Олимпиада



Условия 11 кл.

Зональная олимпиада школьников по химии 2006/2007 г.

Решения задач, одиннадцатый класс.

Примечания дает член жюри,
доцент кафедры неорганической и
физической химии ТюмГУ, к.х.н.
Хритохин Николай Александрович:


Дополнения автора сайта

Задача 11-1.

При нагревании протекает реакция этерификации, где серная кислота играет роль катализатора:

CH3COOH + C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O; (1 балл)

При добавлении хлорида бария:

H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4↓ (0,5 балла)

При добавлении питьевой соды (гидрокарбонат натрия) две реакции:

1) H2SO4 + 2NaHCO3 = Na2SO4 + 2H2O + 2CO2↑ (0,5 балла)

2) CH3COOH + NaHCO3 = CH3COONa + H2O + CO2↑ (0,5 балла)


Определим количество вещества с пересчетом (для BaSO4 и CO2) на всю смесь: (1 балл)

n=m/M; n(CH3COOH) = 36/60 = 0,6 моль; n(C2H5OH) = 7,36/46 = 0,16 моль;

n(BaSO4) = 2,33*2/233 = 0,02 моль; n(CO2) = V/VM = 6,05*2/22,4 = 0,54 моль;


Расчет по уравнениям реакций:

Уксусная кислота в избытке, n(эфир)теор = n(C2H5OH) = 0,16 моль;

n(H2SO4) = n(BaSO4) = 0,02 моль;

В реакции 1 с содой образуется n(CO2)1 = 2n(H2SO4) = 0,04 моль;
следовательно в реакции 2: n(CO2)2 = n(CO2) – n(CO2)1 = 0,54 – 0,04 = 0,5 моль

n(CH3COOH)ост = n(CO2)2 = 0,5 моль.

Следовательно в реакции этерификации израсходовалось по 0,1 моль уксусной кислоты и этанола, образовалось по 0,1моль этилацетата и воды. (2 балла)

Состав смеси до и после реакции представим в таблице (2 балла):
Участники реакции: CH3COOH C2H5OH H2SO4 CH3COOC2H5 H2O
До реакции n 0,6 моль 0,16 моль 0,02 моль - -
m 36 7,36 1,96 - -
После реакции n 0,5 моль 0,06 моль 0,02 моль 0,1 моль 0,1 моль
m 30 2,76 1,96 8,8 1,8

Выход продукта реакции: h(эфир) = nпр /nтеор = 0,1/0,16 = 0,624 = 62,4% (0,5 балла)

(8 баллов)

Основной недостаток: отсутствие навыков планирования, соблюдения последовательности вычислений, четкости и ясности решения. Многие решают «по пропорции», не понимая смысла пропорции. Стехиометрические расчеты с использованием мольных количеств веществ (а в этой задаче, как и в абсолютном большинстве задач на стехиометрию, целесообразно действовать именно так) для многих участников непривычны, и школьники используют массовые или объемные количества, и здесь вероятность совершить ошибку  гораздо выше, что, как правило, и происходит. Большинство участников не учло факт разделения смеси на две равные части.

Показалось, что многие 11-классники подзабыли, что при нагревании спирта с кислотой протекает реакция этерификации, и что она обратима.. Для реакций, идущих не до конца, удобен табличный метод представления расчетов.

Успешность - 20%, максимальный балл, полученный участником - 8.

Задача 11-2.

Определим количество вещества серы и натрия в 0,01 моль соли:

n=m/M; n(SO42-) = 4,8/96 = 0,05 моль; n(S) = 0,05 моль;

n(Na2SO4) = 1,42/142 = 0,01 моль; n(Na) = 0,02 моль;

Таким образом, в 1 моль соли содержится 5 моль серы и 2 моль атомов натрия, т.е. ее формулу можно записать как Na2S5Oz. (1 балл)

Определим степень окисления атомов серы.

n( KMnO4) = c*V = 0,2 моль/л *0,2 л = 0,04 моль, значит на 1 моль соли расходуется 4 моль перманганата. Если обозначить степень окисления серы как +а, то электронные уравнения можно записать так:

1|5S+a - Ae = 5S+6

4|Mn+7 + 5e = Mn+2

Учитывая равенство числа отданных и принятых электронов получаем А=20, и уравнение 5(+а) - 20(-1) = 5(+6), откуда 5а = +10, а=+2. (2 балла)

Теперь можно рассчитать число атомов кислорода, чтобы сумма степеней окисления была равна нулю:

2+2*5-2z = 0, откуда z=6

Формула соли Na2S5O6, а кислоты H2S5O6 (пентатионовая кислота). (2 балла)

Строение кислоты можно выразить формулой HO-SO2-S-S-S-SO2-OH. (1 балл)

Уравнение реакции соли с перманганатом калия методом полуреакций (3 балла):

1|S5O62- + 14H2O - 20e = 5SO42- + 28H+

4|MnO4- + 8H+ +5e = Mn+2 + 4H2O

______________________________________________

S5O62- + 4MnO4- + 4H+ = 5SO42- + 4Mn+2 + 2H2O

Na2S5O6 + 4KMnO4 + 4HNO3 = Na2SO4 + 4MnSO4 + 4KNO3 + 2H2O

(9 баллов)

С химией серы школьники малознакомы, и это неудивительно.
В таких случаях следует просто проводить вычисления, четко, послушно и последовательно, не пугаться незнакомых атомных составов, не пытаться вспомнить или угадать. У большинства это привело всего лишь к сульфиту или тиосульфату, что, естественно, с условием не согласуется, а проводить проверку решения школьники не приучены; обычно говорят, что у них не хватает времени; впрочем, на длиннющие, смутные, бессмысленные вычисления времени хватает.

Для решения задачи нужно было знать свойства перманганат-иона как окислителя в кислой среде. Это позволяло рассчитать, сколько электронов отдает моль вещества и определить степень окисления серы.

Успешность 5%, максимальный балл 5.

Задача 11-3.

Уравнения реакций:

По 1 баллу за каждое уравнение реакции с указанием условий.

(6 баллов)

Общее замечание: условия проведения реакций либо вообще не указываются, либо указываются нечетко. Не учитывается влияние заместителей в ароматическом кольце (типичная ошибка: вначале приводится нитрование бензола, а уж потом алкилирование; ясно, что пара-изомер так не получится). C алкилированием, как реакцией электрофильного замещения, многие участники вообще не знакомы. То же можно сказать и о получении альдегидов щелочным гидролизом дигалогенпроизводных (с этим справились очень немногие). Вообще найти правильный путь перевода метильной группы в альдегидную, оказалось наиболее трудной задачей. Почти все пытались предложить прямое ступенчатое окисление кислородом или перманганатом, что, разумеется, неверно. Многие участники предлагают переводить пара-нитробензойную кислоту в ее натриевую соль реакцией с натрием, что говорит, о формальном подходе к изучению химии. О том же говорит, например, и неудачные применения реакции «серебряного зеркала», других реакций окисления-восстановления, дегидрогенизации и т.п. Еще более грубые ошибки (а они есть) комментировать не будем.

Успешность 29%, максимальный балл 5,8.

Задача 11-4.

Константа равновесия реакции H2 + I2 ↔ 2 HI рассчитывается по формуле:


(2 балла)


Здесь формула вещества в квадратных скобках означает его равновесную молярную концентрацию с = n/V (причем значение объема можно сократить).

Определим количество вещества участников реакции:

Для водорода надо использовать уравнение Клапейрона-Менделеева или привести объем газа к нормальным условиям, поскольку значение VM = 22,4 л/моль относится именно к нормальным условиям. Используем уравнение: V/T = V0/T0

V0(H2) = VT0/T = 28,85*273/293= 26,88 л;

n(H2)исх = V0/VM = 26,88/22,4 = 1,2 моль. (2 балла)

n(I2)исх = m/M = 177,8/254 = 0,7 моль.

Количество выделяющейся при реакции теплоты пропорционально количеству полученного вещества

Q = QM*n, откуда: n(HI) = Q/QM = 8,4/7 = 1,2 моль. (2 балла)

По уравнению реакции на образование такого количества HI израсходуется по 0,6 моль водорода и иода, поэтому их равновесные количества вещества будут равны:

n(H2)равн = 1,2 - 0,6 = 0,6 моль; n(I2)равн = 0,7 - 0,6 = 0,1 моль. (1 балл)

Константа равновесия: K = 1,22/(0,6*0,1) = 24 (1 балл)

(8 баллов)

Многие участники либо просто не знакомы с выражением для константы равновесия, либо приводят формулу с ошибками (например, вместо произведения концентраций записывают сумму). Расчеты зачастую проводятся бессознательно, неумело и формально. Четкий расчет состава равновесной системы представили немногие.

Типичная ошибка - не учитываются условия, при которых измерен объем газа. Кроме того, оказалось, что подзабыли термохимию.
Успешность 23%, максимальный балл 8,5 (+0,5 - приз за глубокое понимание теории).

Задача 11-5.

Смесь металлов взвешиваем и обрабатываем раствором щелочи, при этом происходит растворение алюминия:

2Al + 2NaOH + 6H2O = Na2[Al(OH)4] + 3H2 (2 балла)

Убыль массы при этой реакции равна содержанию алюминия. Оставшуюся часть обрабатываем соляной кислотой:

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 (1 балл)

Снова взвесив нерастворившуюся часть, определим содержание железа. Смесь меди и серебра растворяем в азотной кислоте:

3Cu + 8НNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

Ag + 2НNO3 = AgNO3 + 2NO2 + H2O (1 балл)

К полученному раствору добавляем хлорид натрия до прекращения выпадения осадка хлорида серебра:

AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3 (1 балл)

Взвесив осадок хлорида серебра, рассчитываем массу серебра, содержащуюся в нем. Содержание меди определяем по разности. (1 балл)

Описание работы - 3 балла, уравнения реакций - 3 балла.

(6 баллов)

Если с уравнениями химических реакций участники худо-бедно справляются, то реально представить себе объект исследования, химию разделения металлов, план количественного анализа, выделения веществ – задача, неподъемная для подавляющего большинства участников. Даже если есть общая схема анализа, воплощается она формально, без учета особенностей металлов и их соединений. Многие участники олимпиады допускают ошибки даже при рассмотрении таких простых реакций, как реакции металлов с кислотами, не учитывают электрохимическую активность металлов.

Самая загадочная фраза: "Если растворить в воде данные металлы...". Да, давно не держал человек в руках железной ложки и "люменевой" миски. Успешность 13%, максимальный балл 6.

Задать вопрос

Наверх


Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

Hosted by uCoz