[AD]
|
Контрен - Химия для всех (из опыта создания информационного интернет-ресурса) Рассмотрен опыт создания образовательного интернет-ресурса (сайт «Контрен – Химия для всех» - http://kontren.narod.ru), основные элементы содержания, пути его использования для повышения эффективности учебно-педагогической деятельности различных групп пользователей, для формирования информационной компетентности учащихся, для повышения квалификации их преподавателей.
Одним из способов обмена информацией в современном мире все более становится Интернет. И, наряду с получением информации с его страниц, возникает потребность представить в этом информационном поле собственные данные, наработки, представления. Такая возможность представляет простор для творческого общения, ее использование эффективно и в учебной работе школьников и в педагогической деятельности их учителей. Сайт «Контрен – Химия для всех» возник сначала как результат работы по освоению интернет-технологий, при изучении ресурсов сервера Яндекс. Наряду с предоставлением электронной почты, этот сервер предлагает любому желающему бесплатное место для размещения своего сайта, инструменты для его создания и средства управления файлами. Изучение этих возможностей привело к созданию первых страниц сайта, посвященных программному комплексу «Контрен» (контроль и тренировка), используемому для контроля знаний студентов на химическом факультете ТюмГУ. Были созданы также титульная страница с простейшими элементами навигации, гостевая книга, личная страница автора. Следующий этап развития сайта «Контрен» связан с изучением интернет-технологий студентами ХФ в курсе «Новые информационные технологии в учебном процессе». Чтобы познакомить их с возможными способами получения информации в Интернет, были разработаны страница «Студентам, учителям…», где представлены статьи автора по методике преподавания химии, страница «Найдено в Интернет», знакомящая с другими ресурсами в области химии и информационных технологий. В работе со студентами был создан еще один информационный ресурс почтовая рассылка «Интернет химику, доступно и интересно». Студенты должны были освоить технологии регистрации почтового ящика e-Mail, получения и отправки корреспонденции. Одновременно, из выпусков рассылки они узнавали о других интернет-технологиях, химических и образовательных ресурсах Интернет, новостях сайта «Контрен». В свою очередь, создание рассылки привело к дальнейшему развитию сайта. На главной странице появилась форма быстрой подписки на рассылку, материалы выпусков находили отражение в разделе «Найдено в Интернет» и в новых проектах сайта. Разумеется, работа по созданию сайта и рассылки была ориентирована не только на конкретную группу студентов. Автор стремился сделать представляемый материал интересным для возможно более широкого круга читателей: студентов, учителей, школьников. Так, интересными для будущих абитуриентов должна быть страница «Вузы тюменского региона», которая знакомит с важнейшими вузами юга Тюменской области, ведущими подготовку по специальностям, связанным с химией. С этой же целью на главной странице сайта появились раздел «Новости науки от Яндекса», страница «Новости Химпрома», регулярно обновляющийся блок новостей сайта и химического образования в регионе. Интересными для школьников и учителей должны быть и страницы, посвященные химическим олимпиадам. Здесь не только приводятся задания химических олимпиад различного уровня и их решения, но и представлены победители, призеры и участники олимпиады, их учителя, дан краткий анализ, рекомендации по подготовке. Страницы «Шаги в будущее» посвящены конкурсу исследовательских работ школьников и его результатам по Тюменской области. |
Развитие информационного пространства Интернет не умаляет важности такого источника знаний как книги. Познакомить посетителей сайта с новинками книжной продукции в области химии, образования, информационных технологий – цель еще одной страницы сайта, страницы «Новые книги». Аннотации представленных здесь книг позволят более целенаправленно искать нужное издание в магазине или библиотеке, а при желании, понравившуюся книгу можно сразу заказать в Интернет-магазине. Для авторов книг и учебных пособий эта страница может быть полезна возможностью размещения на ней информации о своих изданиях в разделе «Представлено Автором». Это позволяет обеспечить прямую связь с потенциальными читателями книги. Накопление содержания сайта, потребовало дальнейшего развития его структуры. Наряду с обычными гиперссылками, позволяющими с любой страницы сайта вернуться на главную, и рядом перекрестных ссылок, на сайте появилась форма поиска от Яндекса. Это позволяет посетителю по набору ключевых слов быстро найти нужную информацию как внутри сайта, так и на всем пространстве Интернета. Лучшей навигации по сайту способствует и специальная страница гиперссылок «Карта сайта». Совершенствовались и формы обратной связи. Теперь посетители сайта могут не только оставить записи в гостевой книге, но и выразить свое мнение на странице голосования по материалам сайта, непосредственно со страниц сайта отправить письмо автору, свои материалы на сайт. Чтобы содержание ресурса было доступно потенциальным потребителям, необходима его «раскрутка». С этой целью сайт был зарегистрирован в основных поисковых системах русскоязычного Интернета, информация о нем и его рассылке включена в интернет-каталоги, сообщается в письмах, на специализированных химических и образовательных форумах, в печатных изданиях и при личных контактах. Данная статья тоже является одним из элементов этой работы. Опыт создания информационного ресурса Интернет позволяет говорить о полезности и эффективности такой работы. Вот некоторые отзывы посетителей сайта:
Самому автору работа над созданием сайта позволила расширить свои знания об образовательных ресурсах Интернета, информационных технологиях, установить новые профессиональные контакты. Так, благодаря сайту и рассылке было налажено сотрудничество с методической газетой «Средняя школа Северного Казахстана», на страницах которой были размещены некоторые материалы сайта. Сайт и рассылка, наряду с электронной почтой позволяют шире распространять дистантные формы работы со школьниками, студентами, учителями. При подготовке группы студентов к сдаче государственного экзамена по методике преподавания химии, наряду с обычными были организованы Интернет-консультации. Надо отметить, однако, что использованию дистантных технологий препятствует все еще низкий уровень подключения школ к сети Интернет. Способствует формированию информационной культуры и творческих способностей, а также освоению предметной области участие студентов и школьников в развитии действующих ресурсов. Такая работа ведется и на сайте «Контрен»: на основе информационных блоков, подготовленных студентами химического факультета, создается информационная база «ХЭлПВиС» (химические элементы, простые вещества и соединения). |
Предоставление некоторыми серверами услуг бесплатного хостинга, шаблонов для создания сайтов, средств управления ими, делает создание информационных Интернет-ресурсов вполне доступным для отдельных преподавателей, методических объединений учителей, студентов. Создание страниц в Интернете может быть этапом проектной деятельности школьников в области химии, экологии, телекоммуникаций. На этих страницах школьники могут представлять результаты деятельности своих научных обществ, обмениваться мнениями и информацией со своими сверстниками из других городов и стран. Создание собственных информационных ресурсов даст возможность учащимся применить знания, полученные на уроках информатики, расширить свои представления об информационных технологиях, а также в интересующей их предметной области. Ссылки на такие работы школьников, студентов, учителей также можно найти на страницах нашего сайта. Сайт «Контрен – Химия для всех» будет продолжать свое развитие. Наряду с совершенствованием и дополнением существующих страниц, планируется работа над новыми проектами. Их материал, хочется верить, будет полезным для тех, кто изучает химию, для тех, кто ее преподает, для всех, кому интересна химия и Интернет. Можаев Г.М., Статья опубликована в журнале "Химия в школе", 2006, №8, с19 |
||