурсов (разумеется в сопровождении некоторого количества рекламных страниц).
В разделе Журналы внимание химика прежде всего привлечет собрание журналов "Химия и жизнь" начиная с его первого номера от 1965 года и заканчивая № 3 от 1970 (раздел наполняется). Изображение обложки сопровождается набором ключевых слов, в какой то мере раскрывающих содержание данного номера. Так можно, например, узнать, что первый номер журнала рассказывал о капроне и генах, молекулярных пучках и структурах, о валидоле и новых путях изучения химических реакций.
В этом же разделе представлен и такой заметный в прошлом журнал, как "Техника молодежи", почти в каждом номере которого присутствовали статьи связанные с химией (например статья о Юстусе Либихе в № 1 от 1935 г.) В полном объеме представлен недолго выходивший (1995-2001) "Соросовский Образовательный Журнал". Статьи СОЖ – это актуальные научные обзоры по самым разным областям естествознания, в том числе и по химии, написанные ведущими учеными нашей страны, причем написанные на уровне, понятном старшеклассникам и студентам. Представлены на портале и другие журналы, по физике, астрономии и космонавтике, военному делу и компьютерным технологиям.
Книжная литература портала представлена в основных предметных разделах:
АНТИНАУКА | АСТРОНОМИЯ | БИОЛОГИЯ | ЗДОРОВЬЕ | ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ | ИСТОРИЯ | КОМПЬЮТЕР | МАТЕМАТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | ФИЗИКА | ХИМИЯ
Несколько не согласуется с целями портала раздел АНТИНАУКА (Религия, Эзотерика, Теософия, Мистика, Оккультизм...), где книг, пожалуй, больше, чем в любом другом разделе.
В разделе ХИМИЯ около 60 книг самого разного направления и уровня, расположенные без всякой системы, так что все собрание напоминает скорее книжный развал, чем библиотеку. Вот некоторые, наугад извлеченные из этого развала:
- Химические элементы в физиологии и экологии Человека, 2004, А. Скальный
- Органикум, 1992, Ханс Беккер, Гюнтер Домшке
- Химия. Пособие-Репетитор для поступающих в Вузы, 2003, Под ред: Егорова А.С.
- Чистые химические вещества, 1974, Карякин Ю.В., Ангелов И.И.
- Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико-химического эксперимента, 1974, Зимин В.С.
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии, 2002, Степин Б.Д. и Аликберова Л.Ю.
Примерно также обстоит дело и в других разделах. Собрание книг постоянно пополняется, и отсутствие какого-то подобия каталога, а также системы поиска по сайту делает нахождение нужного источника все более проблематичным. Остается надеяться, что сайт будет продолжать свое развитие и в этом направлении. А пока с новинками поступлений можно знакомиться на его главной странице. Заходите и
Посмотрите своими глазами (ресурс прекратил работу или сменил адрес)
А также:
Новые сервисы на сайте XuMuK.ru:
"Расчет молярных масс" - Вводишь CuSO4*5H2O, получаешь 249.686 г/моль
"Форматирование Формул для Интернета" -
Вводишь SO4(2-)+ Ba(2+)..., получаешь SO<sub>4</sub><sup>2-</sup>+ Ba<sup>2+</sup>..., что после вставки в WEB-страницу дает: SO42-+ Ba2+...