Поделиться в

8. Растровая графика
Графический редактор Paint.

= ИКТ =


Задача.

Одна из проблем, возникающих при подготовке научного или учебного текста – это необходимость его сопровождения графическими иллюстрациями. Это могут быть фотографии и сканированные изображения, готовые рисунки из коллекций Microsoft Office, а также схемы и простейшие рисунки создаваемые самостоятельно. Образец рисункаДля решения этой проблемы надо иметь общее представление о компьютерной графике и уметь работать с графическими редакторами, использовать графические объекты в текстовых и других документах.

Задача этого занятия - познакомиться с основными параметрами растровой графики, видами графических файлов и основными приемами работы в графическом редакторе Paint – простейшем графическом редакторе для создания растровых изображений. При этом нужно создать черно-белую иллюстрацию размером 10*15см для практической работы по получению газов. Иллюстрация содержит изображения двух штативов, пробирки, колбы, газоотводной трубки, спиртовки, различные надписи.


Растровая графика

Различают всего три вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Основным элементом растрового изображения является точка. Файл растрового изображения содержит информацию о каждой точке этого изображения. Если изображение экранное, то эта точка называется пикселом. Растровые изображения получают при сканировании, с помощью цифровых фото- и видеокамер. Большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровой графикой, ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку.


Разрешение и размеры изображения

Файл растровой графики содержит информацию об отдельных точках из которых складывается изображение. Размер изображения будет зависеть от общего числа точек и того, сколько точек размещается в одном дюйме изображения. Величина, показывающая число точек в одном дюйме изображения называется разрешением изображения и измеряется в dpi (dot per inch). Поскольку файл содержит информацию об определенном числе точек, то, увеличивая или уменьшая размеры изображения на экране или для печати, мы изменяем его разрешение. Однако это изменение может вступить в противоречие с физическими возможностями экрана или принтера отображать точки, то есть с их разрешающей способностью.

Для изображения, занимающего всю поверхность экрана, при разрешении монитора 800x600 пикселов нужно сохранить в файле информацию о 48*104 точек, при этом в одном дюйме изображения будет около 75 точек, т.е. разрешение изображения составит 75 dpi.

Если в файле будут содержаться данные о большем числе точек, изображение уже не поместится на экране. Конечно, его всегда можно сжать до размеров экрана, но при этом часть точек не будет отображаться, и мелких деталей мы не увидим. Однако мы всегда можем посмотреть эти детали, просматривая фрагмент рисунка в увеличенном масштабе.

Если в файле будут содержаться данные о меньшем числе точек, изображение займет лишь часть экрана. Конечно, его можно растянуть до размеров экрана, но при этом каждая точка будет отображаться не одним пикселем, а несколькими. Никакой новой информации мы не получим, просто точки будут более крупными, а изображение более грубым.

При печати разрешение должно быть намного выше. Полиграфическая печать полноцветного изображения требует разрешения около 300 dpi. То изображение, которое занимает весь экран монитора, при такой печати будет иметь размер примерно 7*5 см. При попытке напечатать его в увеличенном размере, будет заметна зернистость изображения, то есть пострадает его качество.

Таким образом, если сканируемое изображение предполагается лишь рассматривать на экране, без увеличения, нет смысла устанавливать разрешение изображения больше 75 dpi. Если же предполагается печать изображения в том же масштабе, то разрешение должно быть 300 dpi.

Естественый размер изображения (actual size) это такой размер, при котором каждая точка файла отбражается на экране или бумаге, причем только одной точкой соответствующего устройства. Если размер изображения больше естественного - появляется зернистость, пикселизация. Если размер меньше естественного - часть информации не воспроизводится, можно сказать является излишней, неоправдано увеличивая размер файла. Поскольку разрешающая способность экрана и принтера различна, то, чтобы естественный размер изображения на бумаге был таким же как на экране, графический файл для печати должен содержать информацию о значительно большем числе точек. Файл фотоснимка размером 10x15 см должен при этом содержать данные примерно 1,5 млн. точек.


Цветовое разрешение и размер файла.

Объем файла изображения зависит и от цветового разрешения, определяющего, сколько оттенков цветов может быть представлено в изображении. Для кодирования черно-белого изображения достаточно выделить по 1 биту на каждую точку (объем файла фотоснимка около 180 кбайт). Выделение 1 байта для точки позволяет закодировать 256 различных цветов (но объем файла составит уже 1,4 Мбайт).
См. также:

Переносные воздушные компрессоры для покраски

А если на кодирование каждой точки использованы три байта (True Color, 24 разрядный рисунок), то возможно одновременное отображение 16,5 млн. цветовых оттенков, и объем информации обычного фотоснимка составит свыше 4 Мбайт. Современные цифровые камеры, оснащенные 10-мегапиксельной матрицей, нуждаются в 30MB на каждую фотографию. Сжатие иображений может немного помочь, но проблема остается. Понятно, что хранить черно-белое или малоцветное изображение в режиме True Color нет смысла.

Таким образом, можно отметить два недостатка растровой графики. Первый – это большой размер файлов, а второй – ограниченность увеличения растровых изображений для рассмотрения деталей. Поскольку изображение состоит из точек, то увеличение изображения приводит только к тому, что эти точки становятся крупнее. Это делает рисунок более грубым.


Форматы файлов растровой графики

Для операционной системы Windows 9x наиболее характерным является формат Windows Bitmap (файлы с расширением .BMP). Характерным недостатком этого формата является большой размер файлов из-за отсутствия сжатия информации.

Для документов в сети Интернет, очень важен размер файлов, поскольку от него зависит скорость доступа к информации. Поэтому здесь используют два вида графических форматов, обеспечивающих наиболее плотное сжатие. Для хранения многоцветных нерегулярных изображений (фотографий) используют формат JPEG, файлы которого имеют расширение .JPG. Этот формат отличается тем, что обеспечивает хранение данных с огромной степенью сжатия, но за счет потери части информации. Впрочем, если речь идет о воспроизведении на экране (но не на бумаге), потеря до 90% информации сказывается на качестве незначительно.

Кроме формата JPEG, в Интернете используют формат GIF. Это самый «плотный» из графических форматов, не имеющих потери информации. Файлы этого формата имеют расширение .GIF. В этом формате хранятся и передаются малоцветные изображения, например рисованные иллюстрации, чертежи, схемы.

Для работы с растровыми изображениями существует большое число графических редакторов. Наиболее известные из них программа Adobe Photoshop и простейший графический редактор Paint, входящий в состав WINDOWS.


Редактор Paint. Запуск, рабочее окно, установка атрибутов рисунка.

Редактор Paint обычно запускается через главное меню: Пуск - Программы – Стандартные. При необходимости его можно запустить командой Пуск - Выполнить, введя имя файла программы mspaint.exe.

В рабочем окне программы представлены: строка меню, панель инструментов рисования, панель палитры, рабочая область. При выборе некоторых инструментов, например Линия, появляется панель настройки инстумента. Если какие-то элементы рабочего окна отсутствуют, их можно включить, используя меню Вид. В рабочей области представлен вид листа будущего рисунка. Маркеры на сторонах листа позволяют изменить его размеры. Точно установить размеры и атрибуты рисунка можно используя меню Рисунок - Атрибуты. Открыть, сохранить, распечатать рисунок можно, используя меню Файл. Сохраняя рисунок командой Сохранить как, можно установить требуемый тип графического файла и нужное цветовое разрешение. Следует учитывать, что часть цветов и элементов рисунка при переходе к малоцветному изображению могут быть потеряны.

    I Запустите Paint, познакомьтесь с элементами рабочего окна. Установите заданные размеры рисунка (15*10 см) с помощью мышки или меню Рисунок-Атрибуты.
    - Попробуйте сохранить файл в папке А-8 на рабочем столе под именем Проба1, Проба2, Проба3 и т.д., устанавливая разное цветовое разрешение – от 24 разрядного до монохромного. Откройте папку и сравните размер файлов. Какое разрешение следует установить для черно-белой иллюстрации?
    - Убедитесь перед началом работы, что загружена черно-белая палитра, в противном случае установите ее, используя меню Рисунок-Атрибуты. Сохраните файл под новым именем «Получение газов» в папке А-8 на рабочем столе как монохромный рисунок.

Рисование линий.

Чтобы нарисовать прямую линию

  1. Выберите в наборе инструмент Линия.
  2. Выберите ширину будущей линии под набором инструментов.
  3. Выберите цвет будущей линии на палитре. Для выбора основного цвета используйте левую кнопку мыши, а для выбора фонового цвета - правую.
  4. Перетащите указатель. Чтобы нарисовать строго горизонтальную или вертикальную линию или линию с наклоном 45 градусов, нажмите клавишу SHIFT и не отпускайте ее до тех пор, пока линия не будет завершена.

В отличие от векторной графики нарисованную линию нельзя изменить. Ее можно стереть – используя инструмент Ластик. Можно также отменить действие: меню Правка-Отменить. (Учтите, что в Paint`e можно отменить только три последних действия!)

    I Рисунок прибора для получения газа начните с изображения штатива, для чего используйте линию самой большой ширины (стекляные детали лучше изображать тонкими линиями). Зарисуйте штатив. Учтите, что рисунок должен быть оптимально размещен на листе, необходимо также оставить место для надписей.

Работа с фрагментами рисунка

Выделенные фрагменты рисунка можно копировать, перемещать, отражать, наклонять, изменять размеры.

Чтобы выделить прямоугольную область рисунка, выберите инструмент Выделить в наборе инструментов, а затем обведите нужную область пунктирным прямоугольником. Можно использовать для выделения также инструмент Выделить произвольную область.

Копирование и вставку можно делать, используя соответствующие команды из меню Правка или контекстное меню. Вставленный фрагмент всегда оказывается в верхнем левом углу, для его перемещения используют мышку. Можно непосредственно перетаскивать выделенный фрагмент на новое место мышкой, если при этом держать нажатой клавишу Ctrl будет происходить копирование фрагмента.Копирование: с фоном или без фона

Следует учитывать, что перемещаться может фрагмент с фоном, или только основное изображение. Для переключения этих двух режимов служат специальные кнопки на панели инструментов.

Изменять размеры фрагмента можно перемещая мышкой маркеры выделенной области. Для отражения, вращения, наклонов используются соответствующие команды меню Рисунок. Следует учитывать, что изменение размеров растрового изображения, наклоны, вращения могут привести к огрублению рисунка или потере мелких деталей.

    I Создайте изображение второго штатива копированием и отражением первого. Переместите его на нужное место. Не забывайте периодически сохранять файл.


Рисование фигур.

Чтобы нарисовать фигуру:

  1. Выберите инструмент Линия и установите толщину линий Выбор фигуры и типа заполнения
  2. Выберите инструмент нужной фигуры.
  3. Выберите тип фигуры (только контур, контур с заполнением, только заполнение)
  4. Выберите цвет границы фигуры на палитре цвет заполнения. Заполнение идет цветом фона, поэтому для его установки используйте правую кнопку мыши. В черно-белой палитре вместо цвета можно выбрать определенный тип штриховки.
  5. Нарисуйте фигуру, перемещая указатель мышки. Чтобы нарисовать правильную фигуру (круг, квадрат), нажмите клавишу SHIFT и не отпускайте ее до тех пор, пока фигура не будет нарисована.

Если нарисованная фигура Вас не устраивает используйте команду Отменить и нарисуйте снова. (Помните, что в Paint-e можно отменить только три последних действия)

    I Нарисуйте фигуры – заготовки для пробирки (скругленный прямоугольник), пробки (заполненный черный прямоугольник), колбы (круг), ее горлышка (прямоугольник). Узкими прямоугольниками изобразите стеклянные трубки. Поскольку детали рисунка можно перемещать, каждую из них удобнее рисовать на свободном месте, а потом “собирать” вместе. Лишнее стираем Ластиком.

Прорисовка мелких деталей.

Для аккуратного удаления ненужных частей фигур, прорисовки мелких деталей удобнее работать в крупном масштабе. Чтобы перейти в крупный масштаб используется меню Вид – Масштаб или инструмент Масштаб панели инструментов. Для рисования и стирания мелких деталей удобно использовать инструмент Карандаш, «заряжая» его то белой, то черной краской.

Работая с цветной палитрой можно взять нужный оттенок цвета непосредственно с изображения, используя инструмент Выбор цветов ("пипетка").

    I Доработайте мелкие детали прибора.

Рисование кривой линии

Кривая линия в Painte может состоять из одной или двух дуг. Чтобы нарисовать кривую:

  1. Выберите инструмент Кривая в наборе инструментов.
  2. Выберите ширину и цвет будущей линии.
  3. Нарисуйте прямую линию между началом и концом будущей кривой.
  4. Установите указатель в вершину дуги и нажмите кнопку мыши, а затем измените кривизну дуги путем перетаскивания указателя. Если необходимо – также создайте второй изгиб
    I Используя инструмент Кривая, нарисуйте резиновую трубку прибора.

Заливка области рисунка цветом

Замкнутую область можно заполнить нужным цветом или штриховкой. Чтобы заполнить область или объект нужным цветом:

  1. Выберите инструмент Заливка в наборе инструментов, а затем выберите цвет на палитре (для черно-белой палитры - вид штриховки).
  2. Укажите на область или объект, который следует заполнить, и нажмите кнопку мыши:
    - Если граница фигуры не является непрерывной, краска «разольется» по всему листу. Тогда нужно использовать команду Отменить, найти и ликвидировать разрыв границы, затем снова выполнить заливку.
    I Покажите, что колба заполнена газом, используя инструмент Заливка.

Ввод и форматирование текста

Чтобы ввести текст на рисунке:

  1. Выберите инструмент Надпись в наборе инструментов.
  2. Создайте рамку будущей надписи: перетащив указатель мышки по диагонали, так чтобы предполагаемый текст полностью разместился в рамке
  3. На открывшейся панели атрибутов текста выберите шрифт,Панель атрибутов текста начертание и размер букв. (Если панель не открылась, используйте меню Вид)
  4. Щелкните мышкой внутрь рамки надписи и затем введите текст.
  5. Чтобы закончить ввод текста щелкните мышкой за пределами рамки надписи

В ходе ввода текста можно менять атрибуты текста и его цвет. После окончания ввода текста он становится элементом рисунка, и работать с ним можно будет только как с обычными точками рисунка. Под- и надстрочные индексы формул пишутся отдельно, более мелким шрифтом, затем перетаскиваются.

    I Создайте необходимые надписи к рисунку. Сохраните файл.

Вопросы к занятию 7

  1. Виды компьютерной графики, Растровая графика
  2. Разрешение изображения.
  3. Цветовое разрешение.
  4. Типы графических файлов.
  5. Запуск Paint, рабочее окно, установка атрибутов рисунка.
  6. Рисование линий и фигур
  7. Рисование кривых
  8. Копирование фрагментов рисунка.
  9. Отражение, вращение фрагментов рисунка.
  10. Установка масштаба и прорисовка мелких деталей.
  11. Заливка области рисунка цветом
  12. Ввод текста в рисунок

Сдача практической части темы - на дискете: Файл рисунка.


Задать вопрос
Наверх

© Можаев Г.М.


Поделиться в

< И К Т   |  Карта сайта   |  Главная страница >

.


Hosted by uCoz