Олимпиада школьников основной школы по химии, 2013-2014 уч.г.
Восьмой класс.
Заполните пробелы в тексте каждой задачи, вписав необходимые слова, формулы, уравнения, числа, а затем перенесите их в бланк ответа.
Подготовка к экспедиции
Группа ученых-экологов решили отправиться в экспедицию, чтобы определить, какие опасные вещества, могут накапливаться в окружающей местности и оказывать вредное влияние на природу. Одни участники группы начали готовить палатки и провиант, другие - проверять необходимые приборы, а химик, рассуждая сам с собой, занялся комплектацией походной химической лаборатории.
Задача 1. "Прежде всего, мне потребуется специальное вещество, __________(1), чтобы определять, где кислота, где щелочь. Таких веществ много, но я возьму вот этот, в кислой среде он бесцветен, а в щелочной имеет малиновую окраску", - и химик достал склянку с этикеткой "_________ (2)". "Из кислот я возьму соляную кислоту, ____(3), и серную ______(4)." Химик выписал на листке нужные формулы. "Щелочь, пожалуй, я возьму самую дешевую, едкий натр, ____(5)," - и на листке появилась еще одна формула. Следующий класс веществ, это _________(6). Из них мне понадобится сульфит натрия _______(7), нитрат бария _______(8) и перманганат калия ______(9). Да, не забыть бы еще и обычную пищевую соду _______(10)! И химик отложил листок с формулами веществ.
(30 баллов)
Задача 2. "Теперь займемся оборудованием. Растворов у меня немного, поэтому для проведения реакций возьму ______________(1). Чтобы отмеривать нужные объемы возьму специальные пипетки и небольшой мерный __________(2). Чтобы растирать в мелкий порошок образцы почвы, потребуется __________(3) и __________(4). А чтобы отделять нерастворимые примеси, будет нужна ____________(5) и бумажные _________(6)." (18 баллов)
Задача 3. "Чтобы исследовать атмосферы нам потребуется легкий газ для наполнения специальных шаров-зондов. Для получения такого газа я возьму вот это соединение Х - оно состоит из самого легкого неметалла, __________(1), и самого легкого металла, _______(2). Формула вещества _____(3), оно реагирует с водой, образуя гидроксид металла _____(4) и нужный нам газ". На листке химика появилось уравнение реакции:
_______________________________________________________(5). (16 баллов)
Задача 4. "Теперь займемся расчетами. Газа на несколько шаров, потребуется литров 500. Будем считать, что это объем при нормальных условиях, и рассчитаем, сколько это моль ________(1).
А теперь - какую массу вещества Х надо взять в экспедицию для получения газа". Листок химика быстро покрылся расчетами и вскоре на нем появился ответ с точностью до десятых долей грамма: ___________(2) г. (12 баллов)
Задача 5. "Еще мне потребуется раствор хлорида кальция" - вспомнил Химик. "Но склянка с эти реактивом пуста, придется получать его самостоятельно. Возьму 100 мл 18%-ной соляной кислоты, плотность ее 1,09 г/мл, и все рассчитаю!" Химик снова взялся за работу и скоро все расчеты были выполнены. Он рассчитал массу кислоты в ее растворе _________(1) г, массу гидроксида кальция необходимую для нейтрализации кислоты _________(2) г, массу полученного хлорида кальция _________(3) г и, в заключение, массовую долю хлорида кальция в полученном растворе ________(4)%. Все расчеты были сделаны с точностью до десятых. (24 балла)
На следующий день походная химическая лаборатория была готова к экспедиции.