Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2012-2013 года.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Девятый класс.Задание:
Вам выданы два набора пробирок.
Определите, какие растворы содержатся в каждой из пробирок первого набора и затем, используя растворы, находящиеся в этих пробирках, определите, какие растворы солей находятся в каждой из пробирок второго набора. Опишите последовательность Ваших действий. Опишите и объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе этих явлений. Оборудование: штатив с пробирками (7 шт), пипетка, водяная баня, предметное стекло, стакан с дистиллированной водой для промывания пипетки, фенолфталеиновая бумага. (30 баллов) Деcятый класс.Задание: В 10 пронумерованных пробирках выданы растворы следующих индивидуальных соединений: KI, NaOH, NaHCO3, Na2S, Na2S2O3, NaNO2, BaCl2, Ca(NO3)2, NH3, [Zn(NH3)4]SO4. Кроме этого, на столах имеется следующий набор веществ или их растворов: CaCO3, Cu2(OH)2CO3, H2SO4, HCl, NaHCO3, NaOH, ZnO.
Реактивы: CaCO3 (тв.), Cu2(OH)2CO3 (тв.), H2SO4 (5%), HCl (5%), NaHCO3 (тв.), NaOH (5%), ZnO (тв.). Оборудование: штативы с пробирками (10 пробирок с растворами и 10 чистых пробирок), 2 пипетки, стакан на 50 - 100 мл с дистиллированной водой (для промывания пипеток), пустой стакан на 50 - 100 мл и стеклянная палочка для синтеза реактива. Одиннадцатый класс.
Глубокоуважаемый Юный химик! Вам предстоит работа с небезопасными веществами - будьте осторожны и внимательны! Склянки с реактивами держите закрытыми, если Вы их не используете. Некоторые из газов, образующихся при проведении опытов, являются горючими и взрывоопасными - работайте с ними вдали от открытого пламени (если таковое используется)! Все растворы, содержащие соединения хрома, выливайте в специальный сосуд с надписью "Слив хрома". Если Вам что-либо будет непонятно, обращайтесь к преподавателю. После окончания эксперимента не забудьте помыть всю использованную Вами посуду и вымыть руки с мылом! Соблюдайте правила техники безопасности! Химия, как и любая естественная наука, не мыслима без эксперимента! Однако важно понимать, что любой проведенный эксперимент требует глубокого осмысления! Сегодня Вам предлагается провести ряд опытов и прокомментировать наблюдаемые эффекты, основываясь на теоретических знаниях. Ваши комментарии и ответы на вопросы должны быть краткими (не более 2-3 предложений). Опыт 1. Первая серия экспериментов будет посвящена исследованию качественного состава соли Мора - гексагидрата сульфата железа(II)-аммония. Приведите химическую формулу соли Мора. Опыт 2. Известно, что для получения некоторых кислот в лабораторной практике зачастую используют взаимодействие солей этих кислот с раствором серной кислоты. Однако при этом не всегда удается получить кислоты. Опыт 3. В две пробирки поместите по небольшому кусочку (размером с горошину) школьного мела. В первую пробирку налейте ~1 мл 1 М раствора уксусной кислоты, а во вторую - столько же 1 М раствора серной кислоты. Опыт 4. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора серной кислоты. Осторожно нагрейте раствор в одной из пробирок. В обе пробирки (не дожидаясь остывания нагретого раствора) поместите по 1 грануле металлического цинка. Опыт 5. Для проведения этого и следующего опыта используйте гранулы цинка после проведения опыта 4, предварительно промыв их в воде и высушив с помощью фильтровальной бумаги. Опыт 6. Сделаем еще один эксперимент с участием цинковой гранулы и раствора H2SO4. Опыт 7. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора гидроксида натрия. Раствор в одной из пробирок нагрейте. В обе пробирки (не дожидаясь пока охладится нагретый раствор) добавьте равный объем раствора соли меди(II). Опыт 8. Налейте в пробирку ~1 мл раствора ацетата натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Нагрейте раствор в пробирке и отметьте изменение окраски индикатора при нагревании. Охладите раствор до комнатной температуры и вновь отметьте изменения. Опыт 9. Налейте в пробирку ~1 мл раствора ацетата натрия и добавьте к нему равный объем раствора соли алюминия. Нагрейте раствор в пробирке. Опыт 10. Предварительно подготовьте влажную фенолфталеиновую бумагу, как это было описано в опыте 1 (б). На дно пробирки поместите немного (на кончике шпателя) твердого хлорида аммония и смочите его 5-6 каплями раствора карбоната натрия. Нагрейте содержимое пробирки и осторожно поднесите подготовленную Вами влажную фенолфталеиновую бумагу к отверстию пробирки так, чтобы она не касалась стенок пробирки. Отметьте изменение цвета фенолфталеиновой бумаги. Опыт 11. Налейте в первую пробирку ~1 мл раствора соли алюминия, во вторую - столько же раствора соли меди(II). В обе пробирки добавьте равный объем раствора карбоната натрия. Опыт 12. К ~1 мл раствора соли алюминия добавьте (при перемешивании) по каплям раствор гидроксида натрия сначала до образования осадка, а затем до полного его растворения. К полученному раствору добавьте немного (на кончике шпателя) твердого хлорида аммония. Отметьте все наблюдения и напишите уравнения реакций, объясняющих результаты эксперимента. Опыт 13. Растворы некоторых из используемых Вами сегодня веществ были приготовлены незадолго до проведения эксперимента, поскольку при хранении они постепенно "портятся". Один из таких растворов - KI. Опыт 14. В пробирку, содержащую ~1 мл раствора соли меди(II) добавьте 2-3 капли раствора иодида калия. К образовавшейся реакционной смеси добавляйте (при перемешивании) по каплям раствор тиосульфата натрия сначала до обесцвечивания раствора, а затем до растворения первоначально образовавшегося осадка. Опыт 15. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора дихромата калия. Надеемся, Вы успешно провели все предложенные эксперименты и смогли объяснить их результаты! (30 баллов) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полный комплект заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии и их решений представлен
на портале |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |