Использование стихов в работе учителя химии позволяет создать определенную эмоциональную атмосферу, сформировать яркие образы, способствует лучшему запоминанию, мотивирует учащихся на раскрытие собственных творческих способностей. Во многих случаях они помогают уйти от рутины и обыденности стандартной словесной работы. Образцы такого использования стихотворных строк достаточно часто встречаются в методической литературе [1-5], впрочем их можно начинать со стихов М.В. Ломоносова.
Особенно применимы такие методы при проведении нестандартных уроков, театрализаций, уроков в игровой форме, а также на внеклассных мероприятиях. В частности, в стихотворную форму могут быть облечены задания
для проведения различных викторин, конкурсов, как индивидуальных, так и командных. Это могут быть соревнования на скорость (кто первый определит, о каком элементе идет речь), на количество узнанных элементов (при этом стихотворения могут быть разобраны на фрагменты), проводиться в форме эстафеты и т.п.
Еще одной формой работы с такими стихотворениями может быть задание на наиболее полную расшифровку содержащейся в них информации о химическом элементе или соединении. Такого рода задания могут быть предложены и на школьной олимпиаде.
Ну и конечно, нужно всячески поощрять детей к созданию собственных стихотворных химических загадок, давая им возможность реализовать свои знания химии и изящной словесности.
Вашему вниманию предлагается три стихотворения-загадки и объявляется конкурс на лучшую, наиболее полную расшифровку содержащейся в них информации о свойствах, применении химических элементов и их соединений. Итоги конкурса будут подведены к 1.10.08, победители поощрены, их работы представлены на сайте
Контрен.
Конкурс по расшифровке трех стихотворений-загадок успешно завершен!
В торжественной обстановке Главный Приз конкурса был вручен автору сайта (поскольку других претендентов, как то не случилось). Ниже предлагается вашему вниманию авторская расшифровка одного из стихотворений:
Серой тенью среди прочих
Элементов я стою, Элемент кремний ничем не выделяется среди других элементов. Простое вещество - порошок серого цвета.
Но в своих кристаллах прочных
Я планеты создаю! Силикатные породы образуют поверхность известных планет.
И, хотя порой блистаю
Я в коронах королей, Оксид кремния - горный хрусталь - драгоценный камень.
Чаще строить помогаю,
От дворцов до кораблей. Большинство строительных материалов: песок, цемент, бетон - соединения кремния. Специальные сорта бетона используются и в судостроении.
Придаю красу моделям, Силиконовые гели используются в пластической хирургии.
Блеск и стойкость башмакам, Водоотталкивающие силиконовые смазки используются для ухода за обувью.
Надо - становлюсь я клеем, Раствор силиката натрия.
Надо - воплощусь в стакан. Стекло - силикат натрия-кальция.
Даже в том, что эти строчки
К вам пришли на монитор,
Есть моя заслуга, точно! Монокристаллы кремния - основа для изготовления полупроводниковых приборов, микросхем, в том числе и процессоров компьютеров.
Так что кончим разговор.
Если химией ты дружишь, А как же!
Адрес мой тотчас найдешь, 3 период, 4 группа, главная подгруппа, порядковый номер 14.
Мое имя обнаружишь Кремний - Silicium - Si.
И призванья назовешь! Ювелирное дело, строительная и полупроводниковая промышленность, медицина и бытовая химия…
Сайт Контрен опубликует и Ваши стихи-загадки! Творческих успехов!
Литература:
1. Шакурова Н. В. О химических элементах и веществах.Химия в школе, 2004, № 1, с. 48; № 2, с. 45, № 8, с. 22
2. Цобкало Ж. А. Химия в стихах. О химических элементах и веществах. Химия в школе, 2005, № 2, с. 37
3. Васильева Т. К. О воде — только в стихах! Химия в школе, 2006, № 10, с. 52.
4. Андреева Л.С. Независимое расследование по теме «Концентрированная серная кислота». Химия в школе, 2007, № 3, с. 43.
5. Конкурс стихов-загадок от сайта
Алхимик.
6. Крестьянников Р. Металлургия! Химический рэп. (на сайте)