Поделиться в

9. Векторная графика Microsoft Office.

= ИКТ =


Задача.

Одна из проблем, возникающих при подготовке научного или учебного текста – это необходимость его сопровождения графическими иллюстрациями. Это могут быть фотографии и сканированные изображения, готовые рисунки из коллекций Microsoft Office, а также схемы и простейшие рисунки создаваемые самостоятельно. Для решения этой проблемы надо иметь общее представление о компьютерной графике и уметь работать с графическими редакторами, использовать графические объекты в текстовых и других документах. В ходе занятия надо освоить основные навыки работы с встроенным редактором векторной графики Microsoft Office и в файле Установка.doc создать рисунок установки для восстановления оксида железа(III).


Виды компьютерной графики. Векторная графика

Различают три вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Фрактальная графика создается путем автоматической генерации изображений. Создание фрактальной художественной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании. Фрактальную графику редко применяют для создания печатных или электронных документов, но ее часто используют в развлекательных программах.

В векторной графике основным элементом изображения является линия, которая задается в виде уравнения, а точнее говоря, в виде нескольких параметров уравнения линии. При изменении линий, изменении размеров изображения, меняются только численые значения параметров, хранящиеся в ячейках памяти. Количество же ячеек остается неизменным для любой линии. Поэтому величина файла векторной графики не зависит от размера изображения.

Векторное изображение, в отличие от растрового не имеет естественного размера и не характеризуются определенным разрешением. Для него может быть задан любой размер, при этом оно воспроизводятся с тем разрешением, которое доступно данному устройству вывода (монитору или принтеру) с максимальным для этого устройства качеством. (При сильном уменьшении размеров возможна потеря мелких деталей, при сильно увеличении - становятся заметны неточности в проведении линий).

Линия — это элементарный объект векторной графики. Все, что есть в векторной иллюстрации, состоит из линий. Линии объединяются в более сложные объекты - Фигуры.

Линии, как и другие объекты, имеют свойства. К этим свойствам относятся: форма линии, ее толщина, цвет, характер линии (сплошная пунктирная и т. п.). Замкнутые линии имеют свойство заполнениям. Внутренняя область замкнутого контура может быть заполнена цветом, текстурой, картой. Простейшая линия, если она не замкнута, имеет две вершины, которые называются узлами. Более сложные линии могут иметь несколько узлов.

Поскольку свойство цвета задается не отдельным точкам, а целым линиям или фигурам, размер файла векторного изображения в меньшей степени зависит от цветового разрешения.

В отличие от растровой графики помещенная на рисунок линия, всегда доступна для редактирования, изменения ее параметров. Однако «стереть» часть линии или фигуры здесь нельзя, можно лишь замаскировать ненужные фрагменты, закрыть другой фигурой.

При всех преимуществах векторная графика, набор линий и фигур, не может отобразить все многообразие реальных объектов. Чем точнее мы будем пытаться это сделать, тем больше все более мелких линий нам придется использовать. А это приведет к сильному росту размера файла, т.е. потери всех преимуществ векторной графики. Поэтому векторная графика используется обычно для создания условных рисунков, схем, логотипов и т.п.

Для создания векторных изображений используются такие редакторы как Adobe Illustrator, CorelDraw. Простейшие векторные изображения можно создавать, используя встроенный редактор Microsoft Office.


Создание графических объектов в Microsoft Office

Элементарный набор инструментов векторной графики представлен во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства Microsoft Office. Основные команды редактора представлены на панели инструментов Рисование, которая может быть открыта, например в текстовом процессоре WORD. Это позволяет создавать графические изображения в документах WORDa.

    I Создайте новый документ для выполнения задания, установите нужную ориентацию страницы, сохраните документ в рабочую папку под именем “Установка”. Если панель инструментов рисования отсутствует, выведите ее на экран (меню Вид – Панели инструментов). Ознакомьтесь с содержимым панели.
    панель Рисование

Вставка и использование полотна

При вставке графического объекта в Microsoft Word вокруг него обычно отображается Полотно – область, в которой можно рисовать фигуры. С помощью полотна можно упорядочивать рисунки в документе, расположить вместе части рисунка, что является необходимым, если рисунок состоит из нескольких фигур. При изменении размеров полотна одновременно изменяются размеры всех фигур находящихся на нем.

Полотно имеет границу, которая отделяет рисунок от остальной части документа. По умолчанию граница и фон полотна не отображены, однако к полотну можно применять форматирование, как к любому графическому объекту. Можно уменьшать размер полотна таким образом, чтобы оно точно соответствовало графическим объектам. Кроме того, полотно и графические объекты можно разворачивать одновременно или по отдельности.

Вставка полотна при создании рисунка:

  1. Щелкните документ в том месте, где необходимо создать рисунок.
  2. Выберите команду меню Вставка - Рисунок, а затем — команду Создать рисунок. В документ вставляется Полотно.

Полотно не обязательный элемент. Если использовать полотно не требуется, можно перетащить графические объекты за пределы полотна, выделить полотно и удалить его.

Чтобы включить/отключить автоматическую вставку полотна вокруг графических объектов выберите команду меню Сервис-Параметры, затем на вкладке Общие установите или снимите флажок "Автоматически вставлять полотно при вставке автофигур".

    I Вставьте полотно в документ "Установка". Установите его размеры на всю страницу, оставив поля. При желании задайте границу и фон полотна.

Линии и стрелки

Линия — это элементарный объект векторной графики. Линии характеризуются определенным набором свойств, могут быть замкнутые и незамкнутые, иметь два или большее число узлов. Стрелки это линии с особым изображением концевых узлов. Инструменты для рисования простейших прямых линий и стрелок представлены на панели инструментов Рисование. Кроме того в меню Автофигуры на панели инструментов есть раздел Линии, позволяющий выбрать инструмент для рисования кривых, ломаных и других сложных линий.

Для рисования обычной линии или стрелки:

    меню Автофигуры-Линии
  1. Выберите необходимый инструмент на панели Рисование;
  2. Нажав левую кнопку мышки, проведите указателем в нужном направлении

Чтобы угол наклона линии был кратен 15 градусам, при выполнении описанных выше действий удерживайте нажатой клавишу SHIFT.

Для рисования кривой или ломаной:

  1. Выберите инструмент Кривая или Полилиния в меню Автофигуры.
  2. щелкните начало, а затем перемещайте мышь, щелкая в тех местах, где следует разместить узлы кривой.
  3. Чтобы оставить кривую незамкнутой, дважды щелкните в последней точке. Для замыкания фигуры щелкните около ее начальной точки.

В чем преимущество замкнутой фигуры перед фигурой, нарисованной отдельными линиями? Замкнутую фигуру можно заполнить, "залить" определенным цветом, текстурой и т.п. Фигуру, нарисованную отдельными линиями, залить нельзя. В то же время можно залить незамкнутую кривую - программа при этом ограничит область по начальной и конечной точке кривой.

Режим изменения узлов Форму нарисованной линии, в том числе и стрелки, всегда можно изменить, удаляя, добавляя, изменяя Узлы линии. Чтобы перейти в режим изменения узлов нужно выбрать соответствующую команду в контекстном меню линии. Существующие узлы линии будут показаны черными маркерами. Также, используя контекстное меню можно добавлять новые узлы в нужном месте линии, удалять ненужные. Узлы линии можно перемещать, меняя форму линии, менять их тип, превращая, например гладкий узел в угловой. При выполнения последних команд у узлов появляются дополнительные маркеры ("усы"), которые дают дополнительные возможности изменения узла и всей линии. Можно наконец изменить и характер Сегмента - части линии между узлами (прямой - искривленный). Такие большие возможности могут привести порой к непредсказуемым результатам, справиться с которыми поможет кнопка "Отменить"

    I В файле “Установка” нарисуйте произвольную замкнутую фигуру, которая будет изображать оксид железа(III), используя инструмент Полилиния, опробуйте также другие инструменты для рисования линий, изменения их формы.
    Линии

Автофигуры. Добавление автофигуры.

Кроме элементарного графического объекта Линия редактор содержит набор готовых фигур, предназначенных для использования в документах. Часто используемые фигуры Овал, Прямоугольник представлены и непосредственно на панели инструментов Рисование. Кроме того на панели инструментов находится меню Автофигуры, которое включает несколько категорий различных фигур: линии, основные фигуры, фигурные стрелки, блок-схемы, звезды, ленты и выноски. Для добавления линии или автофигуры в рисунок:

  1. Выберите необходимый инструмент на панели Рисование или в меню Автофигуры.
  2. Для вставки фигуры стандартного размера щелкните документ и растяните фигуру до требуемого размера или проведите линию нужной длины.

Чтобы угол наклона линии был кратен 15 градусам, при выполнении описанных выше действий удерживайте нажатой клавишу SHIFT. Это же надо делать, чтобы нарисовать правильный круг, квадрат.

Любая автофигура может быть выделена щелчком мышки. Можно одновременно выделить несколько фигур, щелкая их мышкой при нажатой клавише Shift. Для выделения нескольких объектов можно щелкнуть стрелку Выбор объекта на панели инструментов и обвести их все этой стрелкой. Выделенная фигура окружена маркерами.

Для изменения размеров фигуры щелкните ее и перетаскивайте один из ее маркеров. Для сохранения пропорций фигуры во время перетаскивания удерживайте нажатой клавишу SHIFT. Если выделено несколько фигур, то они будут изменяться одновременно.

Желтый маркер используется для изменения формы автофигуры. Используйте маркер изменения формы для изменения наиболее выступающих деталей фигуры, например, для изменения размера указателя на стрелке. Для более точной установки размера и формы фигуры, увеличьте масштаб изображения (например до 200%).

Зеленый маркер используется для вращения формы автофигуры. Если он отсутствует, на панели инструментов Рисование нажмите кнопку Действия и выберите команду Повернуть/отразить - Свободное вращение. Этот же раздел меню Действия содержит также команды, позволяющие повернуть графический объект на 90 градусов, а также отразить объект относительно горизонтальной или вертикальной оси.

Для добавления повторяющихся фигур можно использовать прием копирования. Выделенные фигуры могут удаляться и копироваться обычными способами. Так можно копировать фигуру, перетаскивая ее мышкой при нажатой клавише Ctrl.

    I В файле “Установка” нарисуйте автофигуры, необходимые для создания рисунка (заливка фигур рассмотрена ниже). Подгоните размеры фигур. Используя желтый маркер и вращение сделайте из автофигур “трапеция” лодочку для оксида. (Чтобы не рисовать много кружочков, используйте операцию копирования, выравнивать их будем позднее).

Форматирование автофигур.

Для фигур допускаются следующие действия: изменение размеров и цвета фигуры, вращение, отражение, а также комбинирование с другими фигурами для составления более сложных фигур. Предварительно нужно показать программе с какими фигурами мы хотим работать, выделить эти фигуры.

Для изменения параметров фигуры можно использовать меню Формат – Автофигура, контекстное меню или кнопки на панели Рисование.

Выбор цвета заливкиДля изменения границ фигуры используется раздел Линии на вкладке Формат-Автофигуры-Цвета и линии. Здесь можно установить тип линии, ее толщину, цвет. Можно вообще отказаться от изображения линий, тогда автофигура будет отображаться только цветом заливки. Все эти операции можно проделать также используя соответствующие кнопки на панели инструментов Рисование.

Для изменения заполнения фигуры используется раздел Заливка на вкладке Формат-Автофигуры-Цвета и линии. Выбирая цвета заливки, можно не ограничиваться представленной палитрой и выбрать Другие цвета из полного спектра. Используя команду Способы заливки можно заполнить фигуру градиентными цветами, текстурами, узором (штриховкой), а также использовать для этой цели любое изображение, файл которого находится на компьютере. Заливку можно сделать полупрозрачной, а также вообще отказаться от нее, тогда автофигура будет отображаться только границами (если отказаться и от границ, и от заливки, фигура станет невидимой). Все операции с заливкой фигуры можно также делать, используя кнопку Заливка на панели инструментов Рисование.

Для линий и стрелок применимы все описанные приемы форматирования. Кроме того, изменяя конец и начало линии, можно любую линию превратить в стрелку, создать двухстороннюю стрелку и т.п.

    I Установите необходимую заливку для автофигур, изображающих корпус печи (штриховка), пробки, оксид, генератор водорода.

Добавление текста к автофигурам.

Для добавления текста щелкните фигуру правой кнопкой мыши, выберите команду Добавить текст в контекстном меню, а затем введите необходимый текст. Этот текст становится частью фигуры, при перемещении фигуры он перемещается вместе с ней. Однако при вращении или отражении фигуры текст не вращается и не отражается вместе с ней. Повернуть текст на 90 градусов вправо или влево можно командой Направление текста в меню Формат. В отличие от растрового изображения, введенный текст остается доступным для последующего редактирования и форматирования обычными приемами. Для этого нужен лишь двойной щелчок на фигуре с текстом.

Нельзя добавить текст к линии, стрелке, произвольной фигуре, полученной с помощью инструмента Полилиния, даже если это замкнутая фигура. Эти объекты, при необходимости сопроводить их текстом, нужно группировать с Надписями

    I Добавьте необходимый текст на фигуре, изображающей генератор водорода.


Выноски и Надписи

Выноски и Надписи - специальные автофигуры для размещения текста на изображении. Выноска при этом специальным указателем может быть связана с каким либо фрагментом рисунка, показывая его назначение.

Для добавления надписи используйте следующую процедуру:

  1. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Надпись.
  2. Нарисуйте в нужном месте документа рамку Надписи.
  3. Введите и отформатируйте нужный текст.
  4. При необходимости переместите надпись или измените размеры ее рамки.

Границы и заливку надписи можно менять обычными приемами. Часто бывает удобно сделать их невидимыми.

Добавление выноски.

  1. Нажмите кнопку Автофигуры на панели рисования, а затем выберите выноску нужного типа из списка Выноски.
  2. Укажите, где следует вставить выноску, а затем введите ее текст. Размеры выноски изменяются путем перетаскивания ее маркеров изменения размера.
  3. Положение указателя выноски изменяется путем перетаскивания желтого маркера.
    I Сделайте надписи над стрелками и выноску для оксида.

Способы размещения графических объектов. Сетка.

Для упорядоченного расположения элементов рисунка используется Сетка - невидимые линии, интервал между которыми задает шаг перемещения объекта. Для настройки сетки используется соответствующая команда меню Действия на панели инструментов Рисование. Открывающееся при этом окно позволяет задать шаг сетки, ее положение, сделать ее видимой и т.п. Иногда сетка мешает точному совмещению линий, размеров фигур. В этом случае можно отменить привязку к сетке.


Изменение порядка графических объектов

По мере добавления в документ объекты автоматически распределяются по слоям. Порядок объектов становится заметен при их перекрытии, когда верхний объект закрывает часть объекта, расположенного ниже. При «потере» объекта между другими, выделите один из них и нажимайте клавишу TAB для последовательного выделения объектов сверху вниз. Допускается изменять порядок отдельных объектов и групп объектов, перемещая объект вперед или назад на один слой либо сразу на передний или задний план. Порядок

  1. Выделите объект, который следует переместить. Если объект скрыт, для его выделения нажимайте клавиши TAB или SHIFT+TAB.
  2. В меню Действия панели инструментов Рисование или в контестном меню выберите команду Порядок, а затем нужную команду изменения порядка, например: На передний план.
    I Отрегулируйте порядок отдельных элементов рисунка, если в этом есть необходимость.

Группировка графических объектов

Часто бывает удобно объединить несколько графических объектов в группу и работать с ними, как с одним объектом. При этом можно осуществлять отражение, вращение, а также пропорциональное или непропорциональное изменение размеров сгруппированных объектов. Атрибуты всех объектов в группе изменяются одновременно, например, можно добавить заливку или тень сразу ко всем объектам в группе. При создании сложных рисунков допускается группирование уже существующих групп. В результате образуется сложная иерархия графических объектов.

  1. Выделите объекты, которые следует объединить в группу.
  2. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Действия, а затем выберите команду Группировать.

В процессе группировки порядок объектов может измениться, так как слои объектов включенных в группу объединяются. Это иногда требует новой настройки порядка. В группу лучше включать объекты связанные по смыслу. Так, логично объединить пробки с трубкой, а вот объединять пробки с печкой как то не очень. Объекты, включенные в группу, несложно разгруппировать и перегруппировать.

    I Сгруппируйте в один объект два прямоугольника, образующие корпус печи, во второй – все элементы реакционной трубки

Выравнивание и распределение графических объектов

Существует несколько способов автоматического выравнивания графических объектов. Например, несколько графических объектов можно выровнять по боковым, верхним или нижним краям либо серединам. Кроме того, графические объекты можно выравнивать относительно страницы (например, по верхнему или левому краю страницы).

Существует также возможность расположения графических объектов на одинаковом расстоянии друг от друга (распределения) вертикально, горизонтально или относительно всей страницы. Для выполнения этих операций:

  1. Выделите графические объекты, которые необходимо выровнять или распределить.
  2. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Действия, а затем выберите команду Выровнять/распределить.
  3. Выберите нужный режим выравнивания или распределения объектов.
    Элементы рисунка распределены по горизонтали и выравнены по нижнему краю:
    I Выровняйте печь и трубку относительно друг друга по центру и по середине. Кружки (“спираль”) распределите по горизонтали, выровняйте по центру, сгруппируйте. Поместите в нужное место.
    Окончательно отредактируйте рисунок, сгруппируйте все элементы рисунка.

Вопросы к занятию 9

  1. Векторная графика, основные понятия.
  2. Сравненительная характеристика векторной и растровой графики
  3. Рисование линий, стрелок, кривых, фигур произвольной формы
  4. Автофигуры, Рисование ии изменение автофигур.
  5. Форматирование автофигур. Цвет и типы линий, способы заливки.
  6. Изменение автофигуры. Размеры, форма, вращение, отражение.
  7. Добавление текста к автофигурам,
  8. Выноски и надписи.
  9. Размещение графических объектов. Полотно, сетка.
  10. Изменение порядка графических объектов
  11. Группировка графических объектов.
  12. Выравнивание и распределение графических объектов

Сдача практической части темы - на дискете: Файл рисунка.


Задать вопрос
Наверх

© Можаев Г.М.
kontren.narod.ru


< И К Т   |  Карта сайта   |  Главная страница >

.
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz