-
|
Александрова Е.И. Блочно-модульное тематическое планирование курса химии 10-го класса.Об авторе: Александрова Екатерина Ивановна, учитель химии лицея 44 г.Чебоксары. Предлагаемая статья была опубликована в журнале "Химия в школе" 2006, №6, с 46. С разрешения автора она размещена на сайте "КонТрен". Вследствие большого объема, на странице дано начало статьи, полный текст можно скачать в виде архива WINRAR.
Предлагаю вариант составленного и апробированного мною блочно-модульного планирования курса химии 10-го класса (базовый уровень), разработанного на основе авторской программы О. С. Габриеляна [1]. Блочно-модульное тематическое планирование уроков предполагает личностно ориентированную организацию учебного процесса, при которой учащийся сам оперирует учебным содержанием и осознанно усваивает его. Это весьма удобно в связи с сокращением числа часов на изучение химии в 10-м классе. Материал всего курса органической химии подразделяется на 8 блоков.
Каждый блок рассчитан на определённое количество часов (Уроков). В планировании Уроков выделены три модуля: модуль содержания (МС), модуль обучения (МО) и модуль контроля (МК). Модуль - целевая программа действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Содержание спланировано на двух уровнях сложности: ОМС - элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, СПУ - элементы содержания повышенного уровня. ОМС необходимо усвоить каждому учащемуся, а СПУ - желающим сдавать ЕГЭ в 11-м классе (самостоятельно). Модуль обучения задаёт форму проведения Урока: лекция, семинар, совместное изучение материала, обобщение знаний, практическая или самостоятельная работа. Модуль контроля устанавливает вид контроля знаний: выборочный, фронтальный, тематический, зачёт по теме. Тематическое планирование я распечатываю, вкладываю в папки, в которые помещаю также приложения (таблицы, наглядные пособия, карточки-задания, тесты, творческие и дифференцированные задания). Количество папок соответствует числу парт в классе плюс 2-3 для индивидуальных занятий дома. Имея всегда перед глазами тематическое планирование, учащиеся активно включаются в учебно-познавательную деятельность, могут учиться самостоятельно. При работе с тематическим планированием совершенствуются умения самоорганизации и коммуникации учащихся. Учитель лишь управляет их деятельностью. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Планирование блока (в скобках - сквозная нумерация уроков) |
|||
Урок | МО | МК | Дата |
1(1) | Лекция | Выборочный | |
2(2) | Семинар | Тематический | |
3(3) | Совместное изучение | Фронтальный |
Содержание блока
ОМС. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
СПУ. Электронная природа химических связей. Ковалентная химическая связь и её разновидности, различающиеся по способу перекрывания орбиталей. Гибридизация. Валентные состояния атома углерода в органических соединениях. Виды номенклатур: систематическая, рациональная, тривиальная. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата и типу реагента. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Пространственная изомерия.
Урок 1. Предмет органической химии.
Вводный инструктаж по правилам безопасности. Органическая химия - химия соединений углерода. Круговорот углерода в природе. Особенности органических соединений. Значение органической химии.
Понятия. Витализм, фотосинтез, органические соединения: природные, искусственные, синтетические, органическая химия.
Домашнее задание [2]. § 1; задания 5, 6.
Урок 2. Теория строения органических соединений. Предпосылки возникновения теории, основные положения теории А. М. Бутлерова.
Понятия. Изомерия, изомеры, валентность, химическое строение, углеродный скелет молекулы органического вещества, формулы молекулярные и структурные.
Домашнее задание. § 2; задания 2, 8, 9.
Урок 3. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений: по углеродному скелету (насыщенные и ненасыщенные, линейные и циклические); по природе функциональной группы (спирты, альдегиды, кислоты, амины, аминокислоты). Международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Понятия. Функциональная группа, гомологический ряд, гомологическая разность.
Домашнее задание. §2; задание 10. Подготовьте список органических соединений разных классов, которые встречаются в повседневной жизни.
1 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Боев А.С. Программа курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) //Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. Для скачивания статьи щелкните по ссылке и на появившейся вкладке нажмите кнопку "Сохранить", затем укажите место сохранения, например, "Рабочий стол".
Отзывы и замечания о ресурсе можно оставить на странице
"Обратная связь".
2 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007