Уважаемые читатели! Сегодня: Новости
Интернет учителю химии, школьнику: Крупицы опыта
Разное: Новые книги
В следующих выпусках:
Интернет учителю химии, школьнику, студенту: Там, за горизонтом...
Новости
На сайте
KONTREN начата работа над проектом ХЭлПВиС - создание информационной базы "Химические элементы, простые вещества и соединения".
Введены первые 15 блоков по элементам №№37-51.
.
Химический факультет Тюменского госуниверситета проводит 23 апреля День открытых дверей Приглашаются абитуриенты, их родители, учителя химии
Интернет учителю химии, школьнику:
Крупицы опыта
Человек, овладевая знанием, профессией, опытом, неизбежно приходит к потребности поделиться ими с другими людьми. И такие крупицы опыта, большие и малые, опыта овладения химией, преподаванием, информационными технологиями щедро представлены в Интернете. Но надо еще найти эти алмазные зерна... С тремя такими находками мы сегодня познакомимся. Первая, самая значимая крупица - это сайт
Органическая химия
Этот сайт представляет из себя электронный учебник, предназначенный учащимся старших классов средней школы для компьютерной поддержки изучения органической химии. Сайт разработан временным творческим коллективом в составе преподавателей Самарского государственного университета (СамГУ), школы № 124 г. Самары и сотрудников центра новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета.
Авторы учебника: Дерябина Галина Ивановна, доцент кафедры органической химии СамГУ, к.х.н., почетный работник высшего профессионального образования, в настоящее время работает сфере компьютерных технологий обучения, автор нескольких мультимедийных электронных учебников и пособий по органической химии и высокомолекулярным соединениям; Соловов Александр Васильевич, зам. руководителя ЦНИТ СГАУ, доцент, к.т.н., со второй половины 70-х годов специализируется в сфере компьютерной поддержки обучения, руководил разработкой системы КАДИС, автор многих работ по информационным технологиям в образовании;
Кантария Галина Валерьевна, учитель химии высшей категории, работает в средней школе № 124 г. Самары. Сторонник ранней пропедевтики естественно-научного знания (в начальной школе) и продолжения ее в среднем звене (5-7 классы).
Последние годы специализируется в сфере компьютерных технологий обучения, работая над созданием и применением автоматизированных учебных комплексов по химии в средней школе.
Учебная работа с данным электронным учебником
ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Поэтому теоретические основы органической химии обобщены в первой его части "Теоретические основы". Здесь же рассматривается ряд понятий, изучаемых в 8 и 9 классах (электронное строение атома, химическая связь, химическая реакция и т.п.), на которые необходимо опираться при освоении нового материала.
Высокий учебный потенциал учебника определяется удобным представлением теоретического материала в виде гипертекста, наличием большого количества графических иллюстраций, анимаций и виртуальных моделей, в том числе трехмерных. Понимание особенностей строения вещества позволяет ученику прогнозировать (а не заучивать!) его химические и физические свойства.
Структура учебника предусматривает освоение учебного материала на двух уровнях. Первый уровень соответствует требованиям общеобразовательного стандарта средней школы, а по глубине и обоснованию основных положений органической химии несколько выходит за его рамки. Второй уровень предназначен для углубленного изучения химии. Этот материал представлен, как правило, мелким шрифтом или в виде ссылок (электронные эффекты заместителей, механизмы реакций и т.п.). Учебник может быть полезен учащимся и преподавателям химии средних школ, абитуриентам и студентам младших курсов вузов
Основные разделы учебника: I. Теоретические основы; II. Углеводороды; III. Как решать задачи; IV. Кислородсодержащие соединения; V. Азотсодержащие соединения; VI. Высокомолекулярные соединения.
Выбрав один из этих разделов, мы переходим в рабочий экран, левая сторона которого представляет структуру раздела, его отдельные параграфы и подпункты. Каждая часть учебника подкреплена контрольными вопросами и упражнениями для активизации, осмысления и закрепления теории. Раздел решения задач снабжен калькулятором и таблицей Д.И.Менделеева.
В разделе "Теоретические основы" наряду с основами органической химии рассматривается ряд понятий, изучаемых в 8 и 9 классах (электронное строение атома, химическая связь). Достаточно подробно рассмотрены вопросы химической кинетики, равновесия, энергетики химических реакций.
VRML и Flash-модели учебника доступны и из специального раздела "Альбом VRML, Flash", где не только можно посмотреть нужную модель, но и перейти в соответствующий раздел учебника.
В разделе "Игротека" представлены несложные игры с химическим содержанием, которые помогут в занимательной форме освежить в памяти изученный материал или обнаружить пробелы в знаниях.
"Рекомендации для учащихся " напоминают о санитарных нормах работы на компьютере, предлагают порядок работы с учебником. Отмечается, что изучение химии невозможно без выработки умения записывать формулы веществ и уравнения реакций. Поэтому просматривать теорию и, особенно, выполнять упражнения следует "с карандашом в руке". Приводится список литературы, рекомендуемой для изучения органической химии.
Электронный учебник
"Органическая химия" воплотил в себе большой опыт и творческие находки его создателей и несомненно будет интересен всем, кто изучает этот предмет или преподает его.
Знакомьтесь, химия!
Этот небольшой сайт разработан учителем химии Чумаковой Верой Николаевной, МСОШ №1, г.Окуловка, Новгородской области. Сайт предназначен для тех, кто только начинает изучать химию. Он знакомит учащихся с основными направлениями химии, биографиями великих химиков (пока правда только Менделеев и Ломоносов попали в их число).
В разделе "Веселая химия" вы сможете найти интересные химические стишки, рисунки, загадки, которые пригодятся и на уроке, и на внеклассном мероприятии. Столь же шутливы и "Правила выживания" в разделе "Безопасность работы"
А вот раздел "Применение" вполне серьезен. Там школьники узнают и о роли химических веществ на садовом участке, и познакомиться с некоторыми предприятиями Новгородской области, использующими химические вещества или химические технологии.
Учителю этот сайт подскажет еще одну интересную форму творческой работы со своими учащимися.
Классификация химических реакций
А этот небольшая страница выполнена в качестве экзаменационного реферата по химии (под руководством Малашенко И. И.), к сожалению имя автора проекта не указано. Несмотря на небольшой объем, даны различные виды классификаций химических реакций, подкрепленных примерами из органической и неорганической химии. Особенности протекания данных реакций проиллюстрированы на Flash-моделях, раскрыт механизм некоторых органических реакций.
Здесь же можно найти многие алгоритмы, используемые в обучениии химии: составления формулы по валентости, расстановки коэффициентов в уравнениях реакций. Эти алгоритмы тоже сопровождаются моделями.
С сайта можно скачать скомпилированный файл справки, посвященный окислительно-восстановительным реакциям, где детально и на примерах разбирается метод электронного и электронно-ионного баланса.
Хочется пожелать этой работе дальнейшего развития и интересного продолжения.
А всем читателям рассылки - успехов в поиске крупиц опыта коллег и в выращивании своих собственных!
Новые книги
Делающие науку. Кто они?: Из записных книжек.
Автор: Золотов Ю.А.
... академик Юрий Александрович Золотов - известный химик, крупнейший ученый в области химического анализа... рекомендуется химикам, историкам и методологам науки...
Научные забавы: Интересные опыты, самоделки, развлечения.
Автор: Тит Т.
...наиболее интересные опыты француза Тома Тита, проделанные им вместе с сыном и описанных позднее в трех томах "Занимательной науки" были популярны в конце XIX века... ОБЩАЯ ХИМИЯ.
Авторы: Паничев С. А., Хритохин Н. А., Паничева Л. П.
...Особое внимание уделено освещению системного характера химических понятий и теорий, а также их связей с физическими аналогами....