Статьи
Главная страница
Карта сайта


[AD]

-

.
- ; -
 

Сетевые сообщества учителей как новый путь развития творчества и роста профессионального мастерства.


А.В. Борисова, г. Белгород,
О.Э. Демидова, г. Иркутск,
Г.М. Можаев, г. Тюмень.


Развитие ИКТ, распространение информационных технологий на все области человеческой деятельности, привело к их проникновению и в профессиональную деятельность педагогов. И одновременно со все большими возможностями получения информации из сети Интернет, возникают и развиваются способы обмена информацией (электронная почта, форумы, сайты учителей). Сравнительно новым способом профессионального общения в сети являются сетевые сообщества учителей.

Сетевое сообщество - Интернет-ресурс, объединяющий в единое целое информационную базу, создаваемую членами сообщества, форум для обсуждения информационных материалов и профессионального общения, электронной рассылки материалов сообщества. Эти особенности ресурса, возможность представить свои разработки для обсуждения коллег, участвовать в таком обсуждении, получать советы и рекомендации от более опытных участников, экспертов, делают такие сообщества эффективным инструментом для развития профессионального мастерства его участников.

В настоящее время существует достаточно много Интернет-ресурсов, предоставляющих возможность объединения и общения по профессиональному признаку. Разнообразные сообщества учителей, в том числе и учителей химии, открыты на портале "Открытый класс", своеобразные сообщества-секции представлены на портале Педсовет.org, сообщества организуют некоторые региональные образовательные сайты. Одним из наиболее активно работающих сообществ учителей химии является сообщество "Химоза", созданное на портале ITN (Innovative Teachers Network - Сеть творческих учителей)

Российский портал "Сеть творческих учителей" (Innovative Teachers Network, ITN) создан в 2006 году в рамках глобальной инициативы "Партнерство в образовании" при поддержке компании Microsoft, как и аналогичные порталы в более чем 100 странах мира. С целью усиления методической направленности портал патронируется также Академией повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (АПК и ППРО). Портал включает более чем 80 сетевых сообществ и творческих групп, активное участие в их работе принимают около 55000 российских и зарубежных преподавателей.

Практически со дня создания портала на нем работает и сообщество учителей химии. За это время в работе сообщества приняло участие более 300 учителей химии, в библиотеке сообщество накоплено более 1500 информационных источников, разработанных его участниками. Большинство из этих материалов было обсуждено на форумах сообщества, многие дорабатывались с учетом сделанных замечаний и использовались впоследствии в практической работе.

Важным фактором повышения творческой активности участников сообщества явились общие мероприятия, проводимые на портале ITN и непосредственно в сообществе. Первым таким мероприятием стала ежегодная Виртуальная Экспозиция-Мастерская (ВиЭксМ). Основными задачами этих профессиональных мастерских является развитие творческой деятельности педагогов по обновлению содержания образования, поддержка новых технологий, повышение профессионального мастерства и распространение инновационного педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия педагогов. Принять участие в работе ВиЭксМ в качестве автора или общественного эксперта может любой зарегистрированный пользователь портала "Сеть творческих учителей". При этом, участник самостоятельно определяет формат своего участия: работа в Мастерской или представление своей разработки в Экспозиции.

ВиЭксМ-2009 была посвящена разработке мультимедийных уроков и занятий. Мастерская предусматривала совместную деятельность ее участников по созданию методических разработок циклов уроков, включающих в себя использование новых информационных (в частности, Интернет) технологий. В двух последующих Экспозициях были представлены цифровые методические ресурсы, созданные самостоятельно и по итогам обучения в мастер-классах портала. Все выставляемые материалы проходили открытую общественную профессиональную экспертизу на форумах сообществ. Одновременно работы рассматривались экспертами, обладающими высоким уровнем квалификации в предметной области и в применении ИКТ. Итоговые оценки позволили выявить наиболее удачные работы и их авторов, реализовать поставленные перед ВиЭксМ задачи.

Интересные предложения, творческие идеи в сообществе рождаются порой непосредственно в ходе обсуждения материалов участников. Так возник авторский коллектив (Лебедев С.Н., Баженов А.А., Демидова О.Э.) результатом совместного творчества которого явился школьный "Справочник по химии", включающий мультимедийные тренажеры для отработки учебных умений. В рамках сообщества "Химоза" был организован и координировался дистанционный экологический проект учащихся "Везде ли вода одинакова?", в котором приняли участие 7 школьных команд из разных регионов. Этот работа получила затем признание как лучший VCT проект России.

Важным событием в жизни сообщества "Химоза" стал организованный в прошедшем учебном году "ИКТ-фестиваль учителей химии". В творческой группе этого фестиваля приняло участие 72 учителя из 32 регионов России, было создано, представлено для обсуждения и экспертной оценки более 600 работ, более 2000 комментариев и мнений было высказано на форумах фестиваля.

За восемь месяцев работы участники фестиваля осваивали приемы создания интерактивных презентаций Power Point в мастер классе под руководством А.А. Баженова (с. Охтеурье, ХМАО-Югра), совершенствовали навыки создания опорных схем-конспектов в мастер-классе И.Ф. Иевлевой (г. Иркутск), получали необходимые умения по разработке персональных сайтов и их использованию в работе учителя (О.Э. Демидова, г. Иркутск). Учителя поделились своими первыми опытами в применении интерактивной доски на уроках химии, провели открытую экспертизу образовательных CD-дисков, начали осваивать компьютерную программу Hot Potatoes для создания интерактивных тестов по химии.

Впечатляет география фестиваля. Среди его победителей О.П. Русецкая (г.Ноябрьск, ХМАО-Югра), Н.В. Мидакова (с. Красные Чегаи, республика Чувашия), O.E. Соколова (г. Мантурово Костромская область), Н.В.Ушакова (г. Острогожск, Воронежской области), учителя городских и сельских школ из Башкирии, Белгородской, Калининградской, Кемеровской, Мурманской, Тверской, Тюменской, Челябинской, областей, Красноярского края.

Об успехе проведения фестиваля говорят и отзывы его участников на форуме фестиваля. "Этот год был для всех очень интересным, плодотворным, запоминающимся. Мы увидели, как работают наши коллеги, как можно и нужно работать!" "И расстояния не помеха для общего сотрудничества и общения! За эти месяцы мы стали одним большим методическим объединением учителей химии всей страны". "За время своей педагогической деятельности, курсов мною было пройдено уже достаточно много. Но эти, мне кажется, самые плодотворные". "В этом году я получила столько новых знаний и умений, что хватило бы на несколько курсов повышения квалификации".

Существенной особенностью повышения квалификации в сетевых сообществах учителей является возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Для многих учителей, преподающих наряду с химией другие учебные предметы, это реализуется их возможностью участвовать в работе нескольких предметных сообществ. Важную роль играют и межпредметные сообщества. Так, на портале "Сеть творческих учителей" активно работают сообщества "Современный мультимедийный урок", "Классный руководитель XXI века", "Лидер" и другие, в работе которых участвуют и многие учителя химии.

Другое направление создания индивидуальной образовательной траектории связано с организацией внутри сообщества творческих групп, реализующих более узкие творческие и образовательные задачи. Такой творческой группой явилась, например творческая группа "ИКТ фестиваль", о работе которой рассказывалось выше. В 2009-2010 году в сообществе работают уже 4 творческих группы: "2-й ИКТ фестиваль учителей химии", "Менделеевские чтения - 2009", "Подготовка к ЕГЭ по химии", "Игры на уроках химии". Новые мастер-классы и конкурсы позволят познакомиться с эффективными приемами работы на уроках, заинтересовать школьников внеклассными мероприятиями, отработать навыки подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Давая в целом оптимистичную картину, нужно упомянуть и о существующих проблемах. Первая из них обусловлена пока еще низким уровнем ИКТ-компетенций учителей химии. Конечно, по данным самодиагностики, проводившейся среди учителей химии и биологии юга Тюменской области, примерно 95% учителей отмечают, что они владеют компьютером. Но для большинства из них это владение ограничено работой в текстовом процессоре WORD и созданием несложных презентаций к урокам. Владение простейшими Интернет-технологиями, необходимыми для работы в сообществе отмечают у себя не более 10% учителей.

Первая проблема во многом вытекает из второй - низкой доступности компьютера и Интернета для учителя, особенно сельского. Когда можно совершенствовать свои навыки, общаться с коллегами? Чаще всего тогда, когда переделаны большие и малые дела и выпадает свободная минута. А это означает, что мало иметь компьютеры и Интернет в школе, он должен быть у учителя дома. Пока же для многих учителей компьютер остается слишком дорогим инструментом, а на селе сложным оказывается и организовать доступ в Интернет с домашнего компьютера.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, хочется верить, что сетевое сотрудничество учителей будет развиваться. И сообщество учителей химии "Химоза" внесет свой вклад в это развитие, будет и дальше способствовать творчеству и росту профессионального мастерства педагогов.


В сб. Инновационные процессы в химическом образовании.
Материалы III Всероссийской научно-практической конференции.
12-15 октября 2009 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. -283 с.



Hosted by uCoz